Разделы презентаций


Дизартрия

Содержание

Что такое дизартрия? Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дизартрия

Дизартрия

Слайд 2Что такое дизартрия?
Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны

речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Что такое дизартрия?  Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Слайд 3 Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson

- сочленение и dys - частица, означающая расстройство.

Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.
Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson - сочленение  и dys - частица,

Слайд 4Основные проявления дизартрии
Расстройство артикуляции звуков,
нарушениях голосообразования,
изменения темпа

речи, ритма и интонации.

Основные проявления дизартрииРасстройство артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации.

Слайд 5 Названные нарушения проявляются
в разной степени и в

различных комбинациях
в зависимости от локализации поражения в центральной или

периферической нервной системе,
от тяжести нарушения,
от времени возникновения дефекта.
Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения

Слайд 6Причины возникновения дизартрии
Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных

неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем

периодах развития.
Несовместимость по резус-фактору.
Воздействие инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка.
Детский церебральный паралич - (ДЦП).
По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65-85% случаев.

Причины возникновения дизартрии Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во

Слайд 7 Классификация клинических форм дизартрии
Классификация клинических форм дизартрии основывается

на выделении различной локализации поражения мозга

Дети с различными

формами дизартрии отличаются друг от друга
специфическими дефектами звукопроизношения,
голоса,
артикуляционной моторики,
нуждаются в различных приемах логопедического воздействия
и в разной степени поддаются коррекции.

Классификация клинических форм дизартрии   Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения

Слайд 8 Признаки дизартрии
Слабость артикуляционных мышц:
- язык ребенка выпадает самопроизвольно наружу

при открытом рте;
губы вялые и не смыкаются или сильно

сжаты; повышенное слюноотделение.
Гнусавость ребенка, при отсутствии признаков гайморита и насморка.
Искажение звуков в словах: замена звуков на другие; пропускание звуков в словах (одного, нескольких или всех сразу).
Нарушение речевого дыхания: К концу фразы речь затухает; ребенок задыхается или начинает часто дышать.
Нарушение голоса: голос слишком высокий или писклявый.
Нарушение мелодичности речи: не возможность изменить высоту тона; речь монотонная; поток слов быстрый или замедленный; речь не понятна.
Признаки дизартрии Слабость артикуляционных мышц: - язык ребенка выпадает самопроизвольно наружу при открытом рте; губы вялые

Слайд 9 Формы дизартрии
Бульбарная
Псевдобульбарная
Мозжечковая
Корковая
Подкорковая (или экстрапирамидная)
Стертая

Формы дизартрии Бульбарная Псевдобульбарная МозжечковаяКорковая Подкорковая (или экстрапирамидная)Стертая

Слайд 10Бульбарная дизартрия (от лат. bulbus - луковица, форму которой имеет

продолговатый мозг)
Обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в

артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одним из симптомов бульбарного синдрома;
Проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).

Бульбарная дизартрия  (от лат. bulbus - луковица, форму которой имеет продолговатый мозг)Обусловлена периферическим парезом или параличом

Слайд 11Характерным является
паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба

(нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность

голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок).
атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония) - паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.

Характерным являетсяпаралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба (нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено

Слайд 12Псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии
Псевдобульбарная дизартрия является

следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во

внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др.

У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.
Псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во

Слайд 13Три степени псевдобульбарной дизартрии

Три степени  псевдобульбарной дизартрии

Слайд 14Мозжечковая дизартрия
Обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей;

характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
Характеризуется

скандированной «рубленой» речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков.

В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко.

Мозжечковая дизартрия Обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и

Слайд 15Корковая дизартрия представляет большие трудности для выделения и распознавания
Обусловлена

поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих

участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова;
При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата - затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой.
В отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому.
Корковая дизартрия представляет большие трудности для выделения и распознавания  Обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных

Слайд 16Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия
Дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов

и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком,

резко нарушена просодика, интонационно- мелодическая структура речи, её темп. Так же обусловлена поражением стриопаллидарной системы.
Различают две формы: Стертая
Холодовая
Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия 	Дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с

Слайд 17Характерным является
нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза.
Гиперкинез

- насильственные непроизвольные движения (в данном случае в области артикуляционной

и мимической мускулатуры), не контролируемые ребенком.
своеобразные нарушения фонации и артикуляции.
нарушение просодической стороны речи - темпа, ритма и интонации.
Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.

Характерным являетсянарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза.   Гиперкинез - насильственные непроизвольные движения (в данном случае

Слайд 18 Стертая (лёгкая) форма
Легкие (стертые) формы дизартрии могут

наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных

неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития.
Стёртая форма нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом; часто бывает единственным симптомом. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимо проконсультироваться у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения

Стертая (лёгкая) форма    Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных

Слайд 19
Звукопроизношение при стертой дизартрии :
смешение, искажение, замена и отсутствием

звуков, т. е . те же  варианты что и при

дислалии;
звуки ставятся теми же способами что и при дислалии, но долго не автоматизируются  и  не вводятся речь;
наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих;
часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки.
трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных (митионей  вместо милиционер);
Просодика
Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена.
Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох.
Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок.
Темп речи чаще ускорен.

При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.) У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становиться захлебывающейся.  
Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т . к. произносят слова они скандировано, т.е по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.
Звукопроизношение при стертой дизартрии : смешение, искажение, замена и отсутствием звуков, т. е . те

Слайд 20 Стертая (лёгкая) форма
Среди неблагоприятных факторов можно отметить:
токсикоз

беременности;
хроническую гипоксию плода;
острые и хронические заболевания матери в период беременности;
минимальное

поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода;
легкую асфиксию;
родовые травмы;
острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.
стремительные или затяжные роды;
длительный безводный период;
механическое родовспоможение (щипцы, вакуум)
отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др;
инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные во время беременности.
В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД

Стертая (лёгкая) форма    Среди неблагоприятных факторов можно отметить:токсикоз беременности;хроническую гипоксию плода;острые и хронические

Слайд 21Характерным является
В ранний период развития у детей отмечаются двигательное беспокойство,

нарушения сна, частый, беспричинный плач.
плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют

новую пищу (такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды).
В раннем психомоторном развитии становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.
Раннее речевое развитие у детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено.
Общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями.
Нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации.
Нарушения речевой моторики обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции.
Характерным являетсяВ ранний период развития у детей отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач.плохо приучаются к

Слайд 22ОБЩАЯ МОТОРИКА
При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются

следующие симптомы:
дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость

при нагрузках.
Неустойчиво стоят на одной ноге.
Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д.
Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.
ОБЩАЯ МОТОРИКА	При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы: дети неловкие, ограничен объем активных

Слайд 23МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК
Дети со стертой дизартрией:
поздно и с

трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф

и т.д.
На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать.
Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.
Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.
У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками плохой подчерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв).
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК 	Дети со стертой дизартрией: поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть

Слайд 24Особенности артикуляторного аппарата

Паретичность мышц: вялые губы, углы рта опущены,

во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий,

находиться на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность мышц: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твердые, напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный. 
Гиперкинезы: проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении.  В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.
Особенности артикуляторного аппарата Паретичность мышц: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык

Слайд 25Особенности артикуляторного аппарата

Апраксия: проявляется  в невозможности выполнения определенных движений

артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У

некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется при логопедической гимнастике (при удержании позы, переключении с одного упражнения на другое).
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются саливацией,  не сглатывают слюну.
Дети со стертой формой дизартрии по заданию выполняют все движения из логопедической гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом  просодической стороны речи.
Особенности артикуляторного аппарата Апраксия: проявляется  в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения

Слайд 26Диагностика минимальных проявлений дизартрии может вызывать определенные трудности

Проба 1. Ребенка

просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно

по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.
Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею.При наиболее тонких дифференцированных движений языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
Диагностика минимальных проявлений дизартрии может вызывать определенные трудности	Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и

Слайд 27Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет

необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании

со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, раз­витием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.

Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

Система коррекционной работы

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у

Слайд 28 Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих

принципов:

поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;

системного подхода к анализу речевого

дефекта;

регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.

Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов:поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;системного подхода

Слайд 29Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:
1. Зависимость от

формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.
2. Развитие речевой

коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка.
3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.
4.   Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.
5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.
6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.
7.  При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех кон­текстах и в различных речевых ситуациях.
8. У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.

Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста

Слайд 30Желаю удачи!

Желаю удачи!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика