(1890 – 1960)
Мне посчастливилось высказаться полностью…
«Февраль. Достать чернил и плакать!..»,
«Определение поэзии»,
«Во всем мне хочется дойти…»,
«Гамлет»,
«Зимняя ночь»,
«Никого не будет в доме…»,
«Снег идет»,
«Про эти стихи»,
«Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны»,
«Иней»,
«Июль»
«Весна»( «Я с улицы, где тополь удивлён…)
«Импровизация»
Суть пастернаковских метафор в том, что выражают они жизнь души, но для ее выражения необходим весь мир, вся целиком вселенная.
Природа и человек в мире Пастернака меняются местами. Роса, ландыш наблюдают за героями.
Д. С. Лихачёв
Высшая участь для поэта слиться с природой, достичь той же естественности, органичности в своем бытии и творчестве.
В поздних стихах («Быть знаменитым некрасиво», «Ночь») этот мотив углубляется: поэт оказывается частью космоса, творчество встает вровень с категориями пространства и времени, становится одной из первоначальных основ бытия:
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
(«Быть знаменитым некрасиво»)
«Снег идет» - позднее стихотворение (1957), в котором повторяются уже известные нам мотивы, но с новым выводом.
Один такой мотив – контраст зимы и лета как символ вечного круговращенья жизни. Здесь это звездочки бурана и цветы герани за стеклом («Про эти стихи»). Герань, наверно, красная, жаркая, летняя…
Второй мотив – снег и время. Здесь он наконец назван прямо, открытым текстом.
Третий – связь этого круговращенья времени с творчеством. Снег идет, как за годом год или как слова в поэме… Мир живет себе, а художник творит, и все это становится пройденным временем… В финале появляется образ пешехода, стоящего на перекрестке. Образ выглядит зарисовкой с натуры, но легко прочитывается как символ: вот пройден путь, а впереди какой-то поворот, и что за ним? В этой ли жизни или уже в другой… Это 1957 год. Роман написан, неприятности грядут. И виден итог жизни. Но стихотворение праздничное и бесстрашное. С доверием к жизни.
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю Твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть