Слайд 1АО «Медицинский университет Астана»
кафедра ортопедической и детской стоматологии
Принципы планирования,
внедрения и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний.
Слайд 2Дисциплина: Профилактика стоматологических заболеваний
Специальность: 5В130200 «Стоматология»
Курс: 3
Время: 1 час
Лектор: зав.
кафедрой, профессор Еслямгалиева А.М.
Слайд 3 Планирование и внедрение программ по стоматологии - как профилактических, так
и лечебных -должно быть комплексным. Они могут отличаться в деталях
и иметь свои особенности, но общая схема аналогична.
Планирование программ профилактики стоматологических заболеваний среди населения складывается из следующих этапов:
определение основных проблем;
формулирование целей и задач;
выбор методов и средств профилактики;
обучение персонала;
внедрение программы;
оценка эффективности программы.
Слайд 4 Программа профилактики должна начинаться с анализа ситуации в регионе и
постановки задач, за которыми следуют поэтапное внедрение, предварительная оценка эффективности
и, при необходимости, коррекция программы с последующим ее широким внедрением и т. д.
Программы профилактики могут быть внедрены на государственном, региональном и местном уровнях. Выбор программы зависит от потребностей региона, поставленных целей и имеющихся ресурсов.
Слайд 5Определение основных проблем
Перед тем, как выбрать определенную программу профилактики, необходимо
определить стоматологическую заболеваемость, которая имеется в данном регионе.
При планировании необходимо
учитывать:
-динамику демографических процессов в регионе;
-состояние окружающей среды;
-наличие персонала и материальных ресурсов;
-стоматологический статус населения.
Демографические данные представляют информацию о количестве и ожидаемом приросте городского и сельского населения, распределении его по возрастным группам.
Слайд 6ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Цели программы должны быть реальными и учитывать
степень обеспеченности стоматологической службы материальными ресурсами. Они должны быть не
изолированными, а сочетаться с целями и задачами других отраслей медицины.
В результате анализа ситуации после проведения эпидемиологического обследования становится возможным определение измеримых целей и задач программы профилактики стоматологических заболеваний.
Слайд 7ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ
Внедрение программ профилактики складывается из следующих этапов:
предварительного планирования
программы;
организационных мероприятий по внедрению;
выбора групп населения, среди которых будет внедряться
программа;
оценки потребности в персонале и ресурсах.
Слайд 8ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организаторы стоматологической службы должны вначале составить общую схему
всей программы профилактики, а затем детализировать ее.
Этот общий план основывается
на результатах ситуационного анализа стоматологических проблем и имеющихся ресурсах. Подсчитав реальные возможности, можно составить детальный план.
Слайд 9ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ
За планирование и внедрение программ профилактики
ответственны главные стоматологи различных уровней.
В задачи организаторов стоматологической службы должны
входить: организация внедрения программы профилактики местными службами, обеспечение финансирования, обучение персонала, проверка внедрения, мониторинг (наблюдение) и оценка эффективности программы.
Слайд 10ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Способ оценки эффективности программы должен быть предусмотрен на
этапе ее планирования. Для этого необходимы четкие и измеримые цели.
Оценку
можно провести на любой стадии выполнения программы, сравнивая запланированные цели и полученные результаты.
Для оценки используют те же индексы и критерии, которые применяли для исходного обследования населения.
Слайд 11Оценка эффективности программы должна проводиться с учетом следующих принципов:
1. обследованию
в начале и в конце программы подлежат одни и те
же возрастные группы населения (например, 12-летние дети);
2. при сравнении результатов должны использоваться адекватные контрольные группы;
3. обследование должно проводиться хорошо откалиброванной командой специалистов;
4. должны быть использованы одни и те же индексы для эпидемиологического обследования и оценки эффективности;
5. оценку эффективности следует проводить не реже, чем через 5 лет.
Слайд 12ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эффективность стоматологического просвещения складывается из количественных и
качественных показателей. Один из показателей касается степени вовлечения людей во
внедрение профилактической стратегии: политических партий, других организаций (профсоюзов, женских организаций и др.).
Различные разделы повышения информированности населения о здоровье и способах его улучшения можно оценить с помощью анкетирования.
Слайд 13ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГИГИЕНЕ
Этот раздел программы можно оценить достаточно быстро
и просто. Индикаторами являются индексы зубного налета, которые измеряются до
и после проведения программы обучения и выполнения гигиены полости рта.
Первая оценка программы гигиенического обучения может быть проведена через 4-6 недель, сравнивают величину индексов зубного налета с исходными значениями. В дальнейшем оценку проводят с теми же интервалами, что и для программ профилактики кариеса.
Так называемую контролируемую чистку зубов с определением гигиенических индексов можно проводить с разной периодичностью.
Слайд 14ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ И ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА
Эффективность программ
профилактики кариеса зубов в популяции оценивается через 5, 10, 15,
20 лет. При этом сравнивают величину индекса КПУ в каждой ключевой возрастной группе с данными исходного осмотра, проведенного в тех же возрастных группах.
Если программу внедряют среди ограниченного контингента населения, то оценку проводят чаще, сравнивая динамику показателей интенсивности кариеса зубов (индексов КПУ и кп) в профилактических и контрольных группах.
Еще одним показателем, свидетельствующим об эффективности профилактики, является увеличение числа лиц, у которых кариеса нет.
Профилактика болезней пародонта эффективна, если в процессе ее внедрения снижается количество пораженных секстантов.
Слайд 15 Различают предварительную, промежуточную и окончательную оценку эффективности программ профилактики.
Предварительная оценка
эффективности, помимо определения динамики показателей стоматологического статуса, должна включать оценку
того, как население восприняло программу профилактики, а также степень его участия.
Промежуточная оценка позволяет, при необходимости, модифицировать программу для достижения максимального профилактического эффекта.
Окончательная оценка возможна только после 5, 10 или более лет и должна включать оценку медицинской и экономической эффективности программы.