Слайд 2Требования к ВКР
Работа студента над темой дипломной работы связана с
углубленным изучением теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и
пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы, формированием и развитием навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышением эрудиции студентов
Слайд 3Требования к ВКР
Если тема дипломной работы продолжает курсовую, то следует
показать, что уже сделано, каковы исходные данные. В этом случае
по содержанию между курсовой и дипломной работой должна существовать органическая связь: дипломная работа становится дальнейшим творческим развитием курсовой путем углубления и детализации проблемы
Вместе с тем дипломная работа – результат самостоятельного исследования уже иной проблемы на фактическом материале, полученном в ходе нового педагогического эксперимента, если он предусмотрен, или дополнительного, более глубокого изучения и осмысления источников
Слайд 4Тема ВКР
Тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:
соответствовать задачам
подготовки специалистов;
учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований;
приобщать студентов к
работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;
учитывать разнообразие интересов студентов в области дисциплин методического цикла;
разрабатывать актуальные проблемы воспитания и обучения школьников
Слайд 5Способы определения темы
1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента. Если
педагог ведет исследовательскую работу по определенной теме, он может привлечь
к её разработке и студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем
2. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. Выбору темы способствует:
просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами;
ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими и методическими изданиями;
выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных исследований
Слайд 7Объект исследования
Часть объективной реальности, которая подвергается научному изучению
Определяя
объект исследования, нужно дать ответ на вопрос: что рассматривается?
Объектом исследования
в области методики и педагогики являются различные основополагающие структурные компоненты учебно-воспитательного, учебно-организационного, управленческого процессов (протекающих в общеобразовательной школе)
Слайд 8Предмет исследования
Конкретные разделы, свойства и характеристики выделенной предметной сферы
Предмет
обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект,
какие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе
Так, для методических работ предметом исследования будут основные компоненты процесса преподавания (принципы, содержание, методы, формы, средства), применение которых способствует повышению эффективности обучения
Слайд 9Объект и предмет
Предмет исследования должен совпадать с темой исследования или
по звучанию быть очень близок к ней.
Объект и предмет исследования
как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное
Например, для курсовой работы на тему «Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках математики» объектом исследования является процесс обучения информатике с использованием индивидуального подхода к учащимся, а предметом исследования – индивидуализация как средство повышения эффективности процесса обучения информатике
Слайд 12План действий
по выполнению ВКР
Уточнение темы дипломной работы
Составление
списка литературы по теме исследования.
Выделение проблемы и анализ её состояния
в науке и практике.
Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.
Составление плана дипломной работы.
Обоснование актуальности темы.
Написание текста «Актуальность темы» с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т.д.).
Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.
Написание текста «Анализ литературы по теме исследования», в котором представлены:
история исследуемой проблемы;
общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования;
дидактические положения*;
методические положения;
психологические положения.
Написание текста «Выводы по результатам анализа литературы по теме исследования».
Разработка различных способов решения выделенной проблемы.
Определение оптимального пути разрешения проблемы.
Подготовка к осуществлению констатирующего этапа эксперимента (планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных мероприятий, дидактических текстов и т.д.).
Констатирующий этап эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.
Анализ результатов эксперимента; составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.
* Курсивом выделены пункты, которые относятся специально к работам в области дидактики, теории воспитания, методики преподавания отдельных учебных предметов.
Слайд 13План действий
по выполнению ВКР
Написание текста «Констатирующий этап эксперимента».
Обучающий этап
эксперимента с целью проверки научного предположения.
Подготовка к осуществлению обучающего этапа
эксперимента (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т.д.)
Проведение и анализ обучающего этапа эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы и т.д.).
Оформление результатов анализа в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков и т.д., формулирование выводов и рекомендаций по данным обучающего этапа эксперимента.
Написание текста: «Опытно-экспериментальная работа», в котором отражаются подготовка к осуществлению обучающего этапа эксперимента, условия, в которых он протекал, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последовательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.
22. Повторное проведение обучающего этапа эксперимента (если возникает необходимость).
Компоновка подготовленных текстов в главы.
Написание выводов к главам.
Составление заключения.
Составление списка литературы.
Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т.д.).
Уточнение оглавления дипломной работы.
Оформление титульного листа.
Слайд 14Сравнение курсовых и ВКР
Объем
1 п.л. (не < 20 стр.) текста)
2. План
Простой
Выделение пунктов
2 п.л. (в два раза > объема
курсовой работы)
Сложный
Выделение глав, параграфов
Слайд 153. Опытно-экспериментальная работа
Констатирующий этап эксперимента (наблюдение, описание, анализ и
выводы) или фрагмент формирующего этапа эксперимента
Констатирующий этап эксперимента
Формирующий этап
эксперимента
Слайд 164. Анализ теоретических источников по теме исследования
Не менее 20
источников – анализ общепедагогической, дидактической, методической литературы
Более 20 источников
– анализ общепедагогической, дидактической, методической литературы и педагогического опыта; анализ литературы по истории педагогики, психологии
Слайд 175. Изучение проблемы
Общие подходы к её разрешению
Характеристика общих
подходов и разработка конкретного пути её разрешения
Слайд 186. Выдвижение гипотезы
Описательная
Объяснительная
Слайд 197. Характер опытно-экспериментальной работы
Добывание фактов для доказательства гипотезы на
эмпирическом уровне
Добывание фактов для доказательства гипотезы на теоретическом уровне
Слайд 208. Уровень обобщения
Обобщаются результаты непродолжительного наблюдения за школьной жизнью
Обобщения
носят эмпирический характер
Обобщаются результаты достаточно длительных наблюдений за школьной
жизнью, результаты наблюдений за работой педагогов-мастеров и результаты собственного опыта.
Обобщения более широкого, теоретического характера
Слайд 21Опытно-экспериментальная работа
Существенным отличием курсовой работы от дипломной, если возможно
и целесообразно проведение эксперимента, является организация опытно-экспериментальной работы. Для выполнения
курсовой работы студент может ограничиться констатирующим этапом эксперимента. Для его осуществления он использует методы, связанные с опросом учащихся (анкетирование, интервьюирование, беседа), наблюдение и другие
В дипломной работе не всегда удается ограничиться констатирующим этапом. Чаще всего используется этап формирующий. Суть его заключается в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных
Слайд 22Этапы экспериментальной работы
Построение гипотезы, формулирование основной цели и задач
Создание
программы эксперимента
Разработка путей и способов фиксирования результатов исследования
Осуществление эксперимента
Количественная и
качественная обработка результатов
Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов
Слайд 23Структура программы эксперимента
Исполнитель эксперимента
Педагогическая цель
Цель эксперимента
Гипотеза
Диагностический инструментарий
Критерии оценки ожидаемых
результатов
Слайд 24Педагогическая цель
Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях, появившихся
у учащихся благодаря экспериментальной разработке
Что хотите изменить в ученике?
Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ученика предполагаете?
Слайд 25Цель эксперимента
Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания
о педагогической действительности
Что хотите разработать и апробировать? Что (какие
экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный процесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, концепция, методика и т.д.?
Слайд 26Гипотеза
Логически обоснованное предположение, совокупность педагогических воздействий
Что предполагаете? В
чем состоит совокупность педагогических действий, направленных на достижение цели? Что
будете проверять?
Слайд 27Диагностический инструментарий
Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты,
стенограммы уроков
С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами?
С помощью какого типа задач или заданий для учащихся будет проверяться результативность эксперимента?
Слайд 28Критерии оценки ожидаемых результатов
Признаки, на основании которых производится оценка
эффективности экспериментальной разработки
С помощью каких признаков в изменении состояния
учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как вы предполагаете их фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся?
Слайд 29Полученные в ходе педагогического эксперимента данные подвергаются качественной и количественной
обработке