Разделы презентаций


Аспекты изучения культуры речи Преподаватель: Ирина Юрьевна Голованова

Содержание

Понятие о речевой культуре Аспекты культуры речи и нормы речевого общенияЯ вполне осознанно уничтожил свой валлийский акцент. Еще в школе я тайком упражнялся, подражая дикторам Би-би-си. Я хотел стать государственным

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Аспекты изучения культуры речи Преподаватель: Ирина Юрьевна Голованова

Аспекты изучения культуры речи  Преподаватель: Ирина Юрьевна Голованова

Слайд 3Понятие о речевой культуре Аспекты культуры речи и нормы речевого

общения

Я вполне осознанно уничтожил свой валлийский акцент. Еще в школе

я тайком упражнялся, подражая дикторам Би-би-си. Я хотел стать государственным служащим и был полон честолюбивых планов. Я знал, что вряд ли сумею чего-то достичь, если буду говорить как сын валлийского крестьянина.
Поэтому со временем литературно правильная речь стала моей естественной манерой изъясняться.
Дик Френсис
 Но язык – это как здоровье. Немного зависит от врача и все – от больного. В.Л. Киселев

Культура (от лат. cultura от colo – обрабатываю, возделываю, развожу) означает нечто взращённое трудом человека.




Понятие о речевой культуре  Аспекты культуры речи и нормы речевого общенияЯ вполне осознанно уничтожил свой валлийский

Слайд 4Вопросы лекции
Современная культурно-речевая ситуация и культура речи.
Аспекты изучения культуры речи

и типы норм современного русского литературного языка.
Основные понятия культуры речи:

язык и речь.



Вопросы лекцииСовременная культурно-речевая ситуация и культура речи.Аспекты изучения культуры речи и типы норм современного русского литературного языка.Основные

Слайд 51. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. На нем

составляются все официальные документы:
тексты законов и приказы,
оглашаются обращения

Президента Российской Федерации
ведутся политические дебаты.
Умение понимать со слуха сложные тексты.
!!! Кстати, во Франции любой чиновник, претендующий на должность, сдает экзамен на знание французского языка, а президент проходит такое тестирование публично.
заявления о приеме на работу и анкеты.

Зачем нужно знать язык?

1. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. На нем составляются все официальные документы: тексты законов и

Слайд 6
2. Общаться с людьми разных национальностей в нашем многонациональном государстве.
3.

Учиться в высших учебных заведениях, где преподавание на русском языке,

приобщаемся к русской и мировой культуре.

Зачем нужно знать язык?

2. Общаться с людьми разных национальностей в нашем многонациональном государстве.3. Учиться в высших учебных заведениях, где преподавание

Слайд 7
4. Распознавать манипулятивные тактики в недобросовестной рекламе или политическую демагогию,

вдумываясь в смысл слов, выявляя подтекст сообщения.
Зачем нужно знать язык?

4. Распознавать манипулятивные тактики в недобросовестной рекламе или политическую демагогию, вдумываясь в смысл слов, выявляя подтекст сообщения.Зачем

Слайд 8
5. Демонстрировать соответствующий уровень интеллектуального и культурного развития, т.к. грамотность

и развитые коммуникативные навыки часто становятся ключом к профессиональному успеху,

формированию собственного имиджа.

Способность и тяга к свободному общению – одна из традиционных и высоко ценимых черт русской языковой личности.
Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока хранить молчанье в важном споре,
И возбуждать улыбки дам огнём нежданных эпиграмм…

Зачем нужно знать язык?

5. Демонстрировать соответствующий уровень интеллектуального и культурного развития, т.к. грамотность и развитые коммуникативные навыки часто становятся ключом

Слайд 9Современная культурно-речевая ситуация
Развитие науки и техники
Информационный бум
единое коммуникативное интернет-пространство, свободный

доступ к информации;
поколение мультимедийных технологий – Digital Native («Цифровой

Человек»);
иной тип мышления;
стирание границы между реальностью и ее виртуальным аналогом

Современная культурно-речевая ситуацияРазвитие науки и техникиИнформационный бумединое коммуникативное интернет-пространство, свободный доступ к информации; поколение мультимедийных технологий –

Слайд 10Современная культурно-речевая ситуация
Развитие рыночной экономики, экономическая нестабильность, международная открытость
коммерциализация всех

социальных отношений, преобразование общечеловеческих ценностей в товар (предвыборные кампании, реклама)

манипуляция
резкая экспрессивность

Современная культурно-речевая ситуацияРазвитие рыночной экономики, экономическая нестабильность, международная открытостькоммерциализация всех социальных отношений, преобразование общечеловеческих ценностей в товар

Слайд 11Современная культурно-речевая ситуация
Изменение нравственных ценностей, этических норм
углубляется разрыв поколений (авторитет

– Интернет)
размывание жизненных принципов, ориентиров, целей
установка на развлекательность, увеличение

пространства эмоций и абсурда
понижение регистров общения, примат телесного над духовным
Современная культурно-речевая ситуацияИзменение нравственных ценностей, этических нормуглубляется разрыв поколений (авторитет – Интернет)размывание жизненных принципов, ориентиров, целей установка

Слайд 12Современная культурно-речевая ситуация
Демократизация общества
расширение границ публичного общения
признание формального равенства всех

людей
ослабление внешней цензуры и автоцензуры
бурные языковые процессы,
раскрепощение языка, упрощение,

небрежность в употреблении языковых средств
расшатывание языковых норм
Современная культурно-речевая ситуацияДемократизация обществарасширение границ публичного общенияпризнание формального равенства всех людей ослабление внешней цензуры и автоцензурыбурные языковые

Слайд 13Отношение языка и культуры

Отношение языка и культуры

Слайд 14Массовая культура влияет на массовое сознание, формируя специфически преобразованные ценности.
Культура

– совокупность духовных ценностей
Традиционная – массовая – элитарная

Массовая культура влияет на массовое сознание, формируя специфически преобразованные ценности.Культура – совокупность духовных ценностейТрадиционная – массовая –

Слайд 15 «Искусство должно быть понято народом!»
«Искусство должно быть понятно народу!»
Удовлетворяет

сиюминутные запросы людей
Массовая культура не выражает изысканных вкусов, обладает меньшей

художественной ценностью.
«Искусство должно быть понято народом!»«Искусство должно быть понятно народу!»Удовлетворяет сиюминутные запросы людейМассовая культура не выражает изысканных

Слайд 16Проблемы грамотности и чтения в современном мире
По данным ЮНЕСКО (06.09.2016):

в мире не менее 758 млн взрослых жителей планеты остаются

неграмотными.
Большинство неграмотных людей на Земле – это женщины. Число детей, которые не посещают школу, достигает не менее 263 млн человек в мире. Треть из них – это дети, живущие в районах конфликтов.
Индия (35% населения).
В странах ЕС: 75 млн. взрослых, каждый пятый
подросток в возрасте до 15 лет.
Германия – 7 млн.
Италия: 6 млн. = 12 % населения,
66 % едва умеют читать и писать;
20-25% выпускников ср.школы практически не умеют читать и писать.
Великобритания: каждый четвертый ребенок
в Лондоне, оканчивая начальную школу остается
неграмотным.
Уровень грамотности 5 % взрослого населения
на уровне 5-летнего ребенка.
Проблемы грамотности и чтения в современном миреПо данным ЮНЕСКО (06.09.2016): в мире не менее 758 млн взрослых

Слайд 17Ошибки преднамеренные или непреднамеренные?

Ошибки преднамеренные или непреднамеренные?

Слайд 20Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается,

так о нем можно судить и по языку, которым он

выражается. Дж. Свифт

Типы владения языком (Ю.Д. Апресян)

1. Высокое искусство слова.
2. Хорошее ремесленное (т.е. профессиональное) владение языком.
3. Интеллигентное владение языком.
4. Полуобразованное владение языком.
5. Городское просторечие, молодежный жаргон.

Типы речевой культуры

элитарный

среднелитературный

литературно-разговорный

фамильярно-разговорный

Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по

Слайд 21Качества хорошей речи

Качества хорошей речи

Слайд 22Правильность речи – соответствие литературно-языковым нормам.
Д. Писарев: «Неправильное употребление

слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом

в практике жизни».
Точность речи – соответствие мыслей говорящего и слушающего, адекватное выражение
К. Федин: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего требованием смысла».
Ясность речи – доступность высказывания пониманию слушающего
Римский ритор Квинтилиан: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».
Лаконизм (краткость) речи – отсутствие лишних слов, ненужных повторений.
М. Горький: «Если пишет многословно, - это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит»

Качества хорошей речи

Правильность речи – соответствие литературно-языковым нормам. Д. Писарев: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области

Слайд 23Логичность речи – соответствие законам логики.
Чернышевский: «Что неясно представляешь, то

неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют только о

запутанности мыслей».
Чистота речи – отсутствие нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных слов, а также канцеляризмов, излишних заимствований.
В.Г. Белинский: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит, оскорблять и здоровый и здоровый смысл, и здоровый вкус».
Уместность речи – соответствие целям и задачам языкового общения.
А. Луначарский: «Нельзя говорить одинаково на заводском митинге и в казачьей деревне, на студенческом собрании и в крестьянской избе… и со страниц зарубежного органа».

Качества хорошей речи

Логичность речи – соответствие законам логики.Чернышевский: «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений

Слайд 24Благозвучие речи – следование правилам приятного для слуха звучания, подбор

слов с учетом их звуковой стороны.
А.П. Чехов: «Вообще следует избегать

некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их».
Богатство (своеобразие) речи – разнообразие используемых языковых средств (устойчивые сочетания: фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки (незаконченная мысль).
М. Горький: «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их».
Выразительность речи – отсутствие шаблонов, живость (интонация), образность (метафоры, эпитеты, сравнения), эмоциональность (риторические фигуры, оценочная лексика, ирония).
А. Толстой: «Язык должен быть живым».
Простота речи – безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога».
Л. Толстой: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».

Качества хорошей речи

Благозвучие речи – следование правилам приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.А.П. Чехов:

Слайд 25Определение культуры речи
Культура
речи
такой выбор и такая организация языковых средств,

которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм

и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач (Е.Н. Ширяев).

Определение культуры речиКультура речитакой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении

Слайд 26Аспекты изучения культуры речи

Аспекты изучения  культуры речи

Слайд 27Нормативный аспект
Языковая норма

Литературный язык

Нормативный аспектЯзыковая норма Литературный язык

Слайд 28Типы норм современного русского литературного языка

Типы норм современного русского литературного языка

Слайд 29Нарушение орфографических норм
Возможности программ проверки правописания
Орфо, Пропись, Глагол, АРФ, Корректор,

Сократ, SpellRus, UniSpell, Hugo, Lingvo Corrector.

Список ошибок, не различаемых современными

автокорректорами:
1. Как правило, такие программы не различают написания омофонов: ас и асс, адаптация и адоптация и т.п. Подобные написания пропускаются без комментариев.
2. Нет замечаний к «разрезаниям», «склеиваниям», удвоению, пропуску букв и другим распространенным ошибкам: ...перевод чик, кура тор и пи онер морс кой тематики...
3. В словари автокорректоров включены слова, которые, являясь редкими в современном русском языке, могут быть получены в результате распространенной ошибки: учи теля, преложить и т.п.
4. В словарях часто отсутствуют частотные в современной публицистике слова: электорат, ваххабиты, фундаментализм и т.п.;
5. Нет многих частотных топонимов: Смоленщина, Рязанщина и т.п.
6. Нет помет к вариантам разных стилей: будущей/будущею и т.п.
7. Порождаются ненормативные формы: авиаписьм, турков, ботиночков и т.п.

Нарушение орфографических нормВозможности программ проверки правописанияОрфо, Пропись, Глагол, АРФ, Корректор, Сократ, SpellRus, UniSpell, Hugo, Lingvo Corrector.Список ошибок,

Слайд 30Проверьте себя!
В каком предложении допущена ошибка?
а) Двое аспиранток закончили работу

над диссертацией; б) Вид юноши был легкомыслен; в) В тюбике

закончился шампунь.
Какая норма нарушена в задании № 1? Варианты ответа:
а)орфографическая; б) орфоэпическая; в) лексико-фразеологическая; г) морфологическая; д) пунктуационная; е) синтаксическая.
Проверьте себя!В каком предложении допущена ошибка?а) Двое аспиранток закончили работу над диссертацией; б) Вид юноши был легкомыслен;

Слайд 31Проверь себя!
В каком предложении допущена ошибка?
а) Когда мы первый раз

выбрались на дачу, трава уже вылезла и почки на деревьях

набухли и раскрылись; б) Мне послышалось, как будто вдали кто-то заплакал; в) В следствие сложившихся обстоятельств вопрос требовал незамедлительного решения .
Какая норма нарушена в задании № 3? Варианты ответа:
а)орфографическая; б) орфоэпическая; в) лексико-фразеологическая; г) морфологическая; д) пунктуационная; е) синтаксическая.
Проверь себя!В каком предложении допущена ошибка?а) Когда мы первый раз выбрались на дачу, трава уже вылезла и

Слайд 32Проверь себя!
В каком предложении допущены ошибки?
а) Командировочные вовремя поступили на

мой счет; б) Чем отличается холерик от других типов нервной

деятельности? в) Если у вас каша в голове, то не надо жевать мочалку, иначе вас засмеют, и вы окажетесь не в своей тарелке.
Какая норма нарушена в задании № 5? Варианты ответа:
а)орфографическая; б) орфоэпическая; в) лексико-фразеологическая; г) морфологическая; д) пунктуационная; е) синтаксическая.
Проверь себя!В каком предложении допущены ошибки?а) Командировочные вовремя поступили на мой счет; б) Чем отличается холерик от

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика