Разделы презентаций


Человек – предмет изучения анатомии и физиологии

Содержание

Цель и задачи лекцииЦель: определить требования ФГОС к уровню знаний и умений обучающихся, определить предмет и основные категории дисциплины «Анатомия и физиология человека».Задачи – рассмотреть вопросы:Требования ФГОС, объем учебной дисциплины и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Человек – предмет изучения анатомии и физиологии
Разработчик: к.б.н. Иовлева

Н.Н.


СПбГБПОУ «Фельдшерский колледж»
2019 г.
Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Человек – предмет изучения анатомии и физиологии   Разработчик: к.б.н. Иовлева Н.Н.СПбГБПОУ «Фельдшерский колледж»2019 г.Специальность 34.02.01.

Слайд 2Цель и задачи лекции
Цель: определить требования ФГОС к уровню знаний

и умений обучающихся, определить предмет и основные категории дисциплины «Анатомия

и физиология человека».
Задачи – рассмотреть вопросы:
Требования ФГОС, объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Предмет, объект и методы анатомии
Предмет, объект и методы физиологии
Уровни организации организма человека
Анатомическая номенклатура
Топография частей тела
Конституция и морфологические типы
Цель и задачи лекцииЦель: определить требования ФГОС к уровню знаний и умений обучающихся, определить предмет и основные

Слайд 3Требования ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело
В результате изучения дисциплины

«Анатомия и физиология человека» обучающийся должен:
Уметь применять знания о строении

и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.
Знать строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
Требования ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское делоВ результате изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека» обучающийся должен:Уметь применять

Слайд 4Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Теоретические занятия – 42

часа
Практические занятия – 88 часов
Самостоятельная работа – 65 часов

Объем учебной дисциплины и виды учебной работыТеоретические занятия – 42 часаПрактические занятия – 88 часовСамостоятельная работа –

Слайд 5Предмет анатомии и физиологии человека
Анатомия – наука, изучающая строение и

закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и

влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды.
Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нём, и механизмах его деятельности.
Анатомия и физиология – главный фундамент всех медико-биологических дисциплин.
Предмет анатомии и физиологии человекаАнатомия – наука, изучающая строение и закономерности развития человеческого тела в связи с

Слайд 6Эволюционный подход
Филогенез - развитие человека в процессе эволюции животного мира.

Знание филогенеза дает важную информацию для патологической анатомии и физиологии.
Онтогенез

- закономерности индивидуального развития от рождения до смерти. Болезни детского, подросткового и старческого возраста имеют существенные отличия от болезней зрелых людей.
Антропогенез - становление и развитие человека в связи с развитием общества. Традиции воспитания и гигиены оказывают существенное влияние на развитие и здоровье человека.
Эволюционный подходФилогенез - развитие человека в процессе эволюции животного мира. Знание филогенеза дает важную информацию для патологической

Слайд 7Задачи современной анатомии:
Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений

с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма.
Изучение

взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями.
Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей.
Задачи современной анатомии:Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей

Слайд 8Задачи современной физиологии
Изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма

в целом.
Выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма


Установление закономерностей индивидуального развития.
Задачи современной физиологииИзучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом.Выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих

Слайд 9Объект и методы изучения анатомии
1. «Mortui vivos dociunt»
Вскрытие и препарирование

трупов
Бальзамирование отдельных органов и целых трупов.
Распилы частей тела (по Н.И.

Пирогову) или разрезы органов.
Инъекция сосудистого русла органов красящими массами.
Инъекция полых органов застывающими массами.



Объект и методы изучения анатомии1. «Mortui vivos dociunt»Вскрытие и препарирование труповБальзамирование отдельных органов и целых трупов.Распилы частей

Слайд 10Топографическая анатомия
Пирогов Николай Иванович (1810 – 1881 гг) – основоположник

топографической анатомии, отечественной военно-полевой хирургии и анестезиологии. Предложил метод распилов

через замороженное тело человека в трех плоскостях (сагиттальные, фронтальные и горизонтальные срезы).
Топографическая анатомия	Пирогов Николай Иванович (1810 – 1881 гг) – основоположник топографической анатомии, отечественной военно-полевой хирургии и анестезиологии.

Слайд 11Объект и методы изучения анатомии
2. «Vivos dociunt vivos»
Антропометрия (росто-весовые показатели)
Соматоскопия

(осмотр и пальпация)
Рентгеноанатомия
Эхолокация (ультразвуковые методы)
Компьютерная томография
Магнитно-резонансная томография
Эндоскопия





Объект и методы изучения анатомии2. «Vivos dociunt vivos»Антропометрия (росто-весовые показатели)Соматоскопия (осмотр и пальпация)РентгеноанатомияЭхолокация (ультразвуковые методы) Компьютерная томография

Слайд 12Томография

Томография

Слайд 133. Микроскопические методы
Гистотопография (срезы тканей и внутренних органов)
Световая и электронная

микроскопия
Контактная микроскопия
Гистологический анализ родинки

3. Микроскопические методыГистотопография (срезы тканей и внутренних органов)Световая и электронная микроскопияКонтактная микроскопия Гистологический анализ родинки

Слайд 144. Экспериментальные методы
Модельные опыты на животных –моделирование различных состояний и

заболеваний для изучения происходящих изменений.
Эксперименты с людьми (со здоровыми или

больными добровольцами)
Этика медицинских исследований!

4. Экспериментальные методыМодельные опыты на животных –моделирование различных состояний и заболеваний для изучения происходящих изменений.Эксперименты с людьми

Слайд 15 Павлов Иван Петрович
(1849 – 1936) – первый русский нобелевский

лауреат. Внес большой вклад в изучение физиологии пищеварения и сердечно-сосудистой

системы, создатель теории условных рефлексов.
Павлов Иван Петрович 	(1849 – 1936) – первый русский нобелевский лауреат. Внес большой вклад в изучение физиологии

Слайд 16Модельные эксперименты

Модельные эксперименты

Слайд 17Уровни организации организма человека
Субклеточный – органеллы клетки.
Клеточный – внутриклеточная среда

и процессы.
Тканевый – различные виды тканей.
Органный – объединяет разные ткани

и структуры организма, для выполнения функции.
Системорганный – объединяет разные органы, выполняющие единую функцию.
Организменный

Уровни организации организма человекаСубклеточный – органеллы клетки.Клеточный – внутриклеточная среда и процессы.Тканевый – различные виды тканей.Органный –

Слайд 18Уровни интеграции функций
Интеграция – объединение, в результате которого рождается новое

качество.
Механическая - прямые контакты, межклеточные структуры.
Гуморальная - кровь, лимфа, межтканевая

жидкость.
Химическая - гормоны и нейромедиаторы.
Нервная – передача сигналов по нервным волокнам.

Уровни интеграции функцийИнтеграция – объединение, в результате которого рождается новое качество.Механическая - прямые контакты, межклеточные структуры.Гуморальная -

Слайд 19Органный уровень
Орган — часть тела, имеющая определенную форму, строение, место

и выполняющая одну или несколько функций.
Органы чувств (соматосенсорные органы)
Внутренние органы
Органы

опоры и движения и т.д.
Возможны классификации органов по положению (органы грудной клетки, брюшной полости, малого таза и т.д.), по строению (полые, паренхиматозные), по функциям и т.д.
Органный уровень Орган — часть тела, имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций.Органы чувств

Слайд 20Системы органов
Костная система
Мышечная система
Сердечно-сосудистая система
Нервная система
Эндокринная система
Дыхательная система
Пищеварительная система
Выделительная система
Система

терморегуляции

Системы органовКостная системаМышечная системаСердечно-сосудистая системаНервная системаЭндокринная системаДыхательная системаПищеварительная системаВыделительная системаСистема терморегуляции

Слайд 21Системы органов

Системы органов

Слайд 22Функциональные системы
Анохин Петр Кузьмич (1898 – 1974)
Функциональные системы –

системы физиологически взаимосвязанных органов, которые действуют совместно для достижения нужного

для организма результата.

Например, выполнение какого-либо движения требует объединения костной, мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.
Теория функциональных систем широко применяется в медицине для разработки методов лечения и реабилитации пациентов.

Функциональные системыАнохин Петр Кузьмич (1898 – 1974) Функциональные системы – системы физиологически взаимосвязанных органов, которые действуют совместно

Слайд 23Nomina anatomica
Анатомическая номенклатура (Nomina anatomica)— совокупность анатомических терминов.
Международная анатомическая номенклатура

- на латинском языке.
Национальные анатомические номенклатуры.
Знание анатомической номенклатуры необходимо для

профессионального общения и
понимания профессиональной литературы.

Nomina anatomicaАнатомическая номенклатура (Nomina anatomica)— совокупность анатомических терминов.Международная анатомическая номенклатура - на латинском языке.Национальные анатомические номенклатуры.Знание анатомической

Слайд 24Анатомическая стойка
Рассмотрение формы и строения тела человека проводят по отношению

к его вертикальному положению, при этом, кисти рук развернуты ладонной

поверхностью вперед.
Анатомическая стойкаРассмотрение формы и строения тела человека проводят по отношению к его вертикальному положению, при этом, кисти

Слайд 25Три главные плоскости анатомии
Горизонтальная (верх-низ)
Сагитальная
(право-лево)
Фронтальная

(перед-зад)

Три главные плоскости анатомииГоризонтальная (верх-низ)Сагитальная   (право-лево)Фронтальная   (перед-зад)

Слайд 26Анатомические термины положения
Краниальный – ближе к голове
Каудальный –ближе к копчику
Вентральный

– ближе к передней поверхности
Дорсальный – ближе к задней поверхности
Медиальный

– ближе к срединной (сагитальной) плоскости.
Латеральный – дальше от срединной плоскости.




Анатомические термины положенияКраниальный – ближе к головеКаудальный –ближе к копчикуВентральный – ближе к передней поверхностиДорсальный – ближе

Слайд 27Анатомические термины положения
Для конечностей!
Проксимальный —ближе к туловищу
Дистальный—дальше от туловища.

Например,

голень по отношению к стопе расположена проксимально, а по отношению

к бедру— дистально.





Анатомические термины положенияДля конечностей!Проксимальный —ближе к туловищу Дистальный—дальше от туловища. 	Например, голень по отношению к стопе расположена проксимально,

Слайд 28Анатомические термины положения
Правый (dexter)
Левый (sinister)
Поверхностный (superficialis)
Глубокий (profundus)






Анатомические термины положенияПравый (dexter)Левый (sinister)Поверхностный (superficialis)Глубокий (profundus)

Слайд 29Опишите в анатомических терминах
Как расположена кисть относительно плеча?
Как расположено колено

относительно тазобедренного и голеностопного суставов?
Как расположено сердце относительно легких, диафрагмы,

кишечника?
Как расположена печень относительно желудка, кишечника, легких?
Как расположен желудок относительно селезенки, печени, диафрагмы?
Как расположен аппендикс, относительно мочевого пузыря, матки?
Как расположен мочевой пузырь относительно почек, матки, прямой кишки?
Опишите в анатомических терминахКак расположена кисть относительно плеча?Как расположено колено относительно тазобедренного и голеностопного суставов?Как расположено сердце

Слайд 30Телосложение (habitus)
Телосложение – совокупность особенностей строения, формы, размеров и соотношения

отдельных частей тела,
Типы телосложения - различаются пропорциями частей тела

(отношение роста к ширине плеч, величина подгрудинного угла, индекс Пинье), а также развитием костной, жировой и мышечной тканей.
Морфологические типы конституции (соматотип, соматическая конституция )— генетически обусловленный тип телосложения, врожденная программа физического развития.
Морфологические типы конституции связаны с предрасположенностью к тем или иным заболеваниям!


Телосложение (habitus)Телосложение – совокупность особенностей строения, формы, размеров и соотношения отдельных частей тела, Типы телосложения - различаются

Слайд 31Морфологические типы конституции

Морфологические типы конституции

Слайд 32Морфологические типы конституции
Астенический тип (долихоморфный) – высокий рост, слабо развитая

мускулатура и скелет, малое отложение подкожного жира, мелкие черты лица,

острый подгрудинный (межреберный) угол. Характерен «быстрый» обмен веществ, тяжело набирают вес, склонны к заболеваниям ЖКТ и легких, гипотонии.
Нормостенический тип (мезоморфный) – средний рост, хорошо развитый скелет и мускулатура, слабое отложение подкожного жира, крупные черты лица, прямой подгрудинный (межреберный) угол.
Гиперстенический тип (брахиморфный)- средний или низкий рост, короткая шея, большие размеры головы, короткие конечности, широкая грудная клетка, склонность к отложению подкожного жира, тупой подгрудинный (межреберный) угол. Характерен «медленный» обмен веществ, склонны к ожирению, подагре, желчнокаменной и мочекаменной болезни, гипертонии, атеросклерозу, ишемической болезни сердца.
Морфологические типы конституцииАстенический тип (долихоморфный) – высокий рост, слабо развитая мускулатура и скелет, малое отложение подкожного жира,

Слайд 33Контрольные вопросы
В чем заключается разница в предмете, объекте и методах

анатомии и физиологии?
Какую роль сыграли Пирогов Н. И., Павлов И.П.,

Анохин К.К в развитии отечественной анатомии и физиологии?
Назовите уровни организации организма человека, в чем их специфика?
Назовите уровни интеграции оргазма человека, в чем их специфика?
Что такое анатомическая стойка, для чего она используется?
Что такое анатомическая номенклатура, для чего она служит?
Для чего применяются и что обозначают термины: медиальный, латеральный, каудальный, краниальный, вентральный, дорсальный, сагиттальный, фронтальный, проксимальный, дистальный?
Что такое морфологические типы конституций, каковы их особенности, какое значение они имеют для медицины?
Контрольные вопросыВ чем заключается разница в предмете, объекте и методах анатомии и физиологии?Какую роль сыграли Пирогов Н.

Слайд 34Домашнее задание
1. Учебник:
Смольянникова Н. В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А.

Анатомия и физиология. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. С.12 – 22.
2.

Выучить: анатомическая стойка, плоскости тела, анатомические термины положения.
Домашнее задание1. Учебник:	 Смольянникова Н. В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика