Слайд 1Детское благополучие как составляющая благополучия семьи и фактор предупреждения жестокого
обращения в семье
Лариса Осиповна Кочешкова,
кандидат педагогических наук
заведующий отделением срочного социального
обслуживания бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области "Территориальный центр социальной помощи семье и детям"
Слайд 2Используемые понятия
«Благополучие ребенка в семье»
«Индекс детского благополучия»
Обеспечение детского благополучия:
Образование
Здравоохранение
Социальная защита
Участвуют:
органы власти; государственные и муниципальные сервисы; профессионалы, бизнес, СМИ, НКО,
местные сообщества, благотворительные организации и фонды
Слайд 3«Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу,
которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и
обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»
Ст. 3
Слайд 4Статистические данные Благотворительный фонд «Ключ» (ноябрь 2019 года)
Население России –
146,8 млн. человек
В организациях для детей-сирот проживают 9,6% детей, оставшихся
без попечения родителей
Слайд 5Определение
«благополучие детей»
(«Конвенция о правах ребенка»)
Реализация прав детей и
обеспечение наилучших условий для наиболее полного их развития. Степень, в
которой это достигается, может быть измерена с точки зрения положительных результатов для детей, в то время как негативные последствия и лишения указывают на нарушение прав детей…
С противоположной стороны, «детское неблагополучие» - условия, непригодные для развития ребенка, наносящие вред, препятствующие его социализации, развитию и дальнейшему продвижению в жизни
Такие условия имеют как структурный, так и индивидуальный характер
Слайд 6Индекс детского благополучия
(Фонд детского развития (США), 2004 год) - Child
Well-being Index
Слайд 7Параметры оценки благополучия детей
Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)
и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
Слайд 8Индекс детского благополучия
Социальный проект «Мир детей»
(Фонд Елены и Геннадия Тимченко)
Слайд 10Благополучие детей
Экономическая ситуация, в которой живет ребенок
Отношения, которыми окружен
ребенок
Права и возможности ребенка для развития
Права ребенка на охрану и
поддержание своего здоровья
Активное участие детей в жизни общества
Дети имеют право быть услышанными и вовлеченными
в принятие решений и дома, и на уровне школьного сообщества, и в целом в жизни всего общества по всем вопросам, которые их касаются и влияют на состояние их благополучия
Слайд 11Комплексный подход и показатель детского благополучия «семейные и социальные отношения»
Отношения
детей с родителями и родственниками, как правило, скрыты от посторонних
наблюдателей
Сложно измерить
Слайд 12Международное исследование поведения детей школьного возраста
(статистические данные из доклада
Благотворительного фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Слайд 13Родители не готовы к взрослению детей
Низкий уровень родительских воспитательных, психологических
и педагогических компетенций
Необходима системная работа, объединение родителей, детей, специалистов, повышение
уровня их компетенций и развитие навыков в области взаимодействия, сохранений кровных семей
Слайд 14Социальное сопровождение семей с детьми
Слайд 15ФЕДЕРАЛЬНЫЙ закон
от 28 декабря 2013 года №442 - ФЗ
«Об
основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Социальное обслуживание: «Улучшение условий
жизнедеятельности человека и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности»
Социальное сопровождение (ст. 22): «Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам»
В основе – межведомственное взаимодействие организаций, оказывающих социальную помощь
Слайд 16Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Органы и учреждения системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
КДН и ЗП;
Органы управления социальной защиты населения;
Органы управления образованием;
Органы опеки и попечительства;
Органы по делам молодежи;
Органы управления здравоохранением;
Органы службы занятости;
Органы внутренних дел;
Другие органы, учреждения, организации.
Слайд 17Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании:
Полная или частичная утрата способности
осуществлять самообслуживание;
Наличие ребенка/детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
Наличие внутрисемейного конфликта;
Отсутствие
работы и средств к существованию;
Наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида и др.
Слайд 18Социальные услуги в рамках социального обслуживания
Виды социальных услуг:
социально-бытовые;
социально-медицинские;
социально-психологические;
социально-педагогические;
социально-правовые;
социально-трудовые;
услуги в целях повышения коммуникативного потенциала
лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Срочные социальные услуги – самостоятельный вид услуг
Без составления индивидуальной программы
и без заключения договора
Подтверждение –
акт о предоставлении срочных социальных услуг
Оказывается в сроки, обусловленные
нуждаемостью получателя срочных социальных услуг
Слайд 19Перечень социальных услуг учреждения
Социально- трудовые услуги:
оказание помощи в трудоустройстве.
Социально-педагогические
услуги:
социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
формирование позитивных интересов ( в
том числе в сфере досуга);
организация досуга (праздники, экскурсии и др. культурные мероприятия.
Социально-правовые услуги:
оказание помощи в оформлении и восстановлении документов;
оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно.
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:
обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
обучение навыкам поведения в быту и в общественных местах.
Социально-психологические услуги:
социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;
психологическая помощь и поддержка, в том числе гражданам, осуществляющим уход за тяжелобольными получателями социальных услуг ;
социальный патронаж.
Срочные социальные услуги:
обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
содействие в получении временного жилого помещения;
содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.
Слайд 20социальное сопровождение;
Содействие в предоставлении медицинской,
психологической, педагогической,
юридической, социальной
помощи,
не относящейся к социальным услугам
В основе – межведомственное взаимодействие
организаций,
оказывающих социальную помощь
индивидуальная программа предоставления социальных услуг - прерогатива учреждений социального обслуживания населения;
Для гражданина – рекомендательный характер
индивидуальной программы
Для поставщика социальных услуг – обязательный
характер индивидуальной программы
Слайд 21Словарь В. Даля трактует понятие «сопровождение» как определенное действие. Сопровождать
- значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать.
Сопровождать, как
объясняет словарь Ожегова, - это, значит, следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь, или идя за кем-то.
Сопровождение
Слайд 22На уровне всеобщего «сопровождение развития человека» представляет собой его социальное
взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого
человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях».
И.А. Липский
Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о путях возможного решения проблемы; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; помощи при реализации плана решения.
Слайд 23Социальное сопровождение – комплекс мероприятий по взаимодействию социальной службы с
получателем социальных услуг, направленных на профилактику или преодоление трудной жизненной
ситуации, обстоятельств, обусловивших нуждаемость в социальном обслуживании
Социальное сопровождение семей с детьми - вид государственной помощи, социального обслуживания, заключающийся в оказании при необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия
Модельная программа социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих
Слайд 24Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении
это граждане - члены семей,
нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе (помимо предоставления социальных
услуг) или только в социальном сопровождении. В соответствии с требованиями федеральных нормативно-правовых актов (ФЗ-120, ФЗ-48), к таким семьям в обязательном порядке относятся семьи, находящиеся в социально опасном положении, замещающие семьи
Слайд 25Цели социального сопровождения граждан – членов нуждающейся в таком виде
социального обслуживания семьи
повышение качества жизни семьи, преодоление ее неблагополучия
предотвращение
лишения родительских прав
профилактика социального сиротства, отказов от ребенка
преодоление трудностей воспитания детей в семье
повышение психолого-педагогической компетентности родителей
социальное и психологическое оздоровление семьи
сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних
обеспечение необходимых психолого-педагогических и социально-педагогических условий полноценной жизнедеятельности родителей и ребенка
Слайд 26Принципы организации социального сопровождения семей с детьми:
комплексности;
межведомственности;
добровольности;
адресности и равных возможностей;
вариативности;
конфиденциальности;
непрерывности;
рекомендательного
характера советов сопровождающего специалиста;
эффективности
Слайд 27К семьям, нуждающимся в социальном обслуживании, на основании различных федеральных
законов, относятся 3 типа семей:
семьи, находящиеся в социально опасном положении;
семьи,
находящиеся в трудной жизненной ситуации;
семьи, нуждающиеся в поддержке.
Слайд 28Федеральный закон "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" №
120-ФЗ от 24.06.1999г.
Семья, находящаяся в социально опасном положении
семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними
Слайд 29Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24.07.1998 г.
N 124-ФЗ
(старая редакция)
Семья, находящаяся в трудной
жизненной ситуации
семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно.
Слайд 30На основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость граждан в социальном сопровождении,
оно может осуществляться в отношении следующих категорий семей с детьми:
замещающей;
приемной;
воспитывающей
детей-инвалидов;
воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3 лет;
многодетной;
малообеспеченной (с низким уровнем дохода);
имеющей намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного);
с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей;
переселенцев, беженцев;
с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркозависимостью и др.
Слайд 31Виды социального сопровождения семей с детьми
С учетом проблемы, сложившейся в
семье с детьми, выделяют следующие виды социального сопровождения семьи:
социально-медицинское (оказание
медицинской помощи);
социально-психологическое (оказание психологической помощи);
социально-педагогическое (оказание педагогической помощи);
социально-правовое (оказание юридической помощи);
социально-бытовое (оказание социальной помощи);
На уровне организации всего процесса социального сопровождения в учреждении социального обслуживания выделяются следующие виды сопровождения:
информационное и научно-методическое; консультационное, в том числе посредством сети Интернет; образовательно-просветительское
Слайд 32Медицинская помощь:
содействие в получении медицинских и реабилитационных услуг;
содействие гражданам в
прохождении МСЭ;
содействие в обследовании и лечении родителей и несовершеннолетнего у
нарколога;
содействие в организации медицинского обследования, диспансеризации родителей и несовершеннолетнего;
содействие в лечении и лекарственном обеспечении членов семьи;
содействие в оформлении санаторно-курортной карты;
содействие в организации прохождения ПМПК;
содействие в оформлении инвалидности по медицинским показаниям;
оказание содействия в протезировании, ортезировании;
иное
Слайд 33Психологическая помощь:
информирование об учреждениях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения
и графике работы);
содействие в углубленной психологической диагностике;
содействие в проведении индивидуальной
(групповой) терапии;
психологическое консультирование;
работа с социальным окружением семьи;
организация групп поддержки для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного;
иное
Слайд 34Педагогическая помощь:
содействие в определении детей в группу продленного дня, дошкольное
учреждение;
оказание содействия в привлечении детей с ограниченными возможностями здоровья к
коррекционно-развивающим занятиям;
содействие в вопросах обучения, воспитания и зачисления в образовательные учреждения детей;
организация участия родителей и детей в работе родительско-детских клубов, объединений;
повышение родительских компетенций на родительских курсах, лекториях;
содействие в профессиональном обучении родителей;
проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями);
содействие в устройстве несовершеннолетнего в библиотеку, различные секции, кружки, в организации участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях;
содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники);
содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении;
содействие в организации летнего отдыха детей;
иное
Слайд 35Юридическая помощь:
оказание содействия в оформлении или переоформлении документов, получении установленных
законодательством льгот и выплат;
содействие в получении гражданами бесплатной юридической помощи;
консультирование
семей с детьми по социально-правовым вопросам;
консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством;
консультирование семей по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.);
обеспечение информации клиентам об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах;
оказание клиенту необходимой помощи в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов;
иное
Слайд 36Социальная помощь:
содействие в получении материальной помощи (в натуральной форме);
содействие в
оформлении социальных выплат и льгот;
оказание содействия в выделении путевок для
отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
содействие в оформлении компенсации оплаты за детский сад;
содействие в предоставлении ребенку бесплатного горячего питания в образовательном учреждении;
содействие в получении справок для оформления льгот и пособий учащимся и студентам;
помощь в трудоустройстве;
иное
Слайд 37Специфика организации социального сопровождения семьи с детьми в зависимости от
уровня
кризисности ее состояния
Слайд 38Адаптационный уровень социального сопровождения семей с детьми
это процесс реализации мероприятий
сопровождения, направленный на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей,
приемной, молодой и иной семьи, в течение первого года ее создания. Как правило, в адаптационном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта РФ
Слайд 39Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми
это процесс
реализации мероприятий сопровождения, направленный на оказание социальной, психологической, педагогической и
иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, базовому уровню социального сопровождения подлежат семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в послеразводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции
Слайд 40Кризисный уровень социального сопровождения
семей с детьми
это процесс реализации
мероприятий сопровождения, направленный на оказание семье с детьми специализированной помощи
по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка)
Слайд 41Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми
это процесс реализации мероприятий
сопровождения, направленных на оказание помощи семье с детьми с целью
предотвращения существующей угрозы для сохранения семьи. Как правило, экстренному уровню социального сопровождения подлежат семьи, находящиеся в социально опасном положении, семьи с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи или домочадцем, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерь одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.)