Слайд 2Формы деловой коммуникации
Вопросы лекции:
Коммуникация и общение. Различие процессов коммуникации и
общения.
Речевая деятельность, её виды. Речевая коммуникация, её формы и особенности.
3. Формы деловой коммуникации и их разновидности.
4. Критика в деловой коммуникации.
Слайд 31. Коммуникация и общение. Различие процессов коммуникации и общения
Слайд 4Коммуникация и общение
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в
ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает
обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.
Предметом личностно ориентированного общения выступает характер отношений между его участниками.
Коммуникация (от лат. «communicatio» – делаю общим, связываю) – это социальный процесс, приводящий к установлению или обновлению социальных связей посредством достижения изменений во мнениях, оценках, точках зрения людей, включенных в этот процесс.
В результате коммуникации ранее разрозненным участникам этого процесса становятся свойственны качества общности, единства и целостности (люди становятся единомышленниками).
Слайд 5Деловая коммуникация
Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный
на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности:
производственной, научной, педагогической и пр.
Предметом деловой коммуникации является деятельность (дело), и партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого.
Основные задачи деловой коммуникации – продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений.
Слайд 6Отличие коммуникации от общения
Деловая коммуникация отличается от простого общения тем,
что в процессах ее осуществления ставится цель и конкретные задачи,
которые должны быть решены. В деловом общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером без потерь с обеих сторон. В этом смысле этика служит своеобразным посредником, позволяющим быстрее найти оптимальное решение, сгладить острые углы, с достоинством выходить из затруднительных ситуаций.
Слайд 7Виды и формы деловой коммуникации
Виды деловой коммуникации:
прямая коммуникация – предполагает
непосредственный контакт;
косвенная коммуникация – возникает в случаях, когда между партнерами
существует какая-либо пространственно-временная дистанция.
Формы деловой коммуникации:
Письменная форма – представлена всеми официально-деловыми документами (заявление, договор, расписка, доверенность, завещание и т.д.).
Устная форма – употребляется в ходе деловых встреч, переговоров, консультаций.
Слайд 82. Речевая деятельность, её виды. Речевая коммуникация, её формы и
особенности
Слайд 9Речевая деятельность.
Речевая коммуникация
Речевая деятельность - активный, целенаправленный, опосредованный
языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема
сообщений.
Речевая коммуникация – это общение между людьми, обмен информацией, процесс, который поддерживает функционирование общества и межличностные отношения.
Речевая коммуникация - это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией.
Слайд 10Виды речевой деятельности
Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.
Слушание (или
аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.
Письмо – зашифровка речевых
сигналов с помощью графических символов.
Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.
Слайд 11Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования
– при слушании и чтении. При говорении и слушании человек
оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении – графическими знаками.
Говорение, слушание, письмо, чтение составляют основу процесса речевой коммуникации.
От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения.
Степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.
Слайд 12Особенности устной и письменной речи
Термин «речь» используется в двух значениях:
Речью
называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для
общения с другими людьми. В этом смысле речь – это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой, либо в письменной форме.
Речью называется результат деятельности – текст (статья, сообщение и т. д.).
Слайд 13Особенности письменной речи
Письменная речь является графически оформленной.
Основная функция письменной
речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в
пространстве и времени.
Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации.
Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано.
Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией.
Слайд 14Особенности устной речи
Устная речь ― это звучащая речь. Данная
форма речи изначальна.
Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во
времени – одно из главных свойств устной речи.
Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа)
Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи.
Слайд 15Применение основных правил устной и письменной речи в процессе деловой
коммуникации
Правила письменной речевой коммуникации:
Пишите просто и понятно (текст легко воспринимается
читающим, когда он написан просто и понятно).
Привлеките внимание к тексту (сообщение должно быть простым и сжатым, но не примитивным, которое будет совершенно неинтересно читателю).
Избегайте ненужных повторений (в письменных коммуникациях очень важно употреблять только слова и фразы, действительно важные для получателя сообщения).
Пишите ясно (людям-адресатам нужен ясный, простой и недвусмысленный язык. Ясность изложения включает в себя выбор слов, структуры предложения и абзаца, а также общую организацию текста сообщения).
Слайд 16
Правила письменной речевой коммуникации:
Текст должен быть цельным и связным (в деловой
корреспонденции каждое предложение должно содержать только одну тематическую мысль).
Тон письма
должен быть позитивным (тон и стиль письма могут произвести на читателя как положительное, так и отрицательное впечатление).
Будьте тактичны (избегайте того, что может обидеть читателя).
Пишите грамотно (грамотность – это та "упаковка", которая очень важна в письменных коммуникациях).
Используйте унификацию – процесс создания документов на базе единых стандартов и правил.
Применение основных правил устной и письменной речи в процессе деловой коммуникации
Слайд 17Правила устной речевой коммуникации:
соблюдать определённый стиль общения;
не перебивать
собеседника, дать ему высказаться;
обращаться вежливо;
не повторяться;
говорить по
сути;
говорить интересно и убедительно (отсутствие лишних слов, использование экспрессивной лексики и выражений позитивного плана).
Применение основных правил устной и письменной речи в процессе деловой коммуникации
Слайд 183. Формы деловой коммуникации и их разновидности
Слайд 19
Деловая беседа – передача или обмен информационными сообщениями и мнениями
по определенным вопросам и проблемам.
Функций деловой беседы:
взаимное общение работников из
одной деловой сферы;
совместный поиск, выдвижение или разработка рабочих идей и замыслов;
контроль и координирование деловых мероприятий.
Деловая беседа может быть непосредственной или опосредованной, чаще всего, по телефону.
Деловая беседа может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.
Деловая беседа
Слайд 20Деловые переговоры
Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и
закономерности, использующий разнообразные пути к достижению соглашения, совместный анализ проблем.
Цель переговоров – найти взаимоприемлемое решение, избегая крайней формы проявления конфликта.
Деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда целенаправлены и предполагают заключение сделок, подписание соглашений и контрактов.
Деловые переговоры могут проходить на официальном и неофициальном уровне.
Переговоры могут быть внешними (с деловыми партнерами и клиентами) и внутренними (между сотрудниками).
Слайд 21Собеседование
Собеседование используется при решении кадровых вопросов: при приеме на работу, увольнении.
Собеседование – встреча с потенциальным работодателем или его представителем при
приеме на работу.
Цель собеседования – познакомиться воочию, понять, насколько работодатель и соискатель подходят друг другу, а также обсудить детали сотрудничества.
Слайд 22Собеседование
Типичные ошибки при собеседовании:
Нечеткость объяснения. Кандидат не может дать
конкретных ответов на вопросы специалиста кадровой службы.
Кандидат ведет
себя заносчиво, надменно, разговаривает покровительственным тоном, давая понять специалисту кадровой службы, что делает ему одолжение.
Кандидат не проявляет заинтересованности в должности. Отсутствует четкая цель.
Недостаток уверенности.
Кандидат вызывающе одет.
Неорганизованность, невнимательность, некорректное поведение, чрезмерная разговорчивость.
Слайд 23Спор
Спор – столкновение мнений, разногласие по какому-либо вопросу, борьба за отстаивание
собственных позиций.
Спор может быть реализован через
Дискуссию – форма спора, в рамках
которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения.
Полемика – форма спора, предполагающая наличие противоположных мнений и обоснованных аргументов, основная задача – утверждение одной из противостоящих позиций.
Дебаты – формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуютдруг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.).
Слайд 24В чем отличия разных форм спора?
В отличие от дискуссий, диспутов,
целью которых выступает коллективный поиск истины, в полемическом споре целью
является победа над противником и утверждение собственной позиции.
Спор
Слайд 25Деловое совещание – способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.
Деловое совещание
– общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем,
требующих коллективного осмысления и решения.
Цель совещания – описание ожидаемого результата, нужного типа решения, желательного итога работы.
Важно для получения нужного результата совещания:
точно и в нужном направлении сформулировать предмет обсуждения;
выносить на совещание лишь те темы, которые не удается решить отдельным специалистам в рабочем порядке.
Деловое совещание
Слайд 26Типы совещаний:
совещания по планированию;
совещания по мотивации труда;
совещания по внутрифирменной организации;
совещания
по контролю за деятельностью работников;
совещания, специфические для фирмы.
Оптимальное число участников
6-7 человек. На совещания надо приглашать только тех, в чьей компетентности находится обсуждаемая проблема и кто способен решить вопрос.
Деловое совещание
Слайд 27Презентация
Презентация – первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или
малоизвестной продукции, фирмы и ее создателей.
С помощью презентации информируют и
убеждают потенциальных клиентов и партнеров в необходимости приобретения конкретной продукции или услуги.
Задача презентации: так продемонстрировать товар и его возможности, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание к своей фирме, а в конечном итоге, как ожидаемый результат – заключить договоры и сделки.
Длительность проведения презентации: 1,5-2 часа.
Проводить презентации рекомендуется после 15 часов (после презентации можно организовать коктейль или фуршет с 17.00 до 19.00).
Слайд 28Торги
Торги – способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные
работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и подрядчиков и
выбора наилучшего из них.
В результате торгов заключается юридическая сделка с тем деловым партнером, который предложил наиболее выгодные условия.
Торги – это прежде всего коммуникация, которая предполагает как вербальный, так и невербальный информационный обмен.
Торги отражают стремление деловых партнеров убедить друг друга во взаимной выгоде согласованных действий и решений.
Слайд 29Торги
Наступательные методы в процессе торгов:
разведка (использование подставных лиц для
выявления подлинных цен товара, для зондирования ситуации, т.д.);
пропаганда своего
товара с помощью рекламы и формирования общественного мнения;
гибкая перемена тактики продаж, «нащупывание» слабых мест в системе «обороны» партнера;
настойчивость, давление;
тактика затягивания торгов;
незначительные конфликты для того, чтобы нащупать слабину и измотать противоположную сторону;
ультиматумы, предъявляемые в последнюю минуту, чтобы вырвать значительные уступки уже после того, как оппонент успокоился и начал мысленно подсчитывать свою прибыль.
Слайд 30Деловая переписка
Деловая переписка – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых
в связи с особым способом передачи информационного сообщения.
Деловое письмо
– письменное обращение к должностному лицу, оформленное в соответствии с правилами переписки.
С помощью деловых писем осуществляется обмен информацией, делаются предложения, ведутся переговоры, предъявляются претензии, выражаются благодарности и т.п.
По содержательной направленности можно выделить более 20 наименований писем.
Слайд 31Деловая переписка
Виды деловых писем:
Письма-просьбы.
Информационные письма.
Письма-запросы.
Сопроводительные письма.
Письма-заказы.
Гарантийные письма.
Письма-приглашения.
Письма-извинения.
Письма-выражения отказа или согласия.
Благодарственные
письма.
Письма-рекламации.
Слайд 32 Пресс-конференция
Пресс-конференция – мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть
общественно значимая новость, и организация или отдельная известная личность, непосредственно
связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии по этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности.
Основное назначение пресс-конференций: адресное распространение информации (новостей, документации, фотографий) среди редакций СМИ.
Наиболее оптимальное время проведения пресс-конференции – с 11.00 до 16.00.
Длительность пресс-конференции – от 30 минут до 3 часов.
Слайд 33Технология проведения пресс-конференции
Правила проведения пресс-конференции:
Докладчик четко зачитывает текст короткой
заявления, в котором говорится о причинах мероприятия.
Репортеров приглашают задавать
вопросы.
Вопросы задаются поочередно, профессиональные стандарты предусматривают, что журналисты будут придерживаться объявленной темы.
Члены команды организаторов следят за регламентом пресс-конференции.
Слайд 344. Критика в деловой коммуникации
Слайд 35Критика в деловой коммуникации.
Позитивная критика
Критика (от фр. critique из др.-грееч. κριτική τέχνη «искусство разбирать,
суждение»):
а) обсуждение с целью дать оценку; б) отрицательное суждение с
целью указания недостатков; в) проверка достоверности чего-либо.
Позитивная критика всегда ситуативно уместна, осуществляется в присутствии объекта критики.
Предметом критики являются дела и поступки, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал.
Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем.
Цель критикующего – выявить действительные причины допущенных ошибок. Критика должна быть щадящей!
Объективная критика опирается только на конкретные факты и аргументы.
Слайд 36Разрушительная критика по форме выражения монологична. Она не предполагает конструктивного
взаимодействия, сотрудничества критикующего и критикуемого. Она не предполагает двух позиций,
взаимно уточняющихся или вырабатывающихся в процессе критики. У автора такой критики только одна позиция, одна точка зрения, он заранее присвоил себе право быть правым.
Конструктивная критика ставит своей целью не уничтожение оппонента, а совместный поиск средств преодоления обнаружившихся трудностей и проблем. Здесь налицо две равноправные позиции, во взаимодействии которых и осуществляется критика. Критический диалог – это не просто средство обнаружения недостатков, относительно которых нужно потом «принять меры», но и сам процесс устранения этих недостатков.
Виды критики в деловой коммуникации