Слайд 1Дисциплина:
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ТМФК)
Слайд 2СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЕКЦИЯ
Слайд 3ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Цель, задачи, основные формы физического воспитания
2. Принципы в
системе физического воспитания
3. Система физического воспитания в РФ
Слайд 41 ВОПРОС ЛЕКЦИИ
Цель Ф К заключается в воспитании здоровых, гармонически
развитых людей, физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.
Формирование
личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы образования.
Слайд 5Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически
развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления
и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Слайд 6Специфические и общепедагогические задачи
1 группа
Задачами оптимизации физического развития (оздоровительные
задачи) является укрепление здоровья, оптимальное развитие физических качеств, формирование правильного
телосложения и осанки, закаливание, соблюдение правил гигиены, совершенствование функциональных систем организма. Совершенство форм тела предопределяет и совершенство функций организма. Но оно не самоцель, а должно быть подчинено интересам всестороннего развития сил и способностей человека.
Слайд 72 группа задач
Образовательные задачи - формирование и совершенствованиедвигательных умений и
навыков (жизненно необходимых, прикладных и спортивных), приобретение специальных знаний научно-технического
характера. Создание богатого исходного фонда «строительного материала» - формирование более сложных форм двигательной деятельности (школы деятельности) - все более сложно координированные действия, доведенные до совершенства (спортивная специализация) - такова структура приобретения двигательного опыта.
Слайд 83 группа задач
Общепедагогические (воспитательные) задачи - направлены на формирование личности.
Воспитание волевых и моральных качеств, овладение нормами нравственного поведения, содействие
эстетическому и умственному воспитанию, совершенствование психических функций, привитие организаторских навыков - это некоторые из направлений решения воспитательных задач в конкретных видах организованной двигательной деятельности.
Слайд 9Формы организации и планирование образовательного процесса
Уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия
в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в
спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Слайд 103 типа уроков
уроки с образовательно-познавательной направленностью,
уроки с образовательно-обучающей направленностью
уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
Слайд 11Уроки с образовательно-познавательной направленностью
дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами
и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по
их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Слайд 12Особенности уроков с образовательно-познавательной направленностью
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая
(до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические
комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Слайд 13Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный
компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний
и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится
по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
Слайд 14В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части,
но не превышает 5—7 мин.
Слайд 15Уроки с образовательно-обучающей направленностью
используются по преимуществу для обучения практическому материалу,
который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики,
легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
Слайд 16Уроки с образовательно-тренировочной направленностью
используются для развития физических качеств и проводятся
в рамках целенаправленной физической подготовки.
Слайд 172 ВОПРОС ЛЕКЦИИ
ПРИНЦИПЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Слайд 18Принципы в системе физического воспитания
Слайд 20Общеметодические принципы
Принцип сознательности и активности
Сознательность- это способность человека правильно разбираться
в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними
осуществлять свою деятельность.
Слайд 21Принцип сознательности и активности
Активность - это мера или величина проявляемой
человеком деятельности, степень его включения в работу.
Слайд 22Принцип наглядности
Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания
Зрительная
Звуковая
Двигательная
Слайд 23Принцип доступности и индивидуализации
Означает требование оптимального соответствия задач, средств и
методов физического воспитания возможностям занимающихся
Готовность к выполнению заданий зависит от
уровня физического и интеллектуального развития занимающихся
Слайд 24Специфические принципы физического воспитания
Принцип непрерывности процесса физического воспитания
Процесс физического
воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении
занятий физическими упражнениями.
«от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от легкого к трудному».
Слайд 25Принцип непрерывности процесса физического воспитания
При построении занятий по физическому воспитанию
обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними,
чтобы в результате произошла кумуляция эффектов занятий
*кумуляция – (латинское - скопление)- накопление, суммирование эффектов от тренировочных занятий
Слайд 26Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Зависит суммарный эффект занятий
Для сохранения
повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через
строго определенные интервалы отдыха
Слайд 27Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий
Необходимость систематического повышения требований к проявлению
у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за
счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок
Слайд 28Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок
Слайд 29Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок
1. отсутствие негативных воздействий нагрузки на
организм
2. по мере адаптации к применяемой нагрузке необходимо увеличение параметров
суммарной нагрузки
3. на отдельных этапах в системе занятий временное снижение или стабилизация, или временное увеличение
Слайд 30Принцип циклического построения занятий
Процесс физического воспитания – это замкнутый круговорот
определенных занятий и этапов, образующих циклы.
Три вида :
Микроциклы (неделя);
Мезоциклы
(месяц);
Макроциклы (год)
Слайд 31Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания
Обязывает последовательно изменять направленность физического
воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е.
применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст)
Слайд 323 вопрос лекции
Система физического воспитания в РФ
Слайд 33Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического
воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое
совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
Слайд 34ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
предметом нормативно-правового регулирования физкультурно-спортивной деятельности являются правоотношения
в сфере ФК и С
Правоотношения в сфере ФКиС – регулируемые
нормами правоотношения по реализации прав граждан на занятия ФКиС, а также по удовлетворению потребности граждан в занятиях ФКиС
Слайд 35Объект нормативно-правового регулирования ФКиС – деятельность государства, юридических и физических
лиц в сфере ФКиС
Субъекты нормативно-правового регулирования – Российская Федерация, субъекты
РФ, органы государственной власти, муниципальные образования, органы местного самоуправления, а также организации – юридические лица и граждане, участвующие в ФСД.
Слайд 36ХАРАКТЕР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ – между государственными органами,
а также органами местного самоуправления и гражданами, реализующими свое право
на занятия ФКиС
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ – между юридическими и физическими лицами по удовлетворению потребностей граждан в занятиях ФКиС
Слайд 37Формы физкультурно-спортивной деятельности
1. образовательная деятельность по физическому воспитанию граждан;
2. деятельность
по организации зрелищных спортивных мероприятий и по участию в них;
3.
деятельность по предоставлению физкультурно-спортивных услуг;
4. деятельность общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления по развитию ФКиС
Слайд 38Методы нормативно-правового регулирования ФСД
1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ (посредством конституционных и иных законодательных
норм, устанавливающих полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере
ФКиС)
Слайд 392. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ (посредством норм гражданского законодательства, регулирующих отношения в связи
с предоставлением физкультурно-спортивных услуг и организацией спортивных зрелищ);
3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ (посредством
норм и правил административного законодательства, регулирующих отношения в сфере государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления).
Слайд 40За нарушения законодательных норм субъекты правоотношений в сфере ФКиС
Гражданско-правовая ответственность
Административная
ответственность
Уголовная ответственность
Слайд 41Право на занятия физической культурой и спортом
Статья 1 Международной Хартии
физического воспитания и спорта (21 ноября 1978г в Париже Генеральной
конференцией ООН) – ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ И СПОРТОМ - ОСНОВНОЕ ПРАВО КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
Слайд 42В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНСТИТУЦИЯ РФ (12 декабря 1993г., Глава 1. «Основы
конституционного строя», статья 2)
« Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»
Слайд 43«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья
населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения,
поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физичекой культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» (Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина», статья 4.)
Слайд 44Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации
(принят
ГД 13 января 1999г)
Слайд 45Роль государства в развитии физической культуры и спорта
Функции государства –
внешняя и внутренняя.
К числу внутренних функций относятся:
Обеспечение общественного порядка
Экономическя
Культурная
Социальная (пенсионное,
здравоохранение и т.д.)
Фискальная (сбор налогов идр)
Слайд 46Принципы государственной политики на законодательном уровне
Непрерывность и преемственность физического воспитания
различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности, так
как ФКиС это одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека
Слайд 47Учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ
развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое
здоровье и физическое состояние. В соответствии с этим принципом государство в равной степени уделяет внимание спорту высших достижений и массовому физкультурному движению; физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах РФ и организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами
Слайд 48Признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям законодательства, равенства их
прав на государственную поддержку.
Создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических
учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности
Слайд 49Основа государственной поддержки ФКиС
Программы развития физической культуры и спорта всех
уровней, утвержденные соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ
по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций
Слайд 50Расходы на программы
Бюджет Российской Федерации
Бюджет субъекта РФ
Внебюджетных источников
Доходов от проведения
спортивных лотерей и др.
Предусматриваются субсидии и субвенции за счет средств
соответствующих бюджетов
Слайд 51Компетенция органов государственной власти РФ в области ФКиС
Государственный орган –
это звено в системе государственного управления, которое обладает полномочиями в
определенных областях деятельности.
Слайд 522 группы органов в системе физического воспитания
1 группа – ОРГАНЫ
ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
2 группа – ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Слайд 53ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ МАСШТАБУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ОРГАНЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (не
включены в схему госорганов, поэтому их компетенция в законе не
определена, но фз «О местном самоуправлении» №154 статья 6 обязывает их к созданию условий для занятий ФКиС)
Согласно ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» каждый орган выполняет свою функцию
Слайд 54Функции государственных органов власти в системе ФВ
Организационная:
государственная политика
Пропаганда массовой фк,
спорта и ЗОЖ, основ знаний, популярных оздоровительных программ, издание литературы
и др.
Внедрение фк в режим труда и отдыха граждан, организация массовых спортивных соревнований, спартакиад, фестивалей, обеспечение подготовки резервов для спорта высших достижений и др.
Слайд 55Нормотворческая: Подготовка проектов федеральных программ, нормативов физической подготовленности и т.д.
Финансовая
функция: финансирование научных исследований, содержание центров спортивной подготовки, подготовки, в
том числе образовательных и научных организаций; научно-медицинского обеспечения совместно с федерациями по различным видам спорта молодежных (резервных) сборных команд РФ и их выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях.
Слайд 56Контрольная: за исполнением Федеральных законов и иных нормативных правовых актов
РФ в области ФКиС
Научно-образовательная функция: программное и научно-методическое обеспечение системы
ФКиС (издание литературы); повышение квалификации и профессиональную подготовку; с Олимпийским комитетом разработка и научные исследования по подготовке сборных команд
Слайд 57Внешнеэкономическая функция: международные договоры РФ в области ФКиС