Слайд 1Человек – предмет изучения анатомии и физиологии
Разработчик: к.б.н. Иовлева
Н.Н.
СПбГБПОУ «Фельдшерский колледж»
2019 г.
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Слайд 2Цель и задачи лекции
Цель: определить требования ФГОС к уровню знаний
и умений обучающихся, определить предмет и основные категории дисциплины «Анатомия
и физиология человека».
Задачи – рассмотреть вопросы:
Требования ФГОС, объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Предмет, объект и методы анатомии
Предмет, объект и методы физиологии
Уровни организации организма человека
Анатомическая номенклатура
Топография частей тела
Конституция и морфологические типы
Слайд 3Требования ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело
В результате изучения дисциплины
«Анатомия и физиология человека» обучающийся должен:
Уметь применять знания о строении
и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.
Знать строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
Слайд 4Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Теоретические занятия – 42
часа
Практические занятия – 88 часов
Самостоятельная работа – 65 часов
Слайд 5Предмет анатомии и физиологии человека
Анатомия – наука, изучающая строение и
закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и
влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды.
Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нём, и механизмах его деятельности.
Анатомия и физиология – главный фундамент всех медико-биологических дисциплин.
Слайд 6Эволюционный подход
Филогенез - развитие человека в процессе эволюции животного мира.
Знание филогенеза дает важную информацию для патологической анатомии и физиологии.
Онтогенез
- закономерности индивидуального развития от рождения до смерти. Болезни детского, подросткового и старческого возраста имеют существенные отличия от болезней зрелых людей.
Антропогенез - становление и развитие человека в связи с развитием общества. Традиции воспитания и гигиены оказывают существенное влияние на развитие и здоровье человека.
Слайд 7Задачи современной анатомии:
Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений
с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма.
Изучение
взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями.
Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей.
Слайд 8Задачи современной физиологии
Изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма
в целом.
Выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма
Установление закономерностей индивидуального развития.
Слайд 9Объект и методы изучения анатомии
1. «Mortui vivos dociunt»
Вскрытие и препарирование
трупов
Бальзамирование отдельных органов и целых трупов.
Распилы частей тела (по Н.И.
Пирогову) или разрезы органов.
Инъекция сосудистого русла органов красящими массами.
Инъекция полых органов застывающими массами.
Слайд 10Топографическая анатомия
Пирогов Николай Иванович (1810 – 1881 гг) – основоположник
топографической анатомии, отечественной военно-полевой хирургии и анестезиологии. Предложил метод распилов
через замороженное тело человека в трех плоскостях (сагиттальные, фронтальные и горизонтальные срезы).
Слайд 11Объект и методы изучения анатомии
2. «Vivos dociunt vivos»
Антропометрия (росто-весовые показатели)
Соматоскопия
(осмотр и пальпация)
Рентгеноанатомия
Эхолокация (ультразвуковые методы)
Компьютерная томография
Магнитно-резонансная томография
Эндоскопия
Слайд 133. Микроскопические методы
Гистотопография (срезы тканей и внутренних органов)
Световая и электронная
микроскопия
Контактная микроскопия
Гистологический анализ родинки
Слайд 144. Экспериментальные методы
Модельные опыты на животных –моделирование различных состояний и
заболеваний для изучения происходящих изменений.
Эксперименты с людьми (со здоровыми или
больными добровольцами)
Этика медицинских исследований!
Слайд 15 Павлов Иван Петрович
(1849 – 1936) – первый русский нобелевский
лауреат. Внес большой вклад в изучение физиологии пищеварения и сердечно-сосудистой
системы, создатель теории условных рефлексов.
Слайд 17Уровни организации организма человека
Субклеточный – органеллы клетки.
Клеточный – внутриклеточная среда
и процессы.
Тканевый – различные виды тканей.
Органный – объединяет разные ткани
и структуры организма, для выполнения функции.
Системорганный – объединяет разные органы, выполняющие единую функцию.
Организменный
Слайд 18Уровни интеграции функций
Интеграция – объединение, в результате которого рождается новое
качество.
Механическая - прямые контакты, межклеточные структуры.
Гуморальная - кровь, лимфа, межтканевая
жидкость.
Химическая - гормоны и нейромедиаторы.
Нервная – передача сигналов по нервным волокнам.
Слайд 19Органный уровень
Орган — часть тела, имеющая определенную форму, строение, место
и выполняющая одну или несколько функций.
Органы чувств (соматосенсорные органы)
Внутренние органы
Органы
опоры и движения и т.д.
Возможны классификации органов по положению (органы грудной клетки, брюшной полости, малого таза и т.д.), по строению (полые, паренхиматозные), по функциям и т.д.
Слайд 20Системы органов
Костная система
Мышечная система
Сердечно-сосудистая система
Нервная система
Эндокринная система
Дыхательная система
Пищеварительная система
Выделительная система
Система
терморегуляции
Слайд 22Функциональные системы
Анохин Петр Кузьмич (1898 – 1974)
Функциональные системы –
системы физиологически взаимосвязанных органов, которые действуют совместно для достижения нужного
для организма результата.
Например, выполнение какого-либо движения требует объединения костной, мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.
Теория функциональных систем широко применяется в медицине для разработки методов лечения и реабилитации пациентов.
Слайд 23Nomina anatomica
Анатомическая номенклатура (Nomina anatomica)— совокупность анатомических терминов.
Международная анатомическая номенклатура
- на латинском языке.
Национальные анатомические номенклатуры.
Знание анатомической номенклатуры необходимо для
профессионального общения и
понимания профессиональной литературы.
Слайд 24Анатомическая стойка
Рассмотрение формы и строения тела человека проводят по отношению
к его вертикальному положению, при этом, кисти рук развернуты ладонной
поверхностью вперед.
Слайд 25Три главные плоскости анатомии
Горизонтальная (верх-низ)
Сагитальная
(право-лево)
Фронтальная
(перед-зад)
Слайд 26Анатомические термины положения
Краниальный – ближе к голове
Каудальный –ближе к копчику
Вентральный
– ближе к передней поверхности
Дорсальный – ближе к задней поверхности
Медиальный
– ближе к срединной (сагитальной) плоскости.
Латеральный – дальше от срединной плоскости.
Слайд 27Анатомические термины положения
Для конечностей!
Проксимальный —ближе к туловищу
Дистальный—дальше от туловища.
Например,
голень по отношению к стопе расположена проксимально, а по отношению
к бедру— дистально.
Слайд 28Анатомические термины положения
Правый (dexter)
Левый (sinister)
Поверхностный (superficialis)
Глубокий (profundus)
Слайд 29Опишите в анатомических терминах
Как расположена кисть относительно плеча?
Как расположено колено
относительно тазобедренного и голеностопного суставов?
Как расположено сердце относительно легких, диафрагмы,
кишечника?
Как расположена печень относительно желудка, кишечника, легких?
Как расположен желудок относительно селезенки, печени, диафрагмы?
Как расположен аппендикс, относительно мочевого пузыря, матки?
Как расположен мочевой пузырь относительно почек, матки, прямой кишки?
Слайд 30Телосложение (habitus)
Телосложение – совокупность особенностей строения, формы, размеров и соотношения
отдельных частей тела,
Типы телосложения - различаются пропорциями частей тела
(отношение роста к ширине плеч, величина подгрудинного угла, индекс Пинье), а также развитием костной, жировой и мышечной тканей.
Морфологические типы конституции (соматотип, соматическая конституция )— генетически обусловленный тип телосложения, врожденная программа физического развития.
Морфологические типы конституции связаны с предрасположенностью к тем или иным заболеваниям!
Слайд 31Морфологические типы конституции
Слайд 32Морфологические типы конституции
Астенический тип (долихоморфный) – высокий рост, слабо развитая
мускулатура и скелет, малое отложение подкожного жира, мелкие черты лица,
острый подгрудинный (межреберный) угол. Характерен «быстрый» обмен веществ, тяжело набирают вес, склонны к заболеваниям ЖКТ и легких, гипотонии.
Нормостенический тип (мезоморфный) – средний рост, хорошо развитый скелет и мускулатура, слабое отложение подкожного жира, крупные черты лица, прямой подгрудинный (межреберный) угол.
Гиперстенический тип (брахиморфный)- средний или низкий рост, короткая шея, большие размеры головы, короткие конечности, широкая грудная клетка, склонность к отложению подкожного жира, тупой подгрудинный (межреберный) угол. Характерен «медленный» обмен веществ, склонны к ожирению, подагре, желчнокаменной и мочекаменной болезни, гипертонии, атеросклерозу, ишемической болезни сердца.
Слайд 33Контрольные вопросы
В чем заключается разница в предмете, объекте и методах
анатомии и физиологии?
Какую роль сыграли Пирогов Н. И., Павлов И.П.,
Анохин К.К в развитии отечественной анатомии и физиологии?
Назовите уровни организации организма человека, в чем их специфика?
Назовите уровни интеграции оргазма человека, в чем их специфика?
Что такое анатомическая стойка, для чего она используется?
Что такое анатомическая номенклатура, для чего она служит?
Для чего применяются и что обозначают термины: медиальный, латеральный, каудальный, краниальный, вентральный, дорсальный, сагиттальный, фронтальный, проксимальный, дистальный?
Что такое морфологические типы конституций, каковы их особенности, какое значение они имеют для медицины?
Слайд 34Домашнее задание
1. Учебник:
Смольянникова Н. В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А.
Анатомия и физиология. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. С.12 – 22.
2.
Выучить: анатомическая стойка, плоскости тела, анатомические термины положения.