Разделы презентаций


Человеческая телесность: исторический контекст и актуальные проблемы

Содержание

Лекция 2 Концепт «телесность» в пространстве междисциплинарных исследований

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Человеческая телесность: исторический контекст и актуальные проблемы

Человеческая телесность: исторический контекст и актуальные проблемы

Слайд 2Лекция 2
Концепт «телесность» в пространстве междисциплинарных исследований

Лекция 2 Концепт «телесность» в пространстве междисциплинарных исследований

Слайд 3Междисциплинарные исследования представляют собой такую форму организации научной деятельности, в

которой представители различных дисциплин взаимодействуют в процессе совместного изучения различных

аспектов одного и того же объекта.
Междисциплинарные исследования представляют собой такую форму организации научной деятельности, в которой представители различных дисциплин взаимодействуют в процессе

Слайд 4Возможны разные способы концептуализации телесности, сегодня актуализируются медицинский, спортивный, сексуальный,

педагогический, социологический, языковой и другие аспекты телесности.

Возможны разные способы концептуализации телесности, сегодня актуализируются медицинский, спортивный, сексуальный, педагогический, социологический, языковой и другие аспекты телесности.

Слайд 5Теоретизирование феномена «телесность» в гуманитарных науках на рубеже 50-60 гг.

XX в. обусловлено воздействием как экзогенных, так и эндогенных факторов.


Теоретизирование феномена «телесность» в гуманитарных науках на рубеже 50-60 гг. XX в. обусловлено воздействием как экзогенных, так

Слайд 6Телесность в психологическом дискурсе

Телесность в психологическом дискурсе

Слайд 7Тело в социальных науках попадает в центр внимания лишь в

XX веке, что связано с появлением большого количества людей с

инвалидностью и увечьями, не только среди военных, но и гражданских лиц.
Подорога В.А.: на «эксперименты в области становления класса наук таких, например, как, психофизиология, биология, психопатология или психоанализ оказал громадное влияние, ужасающий «материал» мировых войн, бедствий, социальных катастроф и революций 20-го века»
Тело в социальных науках попадает в центр внимания лишь в XX веке, что связано с появлением большого

Слайд 8Особое место в продвижении интереса к проблемам телесности принадлежит психоанализу,

находящемуся на стыке теории и практики.
Именно в телесной организации

человека психоаналитики искали объяснение его поведения, считая телесность тем местом, где коренятся глубинные детерминанты человеческой судьбы и жизни.
Особое место в продвижении интереса к проблемам телесности принадлежит психоанализу, находящемуся на стыке теории и практики. Именно

Слайд 9Понятие о «телесных схемах» или «рисунках тела», которые задают, ограничивают

или расширяют возможности сознания, ввел
М. Мерло-Понти.

Понятие о «телесных схемах» или «рисунках тела», которые задают, ограничивают или расширяют возможности сознания, ввел М. Мерло-Понти.

Слайд 10 Телесные практики:
инициальная психотерапия Г. Дюркхайма и М. Гиппиус; биоэнергетика А.

Лоуэна; осознание через движение М. Фельденкрайза; работа с телом Г.

Вернера; биосинтез Д. Боаделлы; танатотерапия В.Ю. Баскакова; арт-техники; танцевально-двигательная терапия Р. Лабана, М. Вигман, М. Чейз, Т. Шуп, Л. Эспенак; аутентичное движение М. Уайтхаус; эмоционально-образная терапия.
Смысл подобных телесных практик заключается в «собирании» человеческой целостности.
 Телесные практики:инициальная психотерапия Г. Дюркхайма и М. Гиппиус; биоэнергетика А. Лоуэна; осознание через движение М. Фельденкрайза; работа

Слайд 11С какими психологическими проблемами может столкнутся сегодня, в эпоху глобализации

каждый человек?
Человек вовлекается в мир постоянного выбора, где он вынужден

самостоятельно принимать решения (проблема идентификации).
Отсутствие очевидного и естественного образа самого себя (проблема непринятии себя).
Невозможность определения опоры своего существования, и как следствие, достижения устойчивости компенсируется, например, поисками острых ощущений (проблема социальной устойчивости).
Проблема телесного невежества.

С какими психологическими проблемами может столкнутся сегодня, в эпоху глобализации каждый человек?Человек вовлекается в мир постоянного выбора,

Слайд 12
Телесность в медицинском
дискурсе

Телесность в медицинском дискурсе

Слайд 13Современная медицина, являясь продуктом научно-технической цивилизации, представляет собой совокупность естественно-научных

дисциплин, в которых почти не осталось места гуманистической составляющей

Современная медицина, являясь продуктом научно-технической цивилизации, представляет собой совокупность естественно-научных дисциплин, в которых почти не осталось места

Слайд 14Некоторые значимые для медицинского дискурса сюжеты и темы проговариваются в

трудах М. Фуко, Г. Башляра, М. Мерло-Понти, Ж. Бодрийяра

Некоторые значимые для медицинского дискурса сюжеты и темы проговариваются в трудах М. Фуко, Г. Башляра, М. Мерло-Понти,

Слайд 15М. Фуко - «рождение клиники»
На смену описательным, умозрительным «технологиям»

старой медицины приходит опыт «всматривания» в саму телесную реальность, обеспеченный

сложной аппаратурой.
М. Фуко - «рождение клиники» На смену описательным, умозрительным «технологиям» старой медицины приходит опыт «всматривания» в саму

Слайд 16Здоровое спортивное тело выступает необходимым атрибутом и свидетельством социальной адаптированности

и успешности индивида в общественном пространстве.
Болезнь воспринимается как свидетельство

«неправильного» образа жизни, как проекция социальной неуспешности человека.
В западных обществах бурно развиваются новые сервисы, призванные удовлетворить потребности клиентов в том типе телесности, который соответствует их ожиданиям.
Отношения врача и пациента претерпевают кардинальные изменения: «пациента» сменяет «клиент».
Здоровое спортивное тело выступает необходимым атрибутом и свидетельством социальной адаптированности и успешности индивида в общественном пространстве. Болезнь

Слайд 17Понятие здоровья заменяется понятием «fitness» (соответствия), которое означает открытость человека

общественным процессам, способность поспевать за социальными изменениями, уметь и хотеть

усваивать новые впечатления и новую информацию.
Понятие здоровья заменяется понятием «fitness» (соответствия), которое означает открытость человека общественным процессам, способность поспевать за социальными изменениями,

Слайд 18Медикализация культуры

М.Фуко определил медикализацию культуры как усиление медицинского контроля

над жизнью общества

Медикализация культуры М.Фуко определил медикализацию культуры как усиление медицинского контроля над жизнью общества

Слайд 19Телесность в социологическом
дискурсе

Телесность в социологическом дискурсе

Слайд 20Различные стратегии социологического понимания
телесности:

Бурдье – осознанность своего психо-социо-телесного бытия

задает его социальную идентичность («габитус»);
К. Дюркгейм – самоидентификация человеком

своего телесного бытия (Я-концепция) – фундамент его личности;

Ж. Бодрийяр – новая этика отношения к телу, в основе которой культ тела, его вездесущность в обществе потребления;

М. Мосс – формирование способности человека к телесной самоидентификации определяется социокультурными обстоятельствами;

Различные стратегии социологического понимания телесности:Бурдье – осознанность своего психо-социо-телесного бытия задает его социальную идентичность («габитус»); К. Дюркгейм

Слайд 21Значительное влияние на концептуализацию телесности социологами и исследователями, работающими в

области политической науки, оказали работы М. Фуко. Согласно его представлениям:

власть воздействует на индивида через его тело, путем его дисциплинирования;
производство определенного типа тела и есть производство определенного типа субъектов.
Значительное влияние на концептуализацию телесности социологами и исследователями, работающими в области политической науки, оказали работы М. Фуко.

Слайд 22Интерес к человеческому телу связан:

переход к постиндустриальной экономике
увеличение доли досуговой

деятельности
усложнение производственных и социальных функций человека
переход от протестантской

этики к постмодернистскому мироощущению
разрушение института семьи, брачно-семейных отношений, «сексуальная революция»;
разочарование в политических идеях
демографические трансформации
Интерес к человеческому телу связан:переход к постиндустриальной экономикеувеличение доли досуговой деятельности усложнение производственных и социальных функций человека

Слайд 23Современная социологическая наука все чаще обращается к исследованию тем, связанных

со здоровьем, сексуальностью, ценностями человеческой индивидуальности, любви, дружбы; значимыми направлениями

исследования становятся риски здоровья, дискурс «старения» и «антистарения», темы инвалидности, телесного облика.
Современная социологическая наука все чаще обращается к исследованию тем, связанных со здоровьем, сексуальностью, ценностями человеческой индивидуальности, любви,

Слайд 24Дискурс телесности в образовании

Дискурс телесности в образовании

Слайд 25В постклассической философии теоретизирование человеческой телесности имеет различные исследовательские ракурсы

и сценарии, выражающиеся в существовании множества подходов и направлений:
экзистенциально-феноменологический

подход,
философско-психологическое и психоаналитическое направление,
философско-антропологический подход,
постмодернистский дискурс,
когнитивная наука и пр.
В постклассической философии теоретизирование человеческой телесности имеет различные исследовательские ракурсы и сценарии, выражающиеся в существовании множества подходов

Слайд 26В рамках этих направлений телесность понимается как «преобразованное под влиянием

социальных и культурных факторов тело человека, обладающее социокультурными значениями и

смыслами и выполняющее определенные социокультурные функции» (Быховская И.М.)
В рамках этих направлений телесность понимается как «преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов тело человека, обладающее

Слайд 27В литературе сложились устойчивые традиции исследования роли и значения телесности

в сфере образования, это
работы зарубежных классиков: Ж. Батая, Ж.

Бодрийяра, П. Бурдье, В. Вальденфельса, М. Мерло-Понти, Ж. Л. Нанси;
работы постсоветских исследователей: Л. Газнюк, О. Гомилко, П. Гуревича, Б. Маркова, В. Подороги, О. Шпараги.
Особую значимость имеют работы Р. Бердуистела, А. Франка, Б. Тернера, М. Фитерстоуна
В литературе сложились устойчивые традиции исследования роли и значения телесности в сфере образования, это работы зарубежных классиков:

Слайд 28Концептуальной и методологической основой исследования роли образования в конструировании телесности

человека является идея П.М. Фуко о том, что власть воздействует

на индивида через его тело, путем его дисциплинирования и, что производство определенного типа тела и есть производство определенного типа социального субъекта, формируемого тем или иным обществом для тех или иных целей.
Концептуальной и методологической основой исследования роли образования в конструировании телесности человека является идея П.М. Фуко о том,

Слайд 29М. Фуко: «Работные дома, школы и армия были объединены в

единое целое, а именно в микропенициарную систему своего времени, где

наказывали за опоздание, отсутствие, невыполнение задач, невнимание, небрежность, недостаток рвения, непристойность поведения, неповиновение, праздные речи, дерзость, непристойные жесты, нечистоплотность»
М. Фуко: «Работные дома, школы и армия были объединены в единое целое, а именно в микропенициарную систему

Слайд 30Конструирование телесности в современной школе:
критика классической образовательной модели П.

Бурдье
Говоря о своем проекте трансформации классического образования, Бурдье пишет

о необходимости создания габитусов «изобретательства, творчества, свободы» и это станет возможным, если воплотить в своем теле диспозиции, способные составить противовес тенденциям естества и рутине культуры»
Конструирование телесности в современной школе: критика классической образовательной модели П. Бурдье Говоря о своем проекте трансформации классического

Слайд 31Вывод: Таким образом, множественность потенциальных, а также уже успешно реализуемых

гуманитарным знанием подходов и направлений к изучению человеческого тела, свидетельствуют

о том, что вряд ли в гуманитарном знании можно найти предметную область, для которой человеческое тело было бы незначимым или малозначимым объектом исследования.
Вывод: Таким образом, множественность потенциальных, а также уже успешно реализуемых гуманитарным знанием подходов и направлений к изучению

Слайд 32Литература:
Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.
Богданова М.А., Абросимова Л.С.

Концепт человеческой телесности: междисциплинарный синтез. Южный федеральный университет, 2018.
Бурдье П.

Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. №2.
Гуревич П.С. Силуэты культурных эпох / Вступ. Статья к книге И. Тэн Философия искусства. М., 1996.
Лоуэн А. Депрессия и тело. М: Эксмо-Пресс, 2002.
Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997.
Никитин В.Н. «Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд». М, 2006.
Подорога В.А. Политики тела в европейской истории // Знание. Умение. Понимание. 2005. №4.
Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. 2000. №1.
Туровская С.В. Здоровье как философская проблема // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры. М., 2005.
Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.
Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: монография. М., 2007.
Foucalt, P.M. Discipline and punish: The birth of the prison / P. M. Foucalt // A. Sheridan, Trans.- New York: Vintage, 1979.
Литература:Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.Богданова М.А., Абросимова Л.С. Концепт человеческой телесности: междисциплинарный синтез. Южный федеральный

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика