Слайд 1Автор презентации зав.библиотекой :
Краева Надежда Валентиновна
E-mail: biblioteka-karaul@mail.ru
Контактный телефон: 8(83342)4-21-64
Всероссийский
конкурс
«Читаем Альберта Лиханова:
книги о вере,
надежде, любви»
МКУК «Котельничская сельская библиотека имени Д.И.Сенникова»
Слайд 2Номинация конкурса для библиотекарей:
«Читаем Альберта Лиханова:
книги о вере,
надежде, любви»
- продвижение творчества писателя
…посвящается
85-летию Альберта Анатольевича Лиханова…
Слайд 3
"Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более,
чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде
всего, быть услышанным ребёнком".
Альберт Анатольевич Лиханов
Слайд 4Человек с интересной судьбой
Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, журналист, председатель
Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор научно-исследовательского
института детства, академик нескольких академий, почетный гражданин г.Кирова и Кировской области.
Слайд 5Жизненный путь Альберта Лиханова
Альберт Анатольевич Лиханов (настоящее имя Глеб) родился
13 сентября 1935 года в городе Кирове. Дом, где прошло
детство Лиханова, - деревянный, когда-то принадлежавший его деду по отцовской линии, сыну служилого офицера из небогатых дворян. Сюда будет он стремиться, уже став известным писателем, - поработать в родных стенах. Глава семьи Анатолий Николаевич был слесарем, до войны работал на заводе. На войну ушел добровольцем. Он отвоевал всю войну, до последнего дня, дважды был ранен и выпал ему счастливый случай очутиться в госпитале родного города, увидеть жену и сына. Милица Алексеевна Лиханова, мать писателя, была родом из Архангельска, по профессии - медицинский лаборант, всю жизнь проработала в больницах. Как вспоминал Альберт Лиханов, он и таблицу умножения учил в маминой лаборатории, стерильная чистота которой, тишина и строгость ему запомнились за всю жизнь.
Слайд 6 Отец - Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первые
дни войны ушёл добровольцем на фронт.
Мать - Милица Алексеевна
— медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях.
Слайд 7Малая Родина
Здесь 13 сентября 1935 года в городе Вятке родился
будущий писатель. В этом стареньком деревянном домике…
Слайд 8Военное детство
В войну семья состояла из трёх взрослых: мама работала
в госпитале, дед Иван Петрович работал на овчинношубном заводе, где
шили полушубки для армии, бабушка Мария Васильевна вела хозяйство. Вечерами из экономии не зажигали керосиновую лампу, в темноте бабушка читала внуку стихи, которых она знала очень много. Позже в интервью Альберт Анатольевич скажет: “Да, именно бабушка указала мне путь к книгам. У нее была великолепная память, и в то же время мне казалось, что она может без конца рассказывать веселые, красивые, захватывающие истории. И во время рассказов что-то во мне напрягалось, как струны у скрипки. Литература становилась и осталась моей обетованной землей...” Культурным приютом для детей того времени была также детская библиотека. И первым человеком, который привёл маленького Альберта в этот храм книги была его бабушка. Не случайно повесть “Детская библиотека” - одно из самых тёплых, по-детски интимных, написанных от лица мальчика произведений.
Слайд 9Нас прозвали детьми войны.
«Я помню звуки тревожной сирены, помню
госпитали, в которых мало кто из нас не побывал –
то с ребячьими скудными подарками, то с самодельным школьным концертом. А кое-кто приходил навестить отца».
(из воспоминаний А.Лиханова)
Слайд 10Годы учёбы
1943г. – 1947г. Начальная школа №9
Первая учительница Аполлинария Николаевна
Тепляшина. Она научила – «добросердечию, уважению к другим людям, таким
же, как ты, любви к книге, а ещё – чистоте».
Первая
учительница
1947г. -1953г Мужская средняя школа № 16
И вдруг разом всё рухнуло - перешёл после начальной школы в мужскую школу. Здесь царила грубость,
жестокость, издевательство, насмешки…
Слайд 11В 1953 - 1958 г. г обучение в Уральском государственном
университете на отделении журналистики.
Слайд 12Студенческие годы
Студенческая пора - пора мечтаний, надежд, веселья…
Слайд 13После окончания университета Альберт Лиханов возвращается в Киров, где работает
литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а с 1961 г. возглавляет
редакцию газеты «Комсомольское племя». потом собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Новосибирске.
Слайд 14Начало творчества
В Кирове пробует себя в литературе, и ему сразу
сопутствует удача. Журнал «Юность», выходивший тогда двухмиллионным тиражом, напечатал первый
рассказ «Шагреневая кожа»(1962).
В эти же годы к нему приходит литературная известность. Одну за другой, «Юность» печатает повести Лиханова
Слайд 15Всё творчество А. А. Лиханова обращено и к миру взрослых,
и к миру детей. Главная тема в его произведениях –
история трудного детства .Своими книгами и своей работой он стремится возвратить людям, а в первую очередь детям, веру в добро и справедливость.
Слайд 16В литературном творчестве Лиханова можно выделить три основных периода:
Ранний. 1960
- е годы. К нему относятся «Сибирский характер», «Письма к
другу», «Письма из Сибири», «Гончарный круг», «Шагреневая кожа», «Да будет солнце!», «Юрка Гагарин, тёзка космонавта», «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Музыка», «Чис-тые камушки».
Это десятилетие прошло под знаком поисков молодым писателем своего героя, жанра и стиля, своего места в потоке современной литературы.
Слайд 17Зрелый.
С 1970 г. по 1989 год вышли
в свет «Конспект судьбы»,«Времена жизни», «Смысл сущего»,
«Бремя молодости», «Драматическая пе-дагогика», трилогия «Семейные обстоятельства», «Солнечное за-тмение», «Крутые горы», «Дере-вянные кони», «Последние холо-да», «Детская библиотека», «Роди-тельская суббота».
Писатель создаёт яркие, запо-минающиеся образы сформиро-ванных советской действитель-ностью юных и взрослых людей.
Слайд 18Постсоветский. С 1990 года до наших дней.
С 1989 по
1991 год А. Лиханов – народный депу-тат СССР от Советского
детского фонда, с 1999-го –член Высшего творческого совета СП России.
Этот период отмечен появлением таких сборни-ков и отдельных произведений, как «Недетские заботы Детского фонда», «Письма в защиту детства», «Философия детства», «Тропинка в страну детства», «Невинные тайны», «Мужская школа», «Никто», «Сломанная кукла», «Крёсна», «Лежачих не бьют». В эти годы существенно меняется отношение А. Лиханова к современ-ности, проявляет себя новый взгляд на события, ставшие историческим прошлым, переоцени-вается связь личности со своим временем и народом, пересматривается отношение к христианской вере.
Слайд 19 Любимым героям А. Лиханова по десять-пятнадцать лет. Обыкновенные
мальчишки, мечтатели и романтики, жадно всматри-ваются
в мир, стремятся поскорее стать взрослыми, умеют постоять за себя, за друзей и любимых. И именно это привлекает к ним сердца читателей. Ведь стремление к идеалу в юности неискоренимо. Настоящим муж-чиной вырастет лишь тот, кто и мальчиш-кой был мужественен. Настоящим мужчиной, то есть надежной опорой в любом деле, верным в дружбе и любви, сильным не только и не столько физически, но – обяза-тельно - в нравственном отношении.
Слайд 20А. Лиханов посвятил свой роман «Мой генерал» дружбе двух близких
людей: деда, бывшего генерала Рыбакова, вышедшего
в отставку, и его внука Антона. Действие происходит в Сиби-
ри, в наши дни. Родители Антона приехали в Сибирь на строительство гидроэлектростанции. Антошка учит-ся в 4 классе. В книге показано отно-шение взрослых друг к другу, к детям, к работе. А также отношения взрослых и детей к Великой Отечественной войне, унесшей миллионы жизней, отношение к героям войны и рядовым солдатам. В целом, можно сказать, по-казано отношение ко всему тому, что мы называем одним словом – ЖИЗНЬ.
Слайд 21
«Взрослые и дети…
Всегда ли мы понимаем друг друга –
взрослые и дети? Можем ли осуждать
поступки старших? Умеем ли мы прощать? Как важно сохранить мир семьи, ее покой и уют.
«Солнечное затмение» - предос-тережение, предупреждение: бере-гите друг друга, дети и родители.
Новому поколению необходимо наследовать лучшее и не повторять прошлых ошибок».
Слайд 22 Молоденькая выпускница пед-института Надежда
Георгиевна слу-чайно оказывается воспитательницей сирот - первоклассников. Но выбор
ее прям и благороден. Тяготы чужого предательства она принимает на себя
и служит детям. А. Лиханов говорил: «…новая повесть «Благие намерения» – о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых и о том, что нет, не благими намерениями вымо-щена дорога в ад, а лишь намере-ниями неисполненными».
Слайд 23
В этой повести автор поднимает проблемы становления характера
и нравственного воспитания под-ростка. Маленькому герою
этого произведения приходится быстро усвоить очень много грустных по-нятий, которые принесла с собой война. В 1971 году повесть «Крутые горы» удостоена 2-й премии Всерос-сийского конкурса на лучшую кни-гу для детей. «Крутые горы» вошли в группу произведений (сборник «Музыка», трилогия «Се-мейные обстоятельства», роман «Мой генерал»), за которые А. Ли-ханов был в 1976 году награжден премией Ленинского комсомола.
Слайд 24
«У всякого человека есть в жизни история, которая как зарубка
на дереве: потемнеет от времени, сровняется, смолой ее затянет, но
приглядишься посильней – вот она, тут, осталась, присмотришься еще – и время обратно пойдет, закрутится часовая стрелка против солнца все скорей и скорей…Вот и у меня есть такая история, и я всегда вспоминаю ее, когда слушаю музыку. Вспоминаю, как учился я играть, да так и не выучился, зато выучился другому, может быть, поважней музыки, выучился… да, выучился драться. Не просто кулаками махать, а отстаивать справедливое дело.»
Слайд 25
Одно из самых драматичных произведений А. Лиханова. Никто - кличка,
данная главному герою, «выпускнику» банального детдома бандитами, расшифровывается просто: Николай
Топоров, по имени и фамилии. Но это символ. В одной из самых богатых стран мира - теперешней России любой мальчишка простого происхождения в ответ на вопрос: «Ты кто?» наверняка сначала удивленно ответит: «никто…» и только потом - «человек». Так и скажет: «Никто... Человек».
Слайд 26 Произведения Альберта Лиханова опубликованы в России 30 -и
миллионным тиражом.
За границей на 33 языках выпущено
больше 100 книг писателя
Слайд 27
Для ныне живущих Альберт Лиханов
«милосердный, всемогущий.
Он, греющий своим
лучом…», ибо:
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует,
кто-то
сердится.
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в
сострадании.
Наши души – как топоры…
Слишком многих мы словом
ранили…
(ключ к разгадке творчества Альберта Лиханова)
Слайд 28Используемая литература
1.Лиханов А. А. Повести / Рис. В. Высоцкого. М.:
Дет.
лит., 1982.-
398 с., ил..
2. Мотяшов И. Альберт Лиханов: Очерк творчества.
М, 1981
3. Лиханов А. А. Мой генерал: повесть. М: Дет. лит.,
1984.- 352 с.
4. Лиханов А. А. Благие намерения: роман - газета. М.:
Художественная литература. ,1981.- 116 c.
5.Большая медведица: журнал-газета писателей:
Главный маршал детства /А.Кердан–2010,№3.-1-4 с.