Слайд 2Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней
же возводилась цитадель, чтобы было где укрыться если враг проникнет
в город. Такая цитадель называлась акрополем. Точно так же на скале, которая почти на 150 метров возвышалась над Афинами и издавна служила естественным оборонительным сооружением, постепенно образовался верхний город в виде крепости (акрополя) с различными оборонительными, общественными и культовыми сооружениями.
Афинский Акрополь начал застраиваться еще во II тысячелетии до н.э. Во время греко-персидских войн (480—479 годы до н.э.) он был полностью разрушен, позднее под руководством скульптора и архитектора Фидия началось его восстановление и реконструкция.
Слайд 3 Стены Акрополя круты и обрывисты. Четыре великих творения стоят
и поныне на этом холме со скалистыми склонами. Широкая зигзагообразная
дорога идет от подножия холма к единственному входу. Это Пропилеи — монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437—432 годах до н.э.
Слайд 4Но прежде чем войти в эти величественные мраморные ворота, каждый
невольно оборачивался вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего
вход в Акрополь, высится храм богини победы Ники Аптерос, украшенный ионическими колоннами.
Слайд 5Богиня победы Ника изображалась прекрасной женщиной с большими крыльями: победа
непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили
ее бескрылой, чтобы она не покинула город, одержавший так недавно великую победу над персами. Лишенная крыльев богиня не могла больше летать и навсегда должна была остаться в Афинах.
Храм Ники стоит на выступе скалы. Он чуть повернут в сторону Пропилеи и играет роль маяка для процессий, огибающих скалу.
Сразу же за Пропилеями гордо возвышалась Афина Воительница, копье которой приветствовало путника издалека и служило маяком для мореплавателей. Надпись на каменном пьедестале гласила: «Афиняне посвятили от победы над персами». Это означало, что статуя была отлита из бронзового оружия, отнятого у персов в результате одержанных побед.
Слайд 6На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон, который (по замыслу
его создателей) должен был связать воедино несколько святилищ, располагавшихся на
разных уровнях, — скала здесь очень неровная. Северный портик Эрехтейона вел в святилище Афины, где хранилась деревянная статуя богини, якобы упавшая с неба. Дверь из святилища открывалась в маленький дворик, где росло единственное на всем Акрополе священное оливковое дерево, которое поднялось, когда Афина дотронулась в этом месте до скалы своим мечом.
Слайд 7Центральная часть храма — прямоугольное помещение (24,1х13,1 метров). Турки, захватившие
в свое время Афины и не допускавшие по своим мусульманским
убеждениям изображений человека, уничтожать эти статуи, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.
Слайд 8Парфенон — храм богини Афины — самое большое сооружение на
Акрополе и самое прекрасное создание греческой архитектуры. Он стоит не
в центре площади, а несколько сбоку, так что можно сразу охватить взглядом передний и боковой фасады, понять красоту храма в целом. Древние греки верили, что храм с основной культовой статуей в центре представляет собой как бы дом божества. Парфенон — храм Афины-Девы (Парфенос), и потому в центре его находилась выполненная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе статуя богини.
Слайд 9 С четырех сторон Парфенон окружают стройные колоннады, между их
беломраморными стволами видны просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, он
кажется воздушным и легким. На белых колоннах нет ярких рисунков, как это встречается в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, от чего храм кажется выше и еще стройнее.
Слайд 10Поставленный на верхней площадке Акрополя, на высоте около 150 метров
над уровнем моря, Парфенон был виден не только из любой
точки города, но и с подплывавших к Афинам многочисленных судов. Храм представлял собой дорический периметр, окруженный колоннадой из 46 колонн.
Слайд 11Афинский акрополь. V в до н. э. Общий вид:
1–
пропилеи;
2 – храм Нике Аптерос;
3 – Парфенон;
4
– Эрехтейон
Слайд 12 По мнению специалистов, театр вмещал 17.000 зрителей.
На южном склоне
Акрополя стояли несколько театров, в том числе первое подобное сооружение
в мире, театр Диониса (Theatro Dionysou).
В V веке до н.э. четыре великих древнегреческих драматурга (Эсхил, Аристофан, Эврипид и Софокл) впервые представили здесь на суд публики свои произведения.
Слайд 13На Южном склоне Акрополя находится самый древний из известных театров,-
театр Диониса (бога виноделия). По легенде жители Афин убили Диониса,
когда он прибыл в Аттику и впервые дал попробовать людям вино, подумав что Дионис пытается их отравить. Потом одумались и стали очень бурно отмечать дионисии - празднества в честь ими же убитого бога. В конце концов, это все привело к созданию театра.