Слайд 1Человеческая телесность: исторический контекст и актуальные проблемы
Слайд 2Лекция 2
Концепт «телесность» в пространстве междисциплинарных исследований
Слайд 3Междисциплинарные исследования представляют собой такую форму организации научной деятельности, в
которой представители различных дисциплин взаимодействуют в процессе совместного изучения различных
аспектов одного и того же объекта.
Слайд 4Возможны разные способы концептуализации телесности, сегодня актуализируются медицинский, спортивный, сексуальный,
педагогический, социологический, языковой и другие аспекты телесности.
Слайд 5Теоретизирование феномена «телесность» в гуманитарных науках на рубеже 50-60 гг.
XX в. обусловлено воздействием как экзогенных, так и эндогенных факторов.
Слайд 6Телесность в психологическом дискурсе
Слайд 7Тело в социальных науках попадает в центр внимания лишь в
XX веке, что связано с появлением большого количества людей с
инвалидностью и увечьями, не только среди военных, но и гражданских лиц.
Подорога В.А.: на «эксперименты в области становления класса наук таких, например, как, психофизиология, биология, психопатология или психоанализ оказал громадное влияние, ужасающий «материал» мировых войн, бедствий, социальных катастроф и революций 20-го века»
Слайд 8Особое место в продвижении интереса к проблемам телесности принадлежит психоанализу,
находящемуся на стыке теории и практики.
Именно в телесной организации
человека психоаналитики искали объяснение его поведения, считая телесность тем местом, где коренятся глубинные детерминанты человеческой судьбы и жизни.
Слайд 9Понятие о «телесных схемах» или «рисунках тела», которые задают, ограничивают
или расширяют возможности сознания, ввел
М. Мерло-Понти.
Слайд 10 Телесные практики:
инициальная психотерапия Г. Дюркхайма и М. Гиппиус; биоэнергетика А.
Лоуэна; осознание через движение М. Фельденкрайза; работа с телом Г.
Вернера; биосинтез Д. Боаделлы; танатотерапия В.Ю. Баскакова; арт-техники; танцевально-двигательная терапия Р. Лабана, М. Вигман, М. Чейз, Т. Шуп, Л. Эспенак; аутентичное движение М. Уайтхаус; эмоционально-образная терапия.
Смысл подобных телесных практик заключается в «собирании» человеческой целостности.
Слайд 11С какими психологическими проблемами может столкнутся сегодня, в эпоху глобализации
каждый человек?
Человек вовлекается в мир постоянного выбора, где он вынужден
самостоятельно принимать решения (проблема идентификации).
Отсутствие очевидного и естественного образа самого себя (проблема непринятии себя).
Невозможность определения опоры своего существования, и как следствие, достижения устойчивости компенсируется, например, поисками острых ощущений (проблема социальной устойчивости).
Проблема телесного невежества.
Слайд 12
Телесность в медицинском
дискурсе
Слайд 13Современная медицина, являясь продуктом научно-технической цивилизации, представляет собой совокупность естественно-научных
дисциплин, в которых почти не осталось места гуманистической составляющей
Слайд 14Некоторые значимые для медицинского дискурса сюжеты и темы проговариваются в
трудах М. Фуко, Г. Башляра, М. Мерло-Понти, Ж. Бодрийяра
Слайд 15М. Фуко - «рождение клиники»
На смену описательным, умозрительным «технологиям»
старой медицины приходит опыт «всматривания» в саму телесную реальность, обеспеченный
сложной аппаратурой.
Слайд 16Здоровое спортивное тело выступает необходимым атрибутом и свидетельством социальной адаптированности
и успешности индивида в общественном пространстве.
Болезнь воспринимается как свидетельство
«неправильного» образа жизни, как проекция социальной неуспешности человека.
В западных обществах бурно развиваются новые сервисы, призванные удовлетворить потребности клиентов в том типе телесности, который соответствует их ожиданиям.
Отношения врача и пациента претерпевают кардинальные изменения: «пациента» сменяет «клиент».
Слайд 17Понятие здоровья заменяется понятием «fitness» (соответствия), которое означает открытость человека
общественным процессам, способность поспевать за социальными изменениями, уметь и хотеть
усваивать новые впечатления и новую информацию.
Слайд 18Медикализация культуры
М.Фуко определил медикализацию культуры как усиление медицинского контроля
над жизнью общества
Слайд 19Телесность в социологическом
дискурсе
Слайд 20Различные стратегии социологического понимания
телесности:
Бурдье – осознанность своего психо-социо-телесного бытия
задает его социальную идентичность («габитус»);
К. Дюркгейм – самоидентификация человеком
своего телесного бытия (Я-концепция) – фундамент его личности;
Ж. Бодрийяр – новая этика отношения к телу, в основе которой культ тела, его вездесущность в обществе потребления;
М. Мосс – формирование способности человека к телесной самоидентификации определяется социокультурными обстоятельствами;
Слайд 21Значительное влияние на концептуализацию телесности социологами и исследователями, работающими в
области политической науки, оказали работы М. Фуко. Согласно его представлениям:
власть воздействует на индивида через его тело, путем его дисциплинирования;
производство определенного типа тела и есть производство определенного типа субъектов.
Слайд 22Интерес к человеческому телу связан:
переход к постиндустриальной экономике
увеличение доли досуговой
деятельности
усложнение производственных и социальных функций человека
переход от протестантской
этики к постмодернистскому мироощущению
разрушение института семьи, брачно-семейных отношений, «сексуальная революция»;
разочарование в политических идеях
демографические трансформации
Слайд 23Современная социологическая наука все чаще обращается к исследованию тем, связанных
со здоровьем, сексуальностью, ценностями человеческой индивидуальности, любви, дружбы; значимыми направлениями
исследования становятся риски здоровья, дискурс «старения» и «антистарения», темы инвалидности, телесного облика.
Слайд 24Дискурс телесности в образовании
Слайд 25В постклассической философии теоретизирование человеческой телесности имеет различные исследовательские ракурсы
и сценарии, выражающиеся в существовании множества подходов и направлений:
экзистенциально-феноменологический
подход,
философско-психологическое и психоаналитическое направление,
философско-антропологический подход,
постмодернистский дискурс,
когнитивная наука и пр.
Слайд 26В рамках этих направлений телесность понимается как «преобразованное под влиянием
социальных и культурных факторов тело человека, обладающее социокультурными значениями и
смыслами и выполняющее определенные социокультурные функции» (Быховская И.М.)
Слайд 27В литературе сложились устойчивые традиции исследования роли и значения телесности
в сфере образования, это
работы зарубежных классиков: Ж. Батая, Ж.
Бодрийяра, П. Бурдье, В. Вальденфельса, М. Мерло-Понти, Ж. Л. Нанси;
работы постсоветских исследователей: Л. Газнюк, О. Гомилко, П. Гуревича, Б. Маркова, В. Подороги, О. Шпараги.
Особую значимость имеют работы Р. Бердуистела, А. Франка, Б. Тернера, М. Фитерстоуна
Слайд 28Концептуальной и методологической основой исследования роли образования в конструировании телесности
человека является идея П.М. Фуко о том, что власть воздействует
на индивида через его тело, путем его дисциплинирования и, что производство определенного типа тела и есть производство определенного типа социального субъекта, формируемого тем или иным обществом для тех или иных целей.
Слайд 29М. Фуко: «Работные дома, школы и армия были объединены в
единое целое, а именно в микропенициарную систему своего времени, где
наказывали за опоздание, отсутствие, невыполнение задач, невнимание, небрежность, недостаток рвения, непристойность поведения, неповиновение, праздные речи, дерзость, непристойные жесты, нечистоплотность»
Слайд 30Конструирование телесности в современной школе:
критика классической образовательной модели П.
Бурдье
Говоря о своем проекте трансформации классического образования, Бурдье пишет
о необходимости создания габитусов «изобретательства, творчества, свободы» и это станет возможным, если воплотить в своем теле диспозиции, способные составить противовес тенденциям естества и рутине культуры»
Слайд 31Вывод: Таким образом, множественность потенциальных, а также уже успешно реализуемых
гуманитарным знанием подходов и направлений к изучению человеческого тела, свидетельствуют
о том, что вряд ли в гуманитарном знании можно найти предметную область, для которой человеческое тело было бы незначимым или малозначимым объектом исследования.
Слайд 32Литература:
Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.
Богданова М.А., Абросимова Л.С.
Концепт человеческой телесности: междисциплинарный синтез. Южный федеральный университет, 2018.
Бурдье П.
Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. №2.
Гуревич П.С. Силуэты культурных эпох / Вступ. Статья к книге И. Тэн Философия искусства. М., 1996.
Лоуэн А. Депрессия и тело. М: Эксмо-Пресс, 2002.
Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997.
Никитин В.Н. «Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд». М, 2006.
Подорога В.А. Политики тела в европейской истории // Знание. Умение. Понимание. 2005. №4.
Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. 2000. №1.
Туровская С.В. Здоровье как философская проблема // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры. М., 2005.
Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.
Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: монография. М., 2007.
Foucalt, P.M. Discipline and punish: The birth of the prison / P. M. Foucalt // A. Sheridan, Trans.- New York: Vintage, 1979.