Слайд 2Этапы боевого развертывания
Правила установки пожарной техники , прокладки
рукавных линий,
установки лестниц
Рациональные схемы боевого развертывания
Боевое развертывание при низких температурах
Техника безопасности
при боевом развертывании
Слайд 3это приведение сил и
средств пожаротушения в состояние готовности для
выполнения боевой задачи на пожаре
Боевое
развертывание
Слайд 4 Каждое подразделение пожарной охраны, в зависимости от назначения и
имеющегося пожарно-технического вооружения , а так же сложившейся обстановки на
пожаре имеет свои особенности боевого развертывания.
Слайд 5 Быстрое сосредоточение всех сил и средств подразделений на исходных
позициях в точном соответствии с
принятым решением руководителя тушения пожара
Основное требование
предъявляемое к боевому развертывания ( далее :Б.Р.)
Слайд 6 Боевое развертывание от основных
пожарных автомобилей в зависимости от складывающейся обстановки включает
3 этапа :
1 этап - подготовка к боевому
развертыванию
2 этап - предварительное
развертывание
3 этап - полное боевое
развертывание
Слайд 7Подготовка к боевом развертыванию
Проводится по прибытию подразделений на пожар
одновременно с разведкой Подготовка к Б.Р. проводится по подаваемой РТП
или командиром отделения команде : « Караул готовсь», «отделение готовсь».
Слайд 8 Командир должен указать водоисточники, на которые нужно установить
пожарные автомобили. Подготовка к боевому развертыванию может проводиться как с
установкой пожарного автомобиля на водоисточник , так и без установки.
Слайд 9 а) подготовка к Б.Р. с установкой автомобиля
на водоисточник включает :
установку автомобиля на
водоисточник с присоединением всасывающих рукавов и забором воды в насос
снятие креплений с ПТВ
проведение других подготовительных мероприятий в зависимости от местных условий
Слайд 11 б) без установки автомобиля на водоисточник:
приведение насоса в рабочее
положение
присоединение рукавной линии со стволом к насосному патрубку
снятие креплений с ПТВ
Слайд 13 Предварительное развертывание
Проводится в случае, когда
по внешним признакам можно определить направление прокладки магистральных линий или
это направление указано.
Слайд 14Предварительное развертывание включает :
выполнение работ предусмотренных
1-м этапом;
прокладка магистральной рукавной линий , установка разветвлений;
поднос к разветвлению напорных рукавов, стволов , лестниц и другого необходимого ПТВ
Слайд 17
Подаваемые команды : « Отделение, автоцистерну на пожарный гидрант,
предварительное развертывание( указывается направление прокладки рукавных линий и диаметр стволов
)»
Слайд 18 Полное боевое развертывание
В
зависимости от обстановки может проводиться сразу по прибытию подразделений на
пожар, а также после подготовки или предварительного развертывания.
Слайд 19Включает :
выполнение работ предусмотренных 1
и 2 этапом;
прокладку рабочих линий и выход
ствольщиков на позиции;
подача воды в рукавные линии;
Слайд 22 Подаваемые команды : «Отделение, ствол «Б» (2 ствола
«Б» и т.п.) по выдвижной лестнице ( по лестничной клетке
)в 3-й этаж здания,- МАРШ !»
Слайд 23 При полном Б.Р. особое внимание следует обратить на
быструю и правильное введение в действие первых стволов на решающем
направлении.
Ствольщики выходят на позиции работ кратчайшим путем.
Слайд 24АЦ
Командир
отделения
Отдает команду или распоряже-
ние отделению , идет в
разведку,
руководит работой отделения по
спасанию людей, тушению пожа-
ра и эвакуации имущества
Пожарный N1
Ст. пожарный
Прокладывает магистральную или рабочую линию, работает со стволом выполняет работу по спасанию
Основные обязанности боевого
расчета на АЦ и АНР
Слайд 25людей или по вскрытию и разборке
конструкций
Пожарный N2
С пожарным N3 переносит и уста-
навливает выдвижную лестницу ,
прокладывает рукава Д-66(77) мм,
работает со стволом и инструмен-
том для резки электропроводов ,
выполняет работу по спасанию лю-
дей , вскрытию разборке конструк-
ций
Пожарный N3
С пожарным N2 переносит и уста-
навливает выдвижную лестницу ,
помогает прокладывать магистраль-
ную линию , устанавливает
Слайд 26разветвление , остается на посту
безопасности , работает шанцевым
инструментом , эвакуирует
людей ,
разбирает конструкции , подносит
электрофонарь и освещает место
работы , прокладывает
рабочую ли-
нию и работает со стволом , устана-
вливает эжектор (гидроэлеватор)
Пожарный N4
Вместе с водителем устанавливает
автомобиль на водоисточник , прок-
ладывает магистральную линию ,
работает на разветвлении , выпол-
няет работы по спасанию людей ,
вскрытию и разборке конструкций ,
Слайд 27С пожарным N4 устанавливает
автомобиль на водоисточник ,пере-
ключает работу двигателя
на насос,
работает на насосе , обеспечивает
подачу воды (пены) в рукавную
ли-
нию
устанавливает рукавные мостики и
устанавливает связь с ЦППС по ра-
диостанции или телефону
Водитель
АНР
Командир
отделения
Отдает команду или распоряжение
отделению, идет в разведку и руко-
водит работой отделения по
Слайд 28спасанию людей , тушению пожара
и эвакуации имущества
Пожарный N1
Ст. пожарный
Прокладывает рабочую линию , пе-
реносит стволы , работает со
ство-
лом. Принимает участие в спаса-
нии людей , вскрытии и разборке
конструкций, в составе звена идет
в разведку
Пожарный N2
Прокладывает рабочие линии , ра-
ботает со стволом или подстволь-
щиком у пожарного N1. С пожар-
ным N7 переносит и устанавливает
выдвижную лестницу , проклады-
вает вторую магистральную линию,
Слайд 29участвует в составе звена в развед-
ке , выполняет работу по
спасанию
людей , вскрытию и разборке конст-
рукций
Пожарный N3
С пожарным N4
прокладывает ма-
гистральную и рабочую линии , ра-
ботает со стволом или подстволь-
щиком у пожарного N2 , выполняет
работы поспасанию людей , вскры-
тию и разборке конструкций
Пожарный N4
С пожарным N3 прокладывает пер-
вую магистральную линию, пере-
носит и устанавливает разветвле-
ние,подносит и устанавливает
Слайд 30лестницы, выполняет работы по
спасанию людей и разборке
конструкций
С водителем
устанавливает автомо-
биль на водоисточник , устанавли-
вает рукавные мостики, наблюдает
за магистральной
линией и работает
на разветвлении, осуществляет
временный ремонт рукавов или их
замену, выполняет работы по спаса-
нию людей и разборке конструкций
Пожарный N6
Устанавливает связь по радиостан-
ции или телефону с ЦППС или
частью, идет в разведку, подносит
Пожарный N5
Слайд 31электрофонарь, работает с ножни-
цами по обесточиванию электро-
проводов или резке решеток,
выпол-
няет работы по эвакуации людей,
вскрытию и разборке конструкций
Пожарный N7
Вместе
с пожарным N2 проклады-
вает вторую магистральную линию,
переносит и устанавливает выдвиж-
ную лестницу, выполняет работы
по спасанию людей, вскрытию и
разборке конструкций, работает
шанцевым инструментом и ножни-
цами
Слайд 32С пожарным N5 устанавливает
автомобиль на водоисточник пере-
ключает работу двигателя
на насос
и обеспечивает бесперебойную
подачу воды или пены в рукавные
линии
Водитель
Слайд 33 При установке пожарных машин на ближайшие водоисточники необходимо учитывать
возможность подъездов к горящим объектам автолестниц, автоподъемников и другой специальной
техники. Расстановка пожарных машин по возможности не должна нарушать уличного движения у места пожара.
Слайд 34 Следует избегать установки пожарных машин на те
водоисточники, где может произойти сильное задымление или которые могут подвергнуться
воздействию пламени, высоких температур и т.д. Пожарные автоцистерны размещают возможно ближе к позициям работ.
Слайд 35
Резервную пожарную технику располагают таким образом, чтобы она не
мешала проведению боевого развертывания и была при необходимости быстро использована
для тушения пожара.
Слайд 36 По назначению рукавные линии делятся на магистральные и рабочие.
Рукавная линия, проложенная от пожарной машины до разветвления, называется магистральной,
линия, идущая от разветвления до ствола-рабочей.
Слайд 37 По расположению рукавные линии могут быть горизонтальными, вертикальными
и ползучими, проложенными по маршам лестниц. Рукавные линии к позициям
стволов прокладывают наиболее удобными и кратчайшими путями.
Слайд 38 Прокладку магистральных рукавных линий осуществляют из скаток, рукавных
катушек и рукавов, соединенных между собой и уложенных в «гармошку»
на пожарных автомобилях.
Слайд 39 При остановке пожарного автомобиля у водоисточника или на значительном
расстоянии от места пожара для прокладки магистральных рукавных линий в
первую очередь используются рукава из скаток и «гармошек», а затем уже из рукавных катушек, которые легче транспортировать.
Слайд 40 Если пожарный автомобиль установлен у места пожара ,
с него снимают необходимое ПТВ и магистральную линию до водоисточника
прокладывают с автомобиля.
Слайд 41 На улицах, дорогах, во дворах рукавные линии прокладывают
по одной или другой стороне проезжей части, вблизи тротуара; при
пересечении проезжей части - под прямым углом (в этом случае их защищают рукавными мостиками); при пересечении железнодорожных путей - под рельсами между шпал.
Слайд 42 Нужно избегать прокладки рукавных линий по острым или горящим
предметам, в местах разлива кислот, щелочей и других едких веществ.
Если это невозможно, то для прокладки рукавных линий устраивают настил из различных подручных материалов.
Слайд 43 Не допускаются перекручивания и заломы рукавов, перегибы их при
прокладке через заборы, окна и другие препятствия,а также удары соединительных
головок о твердые покрытия дорог.
Слайд 44 Магистральные рукавные линии к горящему зданию прокладывают под прямым
углом. Разветвления устанавливают примерно на расстоянии 10м от горящего объекта.
Слайд 45 Место установки выбирают так, чтобы рабочие линии были наикратчайшими
и можно было наладить связь между ствольщиками и бойцом, работающим
у разветвления.
Слайд 46 В зданиях, имеющих значительные площади, и при удаленности очагов
горения от входов более чем на 100м целесообразно устанавливать разветвления
внутри здания - на площадках лестничных клеток, расположенных близко от места работы стволов.
Слайд 47 Прокладку рукавных линий на высоту осуществляют по внутренним лестничным
клеткам и снаружи зданий.
Слайд 48 Внутри лестничных клеток рукавные линии прокладывают по маршам
(ползучие линии) и между маршами (вертикальные линии), снаружи здания -
по пожарным лестницам и с помощью веревок. При прокладке рукавных линий снаружи здания их располагают против простенков.
Слайд 49 Внутри здания целесообразно применять прорезиненные рукава, а рукавные линии
располагать так, чтобы они не загромождали проходы и лестничные клетки.
Слайд 50 Прокладка рукавных линий заканчивается выводом стволов на позиции работ.
При этом предусматривают запас рукавной линии для продвижения ствольщика и
обеспечения маневрирования струей. Рукавную линию наращивают у ствола.
Слайд 51 Число рукавов, необходимое для прокладки рукавных линий, определяют
расчетом:
- для горизонтальных линий - на 1м местности 1,2м рукава (с учетом неровного рельефа)
Слайд 52 - для вертикальных линий - на один этаж жилого
дома 4м рукава, на один этаж производственного здания 6м рукава:
для ползучих линий длину рукава принимают в 2 раза больше, чем для вертикальных линий.
Слайд 53 Пожарные лестницы используются спасения людей с этажей
зданий, подачи стволов и подъема личного состава на высоту для
проведения работ по тушению пожаров. Лестницу-палку применяют при тушении пожаров внутри помещений.
Слайд 54 Выдвижная лестница используется для работы снаружи здания при
подъеме на высоту до 10м (в окно третьего этажа или
на покрытие двухэтажного жилого дома), а также внутри производственных и других зданий.
Слайд 55Штурмовая лестница служит для подъема на этажи зданий.
Автолестница и коленчатые подъемники применяют при тушении пожаров в многоэтажных
зданиях.
Слайд 56 Места установки лестниц определяют так, чтобы они не
оказывались в зоне огня и не мешали проведению других работ
по тушению пожара. Нельзя устанавливать лестницы против арок и входов в здание.
Слайд 57 Ручные пожарные лестницы устанавливают на твердые и ровные площадки,
исключающие их сползание. Если лестницу необходимо установить против окон, из
которых выбивает пламя, ее защищают водяными струями.
Слайд 58 При работе с лестницы со стволом или
инструментом пожарный должен закрепиться за ступеньку лестницы карабином.
Слайд 59 Лестницы переставляют с одной позиции на другую после того,
как личному составу, поднявшемуся по ней, указаны пути возвращения или
перехода на другую позицию. Не допускается переставлять лестницы в выдвинутом положении.
Слайд 60 Автолестницы и коленчатые автоподъемники устанавливают на свободной площадке
с твердым покрытием или уплотненным грунтом.
Слайд 61 Не допускается устанавливать автолестницы и коленчатые автоподъемники на крышки
колодцев, люков и т.п. Лестницу выдвигают на 1- 1,5м выше
подоконника, карниза кровли, балкона площадки или ограждения.
Слайд 62 При работе стационарного закрепленного лафетного ствола на автолестнице
рукавные линии прокладываются посередине лестницы и надежно закрепляют рукавными задержками.
Давление воды в рукавной линии понижают или повышают постепенно.
Слайд 63 При наличие ветра автолестницы крепят веревочными оттяжками. При ветре
более 10м/с работать с коленчатых автоподъемников запрещается.
Слайд 64 Категорически запрещается производить маневрирование лестницей механическим или ручным способом,
если на ней находятся люди, а также переставлять с места
на место в выдвинутом состоянии автолестницы и коленчатые автоподъемники.
Слайд 65Схемы боевого развертывания без установки АЦ на водоисточник
Слайд 6770
Схемы боевое развертывание с установкой АЦ на водоисточник
Слайд 70с одним Г- 600 через насос
Схемы боевого развертывания от АЦ
при заборе воды с помощью гидроэлеватора
Слайд 72с двумя гидроэлеваторами через насос
Слайд 73 из цистерны в цистерну
Схемы боевого развертывания при использовании АЦ
при перекачке воды
Слайд 76Схемы боевого развертывания от автонасоса
Слайд 81 Зимой боевая работа на пожарах осложняется низкой
температурой, снежными заносами и обледенениями. Подача воды к месту пожара
зимой затрудняется тем, что ее температура в водопроводе снижается до 0,5 - 1 С, а в открытых водоемах, реках и озерах - до 0С.
Слайд 82 Если температура наружного воздуха -15С и ниже,
целесообразно использовать для тушения воду из водопроводных сетей. В этих
случаях на гидрант устанавливают пожарную колонку и проверяют наличие воды в сети без подачи ее в насос.
Слайд 83 Воду из колонки в насос подают по напорно-всасывающим рукавам.
Из открытых водоисточников воду забирают с максимально возможной глубины,
так как температура воды в нижних слоях несколько выше, чем в верхнем.
Слайд 84 При подготовке к боевому развертыванию всасывающую
линию в водоем не спускают.
При
пуске насоса открывают насосный патрубок, к которому еще не присоединена рукавная линия, и подают воду на излив.
Слайд 85 Это позволяет шоферу пожарного автомобиля убедиться в устойчивой работе
насоса. Только после этого увеличивают обороты насоса, плавно подают воду
в рукавную линию и одновременно закрывают свободный патрубок.
Слайд 86 От пожарных автомобилей, установленных на водоисточники, прокладывают одну магистральную
линию из прорезиненных рукавов, по которой подают воду к месту
пожара.
Слайд 87 При температуре -15С и ниже на расстоянии не менее
1,5-2м от действующей рукавной линии предусматривают резервные рукавные линии ,
в первую очередь к стволам, которые работают на решающем направлении.
Слайд 88 Рукавные линии прокладывают без заломов и по
возможности без изгибов. Соединительные головки рукавных линий засыпают снегом (для
утепления).
Слайд 89 Рабочие рукавные линии присоединяют сначала к крайнем штуцерам
разветвления, чтобы в дальнейшем использовать средний штуцер, менее подверженный замерзанию.
Слайд 90 При наружных пожарах разветвления на рукавных линиях желательно
не устанавливать. В этом случае рекомендуется применять стволы с большим
расходом воды. Если разветвление необходимо, его утепляют чехлами из войлока и других материалов или засыпают снегом.
Слайд 91 При пожарах внутри зданий разветвления устанавливают на лестничных
клетка, в вестибюлях, коридорах и других утепленных помещениях так, чтобы
они не мешали эвакуации людей и другим работам на пожаре.
Слайд 92 Действующие рабочие линии не допускается крепить на
пожарных лестницах и рядом сними, чтобы они не обледенели. Большая
опасность замерзания воды в рукавной линии и стволах создается при температуре - 40С и ниже.
Слайд 93 Это происходит потому, что в период пуска
воды в рукавную линию температура рукавов близка к наружной температуре
воздуха. При подаче в рукавную линию вода охлаждается, превращается в ледяную массу (шугу) и закупоривает линию и стволы.
Слайд 94 Потери тепла при подаче воды по рукавной линии
зависят от разности температур окружающего воздуха и воды, проходящей по
рукавной линии. Они увеличиваются с уменьшением скорости движения воды и увеличением расстояния, на которое подается вода.
Слайд 95 Поэтому магистральные и рабочие рукавные линии прокладывают
из прорезиненных напорных рукавов, внутренний резиновый слой которых уменьшает потери
тепла через стенки.
Слайд 96 Образование льда в рукавах можно предотвратить, подогревая воду непосредственно
насосом пожарной машины.
Слайд 97 Сущность подогрева заключается в том, что при работе насоса
на больших оборотах и при неполном открытии задвижки напорного патрубка
вода нагревается от трения о рабочее колесо и стенки корпуса насоса.
Слайд 98 Степень нагрева зависит от количества воды, подаваемой насосом
в рукавную линию, напора на насосе и температуры окружающего воздуха.
Слайд 99 При температуре воды в водоисточнике, близкой к 0С, и
наружной температуре воздуха, равной -40С, в зависимости от расхода воды,
подаваемой в рукавную линию, ее можно нагреть в насосе от 0,4 до 1,3С.
Слайд 100 При температуре воздуха -35С и ниже не допускается
прекращать подачу воды от пожарных машин в магистральные линии, а
также из стволов, работающих на пожаре, поскольку это может привести к замерзанию рукавных линий и стволов.
Слайд 101 1. Перед отдачей команды «на боевое развертывание»
РТП обязан:
а) выбрать и
указать личному составу наиболее безопасные и кратчайшие пути прокладки рукавных линий, переноса инструмента и инвентаря
Слайд 102 б) убедиться и постоянно следить за выполнением мероприятий по
безопасности проведения работ при развертывании на транспортных магистралях,
Слайд 103 установить автомобили и оборудование так, чтобы не затрудняли расстановку
прибывающих сил и средств, их сосредоточения на боевых участках и
по возможности не препятствовали нормальному дорожному движению
Слайд 104 При прокладке рукавной линии с рукавного автомобиля
необходимо контролировать скорость движения (не более 10 км/ч), следить за
исправностью световой и звуковой сигнализации, надежно фиксировать двери отсеков рукавного автомобиля.
Слайд 105 При наматывании рукавов на рукавную катушку необходимо держаться за
поручни барабана, не допуская повреждений рук, следить за надежной фиксацией
рукавной катушки.