Разделы презентаций


Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Содержание

Человек и общество в ранних мифах и первых философских ученияхН.В.Савка, учитель истории и обществознания МБОУ "Февральская СОШ"

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1- О чем эта притча?
- Как вы думаете, какое она

имеет отношение к теме нашего урока?

- О чем эта притча?- Как вы думаете, какое она имеет отношение к теме нашего урока?

Слайд 2Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях
Н.В.Савка,

учитель истории и обществознания МБОУ "Февральская СОШ"

Человек и общество в ранних мифах и первых философских ученияхН.В.Савка, учитель истории и обществознания МБОУ

Слайд 3Цели и задачи:
Уяснить понятия и термины: «миф», «мифологическое сознание», «даосизм»,

«буддизм», «конфуцианство», «Веда», «реинкарнация», «йога», «дао», «логос»; ознакомиться с особенностями

мифологического сознания людей древности; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы по теме, рационально решать познавательные задания, вырабатывать гражданскую позицию.
Цели и задачи:Уяснить понятия и термины: «миф», «мифологическое сознание», «даосизм», «буддизм», «конфуцианство», «Веда», «реинкарнация», «йога», «дао», «логос»;

Слайд 4План:
Мифологическое сознание древнего человека.
Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.
Древнекитайская

философия: как стать «человеком для общества».
Философия Древней Греции: рациональные начала

постижения природы и общества».
План:Мифологическое сознание древнего человека.Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества».Философия Древней

Слайд 51. Мифологическое сознание древнего человека
«Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем

из словаря, сложившегося в мире вчерашнем»

( Антуан де Сент-Экзюпери)

Миф (греч.) – предание, учение.

Прочитайте следующие мифы и ответьте: о чем они нам рассказывают?
1. Мифологическое сознание древнего человека«Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем»

Слайд 8О чём же рассказывают эти мифы?

Таким образом, мифология – это

исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.
Прочитайте отрывок из

книги «Мифы народов мира» – с. 25 (учебник Л.Боголюбова «Обществознание 10 класс, профильный уровень)
Чем сказка отличается от мифа?
Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.
О чём же рассказывают эти мифы?	Таким образом, мифология – это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной

Слайд 9Идеи в древних мифах о мироздании
Идея творения – мир создан

существом-богом.
Идея развития – мир постепенно развивался из хаоса.
Основные тематические циклы:
Космогонические

мифы – о происхождении человека и человеческого общества;
Мифы о культурных героях – о происхождении и введении тех или иных благ;
Эсхатологические – о «конце света», конце времён.
Идеи в древних мифах о мирозданииИдея творения – мир создан существом-богом.Идея развития – мир постепенно развивался из

Слайд 10Основные черты мифологического сознания
П. 1 – выписать.
Мир, все явления и

процессы в нем, воспринимаются единым и реальным.
Поиск не причин явлений,

а их творца.
Время не существовало отдельно от человека, воспринималось через ритм и периодичность жизни человека.
Мир – арена борьбы божественных и демонических, космических и хаотических сил. Человек призван помогать добрым силам.
Праздновались важнейшие природные события.
Основные черты мифологического сознанияП. 1 – выписать.Мир, все явления и процессы в нем, воспринимаются единым и реальным.Поиск

Слайд 11Закрепление
Стр. 24, задание 1

ЗакреплениеСтр. 24, задание 1

Слайд 12Д/з:
§ 2 стр. 17- 19 учить, знать термины.
Дополнительно (по желанию):

найти мифы по одной или всем циклам.

Д/з:§ 2 стр. 17- 19 учить, знать термины.Дополнительно (по желанию): найти мифы по одной или всем циклам.

Слайд 132. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
Задание: составить план-конспект

«Особенности мировоззрения индийцев» (как представляли себе окружающий мир, какое место

и роль отводили человеку в этом мире).
Первые письменные источники индийской прафилософии - Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул и т.п. Составлялись в первой половине 1-го тысячелетия до н.э. (Веды – от слова ведение, знание).

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мираЗадание: составить план-конспект «Особенности мировоззрения индийцев» (как представляли себе окружающий

Слайд 14ВЕДЫ
РИГВЕДА
БРАХМАНА
УПАНИШАДЫ
ВЕДИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ
СБОРНИК ГИМНОВ
XII век до н.э.
ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
АРАНЬЯКИ
ОПАСНЫЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

ВЕДЫРИГВЕДАБРАХМАНАУПАНИШАДЫВЕДИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫСБОРНИК ГИМНОВXII век до н.э.ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯАРАНЬЯКИОПАСНЫЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

Слайд 15Мир богов, пространство, где процветает райская жизнь
Мир людей, кастовая структура
Мир

демонов, духов, животных и обитателей адов

Мир богов, пространство, где процветает райская жизньМир людей, кастовая структураМир демонов, духов, животных и обитателей адов

Слайд 16Стр. 19
Что такое карма?
Что такое реинкарнация?
В чем смысл закона кармы?

Стр. 19Что такое карма?Что такое реинкарнация?В чем смысл закона кармы?

Слайд 17Буддизм – философия, религия без Бога (V в. до н.э.)
Четыре

благородных истины – стр. 20
«Восьмеричный» путь:

Буддизм – философия, религия без Бога (V в. до н.э.)Четыре благородных истины – стр. 20«Восьмеричный» путь:

Слайд 18Способы очищения кармы
Стать аскетом-отшельником.
Занятия йогой.

Таким образом, древние индийцы верили в

живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как

жизнь для них не сводилась лишь к биологической её форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять её злом и безобразными поступками.
Способы очищения кармыСтать аскетом-отшельником.Занятия йогой.	Таким образом, древние индийцы верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого

Слайд 193. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
Китайская философия создала

самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях.
Слушая

рассказ, составьте план-конспект данного вопроса.
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как

Слайд 20Даосизм
Мир расколот на два начала: инь (тёмное начало) и ян

(нечто активное, освещающее путь познания).
Человек объединяет в себе темное и

светлое, женское и мужское, активное и пассивное, занимает срединное положение в мире, призван преодолеть его расколотость. Срединное положение определяет срединный путь человека, его роль посредника: «Передаю, но не творю». Человек должен следовать ходу вещей, деятельность без нарушения меры.
Даосизм – учение о пути (дао – путь).
ДаосизмМир расколот на два начала: инь (тёмное начало) и ян (нечто активное, освещающее путь познания).Человек объединяет в

Слайд 21Конфуцианство
Конфуций (551-479 гг. до н.э.)
Основные идеи учения Конфуция:
Личность не для

себя, но для общества.
Изначальное понятие – «порядок».
Подлинное соблюдение порядка ведет

к должному исполнению обязанностей.
Порядок наполняется добродетелью.
Такое исполнение обязанностей приводит к проявлению человечности (жень).
Философ отождествлял общество с государством.
Правильное государство это большая семья.
Принцип справедливости и исправности (ли).

Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

КонфуцианствоКонфуций (551-479 гг. до н.э.)Основные идеи учения Конфуция:Личность не для себя, но для общества.Изначальное понятие – «порядок».Подлинное

Слайд 22Моизм
Моизм (Мо Ли) –учение, противоположное учению Конфуция.
Смысл – в идеях

любви и преуспеваемости, взаимной пользы. В обществе – взаимная человечность,

все должны заботиться о взаимной пользе. Теоретические исследования – непозволительная роскошь. Необходимость – практическая целесообразность, заложенная в трудовой деятельности.
МоизмМоизм (Мо Ли) –учение, противоположное учению Конфуция.	Смысл – в идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. В обществе

Слайд 23Легизм
Легисты занимались проблемами социальной теории и государственным управлением. «Кто разумен

– создает законы, кто глуп – законами ограничен. Кто способен

– изменяет порядок, кто неспособен – тот порядком связан. С человеком, который связан порядком, не стоит говорить о делах, а с человеком, который ограничен законами, не стоит говорить об изменениях.
ЛегизмЛегисты занимались проблемами социальной теории и государственным управлением. «Кто разумен – создает законы, кто глуп – законами

Слайд 24Обобщение
Каковы особенности древнекитайской философии?
В чем сходство философии Древнего Востока?

ОбобщениеКаковы особенности древнекитайской философии?В чем сходство философии Древнего Востока?

Слайд 25Д/з:
§ 2 стр.19-22, вопр. 2-6, задания 2-4

Д/з:§ 2 стр.19-22, вопр. 2-6, задания 2-4

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика