Слайд 1
Чернова Н.В.
Лекция 4 Развитие и функционирование школы
1 час
10.06.19
Управление образованием
Слайд 2Содержание
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2018 – 2025
годы». Государственная программа «Развитие образования и науки Архангельской области (2013
– 2025 годы)».
Понятия «развитие школы», «функционирование школы». Управление развитием и управление функционированием. Программа развития школы. Разработка программы развития
Слайд 3Структура государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Паспорт программы: цели, финансовое
обеспечение, направления (подпрограммы), перечень приложений (19).
Приложения
Слайд 4цель 1 - качество образования, которое характеризуется:
- сохранением лидирующих позиций
Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста
(PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышением позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году, в том числе:
- сохранением позиций Российской Федерации в 2018 году по естественно-научной грамотности (диапазон 30 - 34 места), по читательской грамотности (диапазон 19 - 30 места) и повышением позиций Российской Федерации в 2021 году по естественно-научной грамотности не ниже 30 места, по читательской грамотности не ниже 25 места, по математической грамотности - не ниже 22 места;
- увеличением удельного веса численности выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в 2018 году - до 51 процента, в 2019 году - до 53 процентов, в 2020 году - до 54 процентов, в 2021 году - до 55 процентов, в 2022 году - до 56 процентов, в 2023 году - до 57 процентов, в 2024 году - до
58 процентов, в 2025 году - до 59 процентов;
- увеличением количества ведущих российских университетов, входящих не менее 2 лет подряд в топ-100 мировых рейтингов университетов в 2018 - 2019 годах - не менее 5 ведущих российских
университетов, в 2020 году - не менее 6, в 2021 году - не менее 7, в 2022 - 2023 годах - не менее 8, в 2024 году - не менее 9, в 2025 - году не менее 10.
Слайд 5цель 2 - доступность образования, которая характеризуется:
- доступностью дошкольного образования
для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет
в 2018 году - 84,77 процента, в 2019 году - 94,02 процента, в 2020 - 2025 годах - 100 процентов, от 3 до 7 лет - сохранение и обеспечение 100 процентов;
- созданием условий, соответствующих основным современным требованиям
(в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях;
долей занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы, которая составит в 2018 - 2025 годах не менее 37 процентов ежегодно;
- увеличением охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования в 2018 году не менее 71 процента, в 2019 году - не менее 73 процентов, в 2020 - 2025 годах - не менее 75 процентов;
Слайд 6цель 3 - онлайн-образование, которое характеризуется
- увеличением численности прошедших
обучение на онлайн-курсах и составит в 2018 году не менее 1525,5 тыс.
человек (в том числе учащихся общеобразовательных организаций - 600 тыс. человек, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования - 920 тыс. человек, обучающихся в онлайн-школе на русском языке - 5,5 тыс. человек), в 2019 году - 3057,2 тыс. человек (в том числе учащихся общеобразовательных организаций - 1500 тыс. человек, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования - 1550 тыс. человек, обучающихся в онлайн-школе на русском языке - 7,2 тыс. человек), в 2020 году - 6010 тыс. человек (в том числе учащихся общеобразовательных организаций - 2900 тыс. человек, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования - 3100 тыс. человек, обучающихся в онлайн-школе на русском языке - 10 тыс. человек), в 2021 году - 7000 тыс. человек (в том числе учащихся общеобразовательных организаций - 3300 тыс. человек, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования - 3700 тыс. человек), в 2022 году - 8000 тыс. человек (в том числе учащихся общеобразовательных организаций - 3900 тыс. человек, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования - 4100 тыс. человек), в 2023 году - 9000 тыс. человек (в том числе учащихся общеобразовательных организаций - 4500 тыс. человек, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования - 4500 тыс. человек), в 2024 году - 10000 тыс. человек (в том числе учащихся общеобразовательных организаций - 5200 тыс. человек, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования - 4800 тыс. человек), в 2025 году - 11000 тыс. человек (в том числе учащихся общеобразовательных организаций - 6000 тыс. человек, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования - 5000 тыс. человек)
Слайд 7В рамках госпрограммы планируется реализация приоритетных проектов: «Вузы как центры
пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации», «Развитие
экспортного потенциала российской системы образования», «Создание современной образовательной среды для школьников», «Доступное дополнительное образование для детей».
Слайд 8Госпрограмма также содержит:
- правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Федерации;
- перечень объектов капитального строительства, укрупнённых инвестиционных проектов, объектов
недвижимости;
- перечень целевых показателей (индикаторов);
- сведения о параметрах финансирования проектов и процессных мероприятий в субъектах Федерации, расположенных на приоритетных территориях;
- перечень прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, которые финансировались в рамках интегрированных федеральных целевых программ за счёт средств федерального бюджета.
Слайд 9В рамках реализации госпрограммы планируются:
- улучшение результатов российских школьников по итогам
международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA);
- увеличение доли
лиц, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска (к 2025 году – 59%);
- увеличение количества ведущих российских университетов, входящих не менее двух лет подряд в топ-100 мировых рейтингов университетов (к 2025 году – не менее 10);
- обеспечение доступности дошкольного образования, отсутствие очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации;
- создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, во всех общеобразовательных организациях;
- обеспечение доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации или профессиональную подготовку, не менее 37% ежегодно;
- охват программами дополнительного образования не менее 75% детей в возрасте 5–18 лет к 2020–2025 годам;
- увеличение численности лиц, прошедших обучение на онлайн-курсах.
Слайд 11Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ до
2025 года https://psy.su/feed/6560/
Концепция непрерывного образования в РФ на период
до 2025 года
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года
Слайд 12 Государственная программа Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской
области (2013 – 2025 годы): Постановление от 12 октября 2012
г. № 463-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области (2013 – 2025 годы)». https://dvinaland.ru/budget/-mkxocjzk
Слайд 13Структура государственной программы Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской
области
(2013 – 2025 годы)»
Паспорт госпрограммы: цель, задачи, перечень подпрограмм,
объемы бюджетных ассигнований.
Раздел 1 Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы
Раздел 2 Характеристика подпрограмм
Раздел 2 Ожидаемые результаты реализации государственной программы
Приложения
Слайд 14Цель
повышение доступности, качества и эффективности образования в Архангельской области с
учетом запросов личности, общества и государства. Перечень целевых показателей государственной
программы приведен в приложении № 1 к государственной программе
Слайд 15Задачи (7)
обеспечение доступности и качества общего и дополнительного образования,
соответствующего потребностям населения, требованиям инновационного социально-экономического развития Архангельской области;
приведение
структуры и качества профессионального образования в соответствие с потребностями инновационного развития экономики Архангельской области;
создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи;
создание условий для предоставления качественных услуг в сфере образования;
создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала Архангельской области;
создание социально-экономических и социокультурных условий для сохранения и развития наследия М.В.Ломоносова;
развитие сети образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительные общеобразовательные программы, и создание в них современных условий обучения
Слайд 16Приоритетные направления
обеспечение доступности и качества общего и дополнительного образования детей;
обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным
задачам социально-экономического развития;
повышение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа), детей с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение потребностей экономики Архангельской области в квалифицированных кадрах со средним профессиональным образованием;
создание условий для предоставления качественных услуг в сфере образования;
модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества, через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность;
создание условий для развития научного потенциала посредством научного сопровождения основных направлений социально-экономического развития Архангельской области;
адресная поддержка работ, осуществляемых исследователями и научными коллективами, способными на выполнение научных исследований, проводимых в интересах Архангельской области;
обеспечение государственных гарантий доступности общего и дополнительного образования детей посредством строительства и капитального ремонта объектов инфраструктуры системы образования в Архангельской области.
Слайд 17Подпрограммы
№ 1 "Развитие общего и дополнительного образования"
№ 2 "Содержание,
обучение, воспитание и социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья"
№ 3 "Развитие среднего профессионального образования"
№ 4 "Совершенствование системы предоставления услуг в сфере образования"
№ 5 "Развитие научного потенциала Архангельской области"
№ 6 "Наследие М.В. Ломоносова в социально-экономическом и социокультурном развитии Архангельской области"
№ 7 "Строительство и капитальный ремонт объектов инфраструктуры системы образования в Архангельской области"
Слайд 18Подпрограмма 4 "Совершенствование системы предоставления услуг в сфере образования"
Цель:
создание условий для предоставления качественных услуг в сфере образования.
Задачи:
обеспечение педагогическим работникам уровня жизни, соответствующего стандартам среднего класса; создание условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников; обеспечение деятельности министерства образования и науки как ответственного исполнителя государственной программы; развитие информационных технологий в сфере образования
Слайд 19Подпрограмма 4 "Совершенствование системы предоставления услуг в сфере образования"
-
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения
педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций муниципальных образований Архангельской области, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
- Предоставление единовременной выплаты молодым специалистам в сфере образования в связи с поступлением на работу.
- Мероприятия по поддержке лидеров в сфере образования.
- Сопровождение процесса аттестации педагогических работников образовательных организаций.
- Организация и проведение областных конкурсов профессионального мастерства педагогических и руководящих работников образовательных организаций.
- Формирование и сопровождение профессионального развития кадрового резерва руководителей образовательных организаций (реализация проекта "Кадры образовательных учреждений Архангельской области").
- Создание и модернизация информационных систем в сфере образования
Слайд 20Реализация мероприятий подпрограммы N 4 позволит решить существующую проблему кадрового
обеспечения системы образования Архангельской области, в том числе за счет
привлечения молодых перспективных педагогических работников.
Появится возможность реально повысить социальный и профессиональный статус педагогических работников, обеспечить их право на труд в условиях, отвечающих современным требованиям.
Планируется создать условия для модернизации системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования педагогических работников и их непрерывного профессионального развития.
Реализация мероприятий позволит сформировать кадровый резерв руководителей государственных образовательных организаций Архангельской области на основе конкурсного отбора.
Слайд 21Функционирование и развитие школы
Функционирование школы – процесс использования уже имеющегося
образовательного потенциала школы.
Развитие школы – закономерное, целесообразное, эволюционное, позитивное изменение
школы, приводящее к достижению качественно новых результатов образования, воспитания, развития учащихся. Это переход школы от прежнего состояния к новому.
Управление функционированием школы – управление традициями, стереотипами.
Управление развитием школы – управление инновациями.
Слайд 22Режим деятельности ОУ
Деятельность ОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный,
непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние,
характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.
Деятельность ОУ в режиме функционирования — процесс жизнедеятельности ОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
Слайд 23Подходы к управлению функционированием школы
Интуитивный – управление на основе психофизиологических
ощущений.
Эмпирический – путь проб и ошибок.
С позиций здравого смысла –
управление на основе опыта и формальной логики.
Ситуационный – в его основе идея выбора управленческого решения, наилучшего для данной ситуации.
Системный – управление захватывает все стороны жизнедеятельности школы, связи и отношения УВП и его субъектов.
Слайд 24Режим развития
Основным механизмом оптимизации развития системы образования является поиск и
освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности образовательного учреждения (ОУ),
что выражается в переходе учреждений в режим развития.
Основной документ, отражающий особенности развития ОУ – программа развития.
Слайд 25Условия деятельности ОУ
в режиме развития
четкая формулировка цели на основе
всестороннего проблемного анализа;
наличие стратегии и концепции развития;
наличие кадрового обеспечения, материально-технической
базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;
благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;
предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;
выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;
использование образовательного потенциала социума;
расширение внешних связей, открытость ОУ;
организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;
изучение и использование позитивного опыта других ОУ, создание банка инноваций.
Слайд 26Особенности деятельности ОУ в режиме развития
актуальность (значимость и своевременность) проводимой
работы, направленной на выработку практических мер решения серьезной проблемы;
включенность в
поисковую деятельность большинства педагогов, инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности;
характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;
показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость;
качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ОУ.
Слайд 27Управление развитием школы
Это часть управленческой деятельности, в которой посредством решения
задач планирования, организации, контроля процессов разработки и освоения новшеств, обеспечивается
деятельность коллектива школы по наращиванию ее потенциала, повышению качества образования.
Слайд 28Виды управления развитием школы
Управление, ориентированное на результат (целевое управление).
Опережающее управление
(управление, реагирующее на предвестников сбоев).
Системное управление (управление всей совокупностью новшеств
как целостного комплекса).
Управление, ориентированное на процесс.
Реактивное управление (управление сбоями управляемой подсистемы, которые уже произошли).
Автономное управление (управление независимыми друг от друга инновациями).
Слайд 29Из послания Президента Российской Федерации от 30.11.2010 года всем образовательным
учреждениям, реализующим образовательные программы общего образования надлежит иметь Перспективную программу
развития.
Слайд 30Виды управленческих документов в сфере развития ОУ
Стратегия - интегрированная модель
действий, предназначенных для достижения желаемого будущего (определение общих направлений развития).
Концепция – документ долгосрочного развития образовательного учреждения.
Программа развития образовательного учреждения – среднесрочный документ обеспечения выполнения образовательным учреждением своих задач.
Проект (целевая программа) – локальный документ введения новшества.
Слайд 31КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Чего мы хотим добиться в результате нашей
деятельности? (Модель желаемого состояния). Здесь речь прежде всего идет о
постановке целей, исходя из видения руководством фирмы своего бизнеса в определенном будущем. При этом следует посредством анализа оценить возможные изменения в окружающей среде, которыми можно воспользоваться для эффективного достижения целей, и те перемены, которые могут помешать организации в достижении своих целей.
Кто мы в настоящее время? (Модель реальной ситуации). Оценивая потенциальные возможности компании в части организационного потенциала (маркетингового, производственного, финансового, кадрового, и т. п.), руководители должны определить, чего реально может добиться организация и какими ресурсами она обладает для достижения намеченных целей. Такая диагностика дает представление о возможностях организации в части реализации новых целей и о том, чего не хватает для этого в организационных ресурсах.
Как перейти из состояния, в котором находится организация в настоящее время, в состояние, которое обеспечит достижение поставленных целей в будущем?
Слайд 32 ориентированный на будущее управленческий инструмент, позволяющий объединить стратегические цели
и способы (механизмы) их реализации в конкретной организации в заданные
сроки;
стратегический документ ОУ, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности;
ярко выраженная инновационная направленность - самое существенное отличие данного документа от других разновидностей планов работы ОУ
Программа развития ОУ
Слайд 33Зачем нужна программа развития ОУ
Смысл - повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.
Цель
программы - решение проблем, затрудняющих соответствие качества образования требованиям и
нормативам.
Результат - эффективная работа образовательного учреждения.
Слайд 34Чтобы разработать Программу развития образовательного учреждения необходимо последовательно ответить на
следующие вопросы
Что мы хотим изменить? Что не устраивает
в получаемых образовательных результатах учащихся? (Цель).
Что хотим достичь и через какие изменения образовательного процесса, образовательной среды? (Ключевая проектная идея).
Что для этого у нас есть и что потребуется? (SWOT-анализ сильных и слабых сторон- наличных и отсутствующих ресурсов).
Как мы это будем изменять? Что будем делать? (Предполагаемая управленческая модель изменений и поэтапный план).
Как мы будем оценивать достижение поставленных целей? (Измеримые критерии и показатели диагностики новых образовательных результатов учащихся, оценки деятельности учителя, реализации образовательного процесса).
Что может нам помешать в достижении целей? Как это можно предупредить? (Риски и мероприятия по их минимизации).
Какие финансовые средства для реализации Программы развития потребуются? (Финансовый план).
Слайд 35Программа развития должна иметь
образ школы как особой (образовательной) социальной
организации и открытой системы;
специфическую концептуальную базу, которую в современных условиях
образуют стратегический, проектный, инновационный менеджмент, менеджмент качества, программно-целевое управление и специфические инструменты анализа и планирования;
ярко выраженную стратегическую направленность при преимущественной реализации стратегии системных, охватывающих школу как целое, изменений (внимание к изменениям и запросам внешней среды, потребителей образовательных услуг, ориентация на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ, гибкость, изучение лучшего опыта, выбор ясных приоритетов, выработка и реализация стратегий как принципиальных подходов к достижению приоритетных целей и т.п.);
Слайд 36Программа развития должна иметь
ярко выраженную инновационную направленность (в программе развития
не нужно пересказывать всё то, что есть в текущих планах
работы; необходимо ставить явный акцент на обосновании необходимости новшеств, на новом образе школы, на стратегии и тактике движения к этому новому образу через нововведения);
системную направленность, то есть говорить о развитии школы как целостной системы, а не о решении отдельных, хотя и острых локальных проблем в школе;
прогностическую направленность (ставить задачи не от достигнутого, а от завтрашних прогнозируемых потребностей и возможностей);
специфическое предназначение как особого плана, предполагающее:
а) фиксацию нынешнего уровня развития школы, с выделением состояния, достижений и проблем с их причинами;
б) определение желаемого будущего состояния школы, то есть фактически развернутое описание целей развития школы в период действия программы;
в) определение стратегии и тактики перехода школы в новое качественное состояние.
Слайд 37Основные требования к программе развития
1. Актуальность и проблемность.
2. Прогностичность (учет
сегодняшних и завтрашних условий).
3. Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий
и результата).
4. Реалистичность.
5. Целостность.
6. Чувствительность к сбоям.
7. Личностная, социальная, нравственная направленность.
8. Эвристический, экспериментальный, инновационный подход.
Слайд 45Алгоритм разработки программы
Создание рабочей группы для разработки программы.
Анализ
(аналитико-диагностическая): диагностика исходной ситуации (фиксация проблем в состоянии ОУ), поиск
направлений и идей развития (идеальная модель ОУ), построение программы по переводу ОУ в режим развития.
Определение основных методологических и методических подходов к планированию и реализации программы развития.
Систематизация и обобщение внутреннего опыта деятельности ОУ, согласование программы развития с органами управления образованием, экспертиза программ.
Слайд 46Шаг 1. Проблемный анализ
Алгоритм проблемного анализа
1. Фиксируется исходное состояние ОУ:
в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период
и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определения соответствия достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности.
2. Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса.
3. Анализу подвергаются условия функционирования ОУ
Слайд 47Шаг 2. Планирование
Определение идеальной модели будущей системы и
алгоритма по переводу ОУ в желаемое состояние:
определение наличных и дополнительных
ресурсов по переводу ОУ в режим развития;
разработка показателей мониторинга перевода ОУ в режим развития;
создание интегративной основы деятельности всех педагогов и специалистов в рамках экспериментальных программ.
Слайд 48Шаг 3. Организация
Создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех
участников эксперимента;
установление сотрудничества с заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки
эксперимента;
реализация экспериментальных программ;
вовлечение родителей, специалистов вузов и социальных институтов, общественности, педагогов ОУ и детей в единую творческую продуктивную деятельность.
Слайд 49Шаг 4. Контроль
организация текущего и итогового контроля (мониторинг хода и
результатов эксперимента);
проведение своевременной коррекции и регуляции хода эксперимента на
основании полученных данных;
сбор, обработка и интерпретация данных; организация рефлексивной деятельности участников эксперимента.
Слайд 50Шаг 5. Подведение итогов
обоснование достоверности и надежности;
подготовка управленческого решения
о ходе эксперимента, рецензирование работы, методические рекомендации педагогам, работающим в
режиме инноваций, рекомендации по распространению опыта;
проведение экспертизы;
создание инновационного продукта, распространение опыта в рамках новых проектов и программ в ОУ;
перевод ОУ в статус инновационной площадки по заявленной проблеме (опытно-экспериментальная площадка, школа-лаборатория, ресурсный центр).
Слайд 56Возможные трудности на первом этапе
связаны обычно с нечетким распределением
обязанностей, перегрузом педагогов и недостатком ресурсов;
необходима подготовка, инструктаж исполнителей;
четкая договоренность
о зонах ответственности, сроках и формах координации и взаимодействия;
возможно удлинение сроков, привлечение дополнительных ресурсов
Слайд 57На основном этапе затруднения
связаны с трудностями методического, содержательного плана:
не
дается проблемный анализ, не формулируются цели и задачи;
прогноз внешней среды,
социальных запросов и внутреннего потенциала школы не имеет обоснования, основан на субъективных представлениях и предположениях авторов, без методического подтверждения
Слайд 58На завершающем этапе
основные трудности прежде всего объясняются общими недостатками организации
коллективной деятельности, проблемами вовлеченности педагогов в инновационную деятельность на уровне
конкретного ОУ, а также проблемами экспертной деятельности в образовании вообще.
Слайд 59Примерная структура
программы развития. Вариант 1
Паспорт программы развития
1. Исходное состояние
ОУ
1.1. Информационная справка
1.2. Проблемный анализ состояния ОУ:
анализ
результатов;
анализ образовательного процесса;
анализ условий;
1.3. Проблемный вывод ОУ
2. Концепция программы развития ОУ
3. Структурно-содержательное описание
4. Действия по реализации программы:
4.1. Прогнозируемые результаты
4.2. План деятельности
5. Проверка достижения результатов (критерии и показатели)
Заключение
Слайд 60Примерная структура
программы развития. Вариант 2
Паспорт программы развития
Информационная справка
Проблемно-ориентировочный
анализ деятельности ОУ
Концепция развития ОУ на 20... г.
Предполагаемые результаты
программы развития и критерии их достижения
Ключевые проблемы и примерный план реализации программы развития ОУ
Аналитическая справка о результативности реализации программы развития за 20... г.
Смета расходов на 20... г.
Слайд 61Примерная структура
программы развития. Вариант 3.
Паспорт программы;
Информационная справка о деятельности
образовательного учреждения;
Проблемный анализ деятельности образовательного учреждения в динамике соответствия основных
параметров его работы нормативам правовой базы и требованиям рейтинга;
Цель и задачи программы развития
Целевые программы (проекты):
- контроль и обеспечение качества образования;
- инновационное развитие образовательного учреждения;
- повышение востребованности образования;
- рациональная работа с финансами...
и т.д.
Целевые индикаторы мониторинга реализации программы;
Финансовый план реализации программы.
Слайд 62Важно!
Не существует единого канона написания программы развития ОУ.
В программе развития
каждого ОУ - индивидуальный подход к решению именно его проблем
и поиск его достижений.
Программа развития - документ управления, его делает административная команда и рабочая группа ОУ.
Написать программу развития - вполне по силам каждому ОУ. Главное - ее выполнить.
Слайд 63Литература
Виноградов В.Н., Глебова Г.Ф., Прикот О.Г Программа развития : Учебное
пособие. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – 216 с.
Слайд 64Информационные ресурсы
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Директ-папка «Менеджер образования» (Приложение
к журналу «Справочник руководителя образовательного учреждения») Программа развития образовательного учреждения,
2010
Поташник М. Программа развития школ: новый уровень осмысления.//Народное образование.-2007,-№8
http://www.menobr.ru/materials/26/37713/ Менеджер образования. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений
edu-frn.spb.ru/directors/?download=44 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке программы развития образовательного учреждения Санкт-Петербурга на период до 2020 года
https://school90.spb.ru/wp-content/uploads/.../Fevral.-Programma-razvitiya-90.pdf Программа развития «Школа как ключевой компонент в позитивной социализации учащихся в условиях реализации ФГОС»
https://narfu.ru/university/programma_razvitiya/ Программа развития САФУ им. М.В. Ломоносова
Слайд 65
Чернова Н.В.
Лекция 4 Развитие и функционирование школы
1 час
10.06.19
Управление образованием