Слайд 1Диаграмма вариантов использования
Лекция №3
Слайд 2Диаграмма вариантов использования
Визуальное моделирование в UML - процесс поуровневого спуска
от наиболее обшей и абстрактной концептуальной модели исходной системы к
логической, а затем и к физической модели соответствующей программной системы.
Для достижения этих целей сначала строится диаграмма вариантов использования (use case).
Слайд 3Диаграмма вариантов использования
Диаграмма вариантов использования – исходная концептуальная модель системы
в процессе её проектирования и разработки.
Слайд 4Диаграмма вариантов использования. Цели
Слайд 5Диаграмма вариантов использования. Элементы
Слайд 6Вариант использования
Вариант использования* (use case) – спецификация общих
особенностей поведения или функционирования моделируемой системы без рассмотрения внутренней структуры
эт
ой системы.
*сокращённо – ВИ.
Слайд 7Вариант использования
ВИ может сопровождаться дополнительным текстом, раскрывающим смысл выполняемых действий
(текст-сценарий или сценарий).
ВИ обозначается на диаграмме эллипсом.
Имя ВИ задаётся в
форме существительного или глагола с пояснительными словами.
Текст должен начинаться с заглавной буквы.
Слайд 8Вариант использования
Графическое обозначение варианта использования (пример):
Получение справки о текущем состоянии
счёта клиента
Получить справку о текущем состоянии счёта клиента
или
Слайд 9Вариант использования
Цель ВИ – зафиксировать некоторый аспект или фрагмент поведения
проектируемой системы без указания особенностей реализации данной функциональности.
Каждый ВИ =
отдельный сервис, который предоставляет моделируемая система по запросу актёра.
Каждый сервис – законченная последовательность действий.
Слайд 10Вариант использования
Диаграмма ВИ должна содержать конечное множество ВИ, которые в
целом определяют все возможные состояния ожидаемого поведения системы.
В метамодели UML
ВИ является подклассом классификатора, который описывает последовательности действий, выполняемых отдельным экземпляром ВИ.
Слайд 12Актёр
Актёр (actor) - любая внешняя по отношению к моделируемой системе
сущность, которая взаимодействует с системой и использует её функциональные возможности
для достижения определённых целей или решения частных задач.
Слайд 13Актёр
Актёры служат для обозначения согласованного множества ролей, которые могут играть
пользователи в процессе взаимодействия с проектируемой системой.
Каждый актёр может рассматриваться
как некая отдельная роль относительно конкретного варианта использования.
Слайд 14Актёр
Стандартным графическим обозначением актёра на диаграммах является фигурка «человечка», под
которой записывается конкретное имя актёра:
Клиент банка
Слайд 15Актёр
Имена актёров должны начинаться с заглавной буквы.
Имя актёра должно быть
достаточно информативным (кассир, менеджер, клиент, сотовый телефон и т.д.).
Не рекомендуется
давать актёрам имена собственные.
В метамодели актёр является подклассом классификатора.
Слайд 16Актёр
Актёры используются для моделирования внешних по отношению к проектируемой системе
сущностей, которые взаимодействуют с ней.
Актёрами могут быть другие системы, подсистемы
проектируемой системы или её отдельный классы.
Внутренняя структура актёра не определяется.
Слайд 17Актёр
Актёры взаимодействуют с системой посредством передачи и приёма сообщений от
вариантов использования.
Сообщение - собой запрос актёром сервиса от системы и
получение этого сервиса.
Слайд 18Выявление актёров.
Какие организации или лица будут использовать проектируемую систему?
Кто будет
получать пользу от применения системы?
Кто будет использовать информацию от системы?
Будет
ли система использовать внешние ресурсы?
Может ли один пользователь играть несколько ролей при взаимодействии с системой?
Могут ли различные пользователи играть одну роль при взаимодействии с системой?
Будет ли система взаимодействовать с законодательными, исполнительными, налоговыми или другими органами?
Слайд 19Примечание
Примечание (note) в UML предназначено для включения в модель произвольной
текстовой информации, имеющей непосредственное отношение к контексту разрабатываемого проекта.
Графическое
изображение
примечания
Слайд 20Отношения
Отношения (relationships) описывают взаимодействия между:
Слайд 21Отношения
В UML имеется несколько стандартных видов отношений:
Слайд 22Отношение ассоциации
Одно из фундаментальных понятий в UML и в той
или иной степени используется при построении всех графических моделей систем
в форме канонических диаграмм.
В данном случае служит для обозначения специфической роли актёра в отдельном варианте использования.
Слайд 23Отношение ассоциации
Обозначается сплошной линией между актёром и вариантом использования.
Может
иметь дополнительные условные обозначения, такие, например, как имя и кратность.
Слайд 25Отношение включения
Устанавливается только между двумя вариантами использования и указывает на
тот факт, что некоторое заданное поведение для одного варианта использования
включается в качестве составного фрагмента в последовательность поведения другого.
Обозначается пунктирной линией со стрелкой.
Слайд 26Отношение включения
Пример графического изображения отношения включения между вариантами
использования:
Снятие наличных по кредитной карте
Проверка PIN-кода кредитной карты
Вариант использования «А»
Вариант
использования «Б»
Слайд 27Отношение расширения
Задаёт взаимосвязь экземпляров отдельного варианта использования с более общим
вариантом, свойства которого определяются на основе способа совместного объединения данных
экземпляров.
Обозначается пунктирной линией со стрелкой, направленной от того варианта использования, который является расширением для базового варианта использования.
Слайд 28Отношение расширения
Пример графического изображения отношения расширения между вариантами использования:
Предоставление
каталога всех автозапчастей
Продажа запасных частей к легковым автомобилям
Вариант использования «Б»
Вариант
использования «А»
Слайд 29Отношение обобщения
Служит для указания того факта, что некоторый вариант использования
«А» может быть обобщён до варианта использования «Б».
Вариант «А» является
специализацией варианта «Б».
«Б» - предок или родитель по отношению к «А», а вариант «А» – потомок по отношению к «Б».
Слайд 30Отношение обобщения
Графически обозначается сплошной линией со стрелкой в
форме незакрашенного треугольника, которая указывает на родительский вариант использования (актёра):
Продажа
запасных частей к автомобилям
Продажа запасных частей к легковым автомобилям
Вариант использования «Б»
Вариант использования «А»
Слайд 31Расширение UML для
бизнес-моделирования
Слайд 32Расширение UML для
бизнес-моделирования
Слайд 33Расширение UML для
бизнес-моделирования
Бизнес-актёр – индивидуум, группа, организация, компания или
система, которые взаимодействуют с моделируемой бизнес-системой, но не входят в
неё (например, клиенты, покупатели, поставщики, партнёры, …).
Слайд 34Расширение UML для
бизнес-моделирования
Сотрудник – индивидуум, который действует внутри моделируемой
бизнес-системы, взаимодействует с другими сотрудниками и является участником бизнес-процесса.
Слайд 35Расширение UML для
бизнес-моделирования
Бизнес-вариант использования – блок, определяющий функциональность модулируемой
системы, ориентированной на выполнение отдельного бизнес-процесса.
Слайд 36Текстовые сценарии вариантов использования
Слайд 37Текстовые сценарии
вариантов использования
Уточняют или детализируют последовательность действий, совершаемых системой
при выполнении её вариантов использования.
Сценарий должен уточнять и дополнять диаграмму,
а не заменять её.
Слайд 38Текстовые сценарии вариантов использования. Шаблон
Слайд 39Пример построения диаграммы вариантов использования
Система управления банкоматом
Слайд 40Пример построения диаграммы вариантов использования
Слайд 41Пример построения диаграммы вариантов использования
Главный раздел
Слайд 42Пример построения диаграммы вариантов использования
Типичный ход событий
Слайд 43Пример построения диаграммы вариантов использования
Типичный ход событий (продолжение)
Слайд 44Пример построения диаграммы вариантов использования
Исключения
Слайд 45Пример построения диаграммы вариантов использования
Исключения (продолжение)
Слайд 46Рекомендации по разработке диаграмм вариантов использования
Рекомендуемое количество актёров в модели
– не более 20, а вариантов – использования – не
более 50.
Слайд 47Рекомендации по разработке диаграмм вариантов использования