Разделы презентаций


Экологические факторы среды и их влияние на организм

Содержание

Предмет экологияЭкология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой обитания (греч. ойкос – жилище; логос – наука). Термин ввел в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель.В настоящее время

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Экологические факторы среды и их влияние на организм

Экологические факторы среды и их влияние на организм

Слайд 2Предмет экология
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и

с окружающей средой обитания (греч. ойкос – жилище; логос –

наука). Термин ввел в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель.
В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук:
Аутэкология(экология организмов) изучает взаимосвязи в сообществах;
Демэкология (популяционная экология) изучает взаимосвязи особей одного вида в популяциях, влияние среды на популяции, взаимосвязи между популяциями;
Синэкология (экология сообществ) исследует биотические существа и их взаимоотношения со средой обитания.
глобальная экология изучает биосферу и вопросы ее охраны.
Другой подход в подразделении экологии: экология микроорганизмов, экология грибов, экология растений, экология животных, экология человека, космическая экология.

Предмет экологияЭкология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой обитания (греч. ойкос –

Слайд 3Задачи экологии
- изучить взаимосвязи организмов;
- изучить взаимосвязи между организмами и

окружающей средой;
- изучить действие среды на строение, жизнедеятельность и поведение

организмов;
- проследить влияние факторов среды на расселение видов и смену сообществ;
- разработать систему мероприятий по охране природы.

Задачи экологии- изучить взаимосвязи организмов;- изучить взаимосвязи между организмами и окружающей средой;- изучить действие среды на строение,

Слайд 4Задачи экологии

Задачи экологии

Слайд 5Значение экологии
-помогает определить место человека в природе;
- дает знание экологических

закономерностей, что позволяет предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека, правильно и

рационально использовать природные богатства;
- экологические знания необходимы для развития сельского хозяйства, медицины, для разработки мероприятий по охране окружающей среды.

Значение экологии-помогает определить место человека в природе;- дает знание экологических закономерностей, что позволяет предсказывать последствия хозяйственной деятельности

Слайд 7Методы экологии
наблюдение
сравнение
эксперимент
математическое моделирование
прогнозирование

Методы экологиинаблюдение сравнениеэкспериментматематическое моделированиепрогнозирование

Слайд 8Принципы экологической классификации
Классификация помогает выявлять возможные пути приспособления к среде.


В основу экологической классификации могут быть положены разнообразные критерии: способы

питания, место обитания, передвижение, отношение к температуре, влажности, давлению, свету и т.д.
Принципы экологической классификацииКлассификация помогает выявлять возможные пути приспособления к среде. В основу экологической классификации могут быть положены

Слайд 9Классификация организмов по характеру питания
1.Автотрофы: 2. Гетеротрфы:
А). Фототрофы а) сапрофиты
Б).

Хемотрофы б) голозои:
- сапрофаги
- фитофаги
- зоофаги
- некрофаги

Классификация организмов  по характеру питания1.Автотрофы:				2. Гетеротрфы:А). Фототрофы  				а) сапрофитыБ). Хемотрофы				б) голозои:						- сапрофаги						- фитофаги						- зоофаги						- некрофаги

Слайд 10Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
Фототрофы – автотрофные

организмы, которые для синтеза органических веществ используют энергию солнечного света.
Хемотрофы

– автотрофные организмы, которые использует для синтеза органических веществ энергию химических; связей.
Гетеротрофы – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами.
Сапрофиты - гетеротрофы, которые используют растворы простых органических соединений.
Голозои – гетеротрофы, которые обладают комплексом ферментов и могут употреблять в пищу сложные органические соединения, разлагая их на простые:
Сапрофаги питаются мертвыми растительными остатками;
Фитофаги потребители живых растений;
Зоофаги поедают живых животных;
Некрофаги поедают мертвых животных.

Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.Фототрофы – автотрофные организмы, которые для синтеза органических веществ используют

Слайд 15История экологии
Большое влияние на развитие экологии оказали:
Аристотель (384-322 гг. до

н.э.) – древнегреческий ученый, описывал животных и их поведение, приуроченность

организмов к местам обитания.
К.Линней (1707-1778) – шведский естествоиспытатель, подчеркивал значение климата в жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов.
Ж.Б. Ламарк (1744-1829) - французский естествоиспытатель, автор первого эволюционного учения, считал, что влияние внешних обстоятельств – одна из важнейших причин эволюции.
К.Рулье (1814-1858) - русский ученый, считал, что строение и развитие организмов зависит от окружающей среды, подчеркивал необходимость изучения эволюции.
Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения.
Э. Геккель (1834-1919) немецкий биолог, в 1866 г. ввел термин экология.
Ч. Элтон (1900) –английский ученый – основоположник популяционной экологии.
А. Тенсли (1871-1955) английский ученый, в 1935 г. ввел понятие экосистема.
В.Н.Сукачев (1880-1967) русский ученый, в 1942 г. ввел понятие о биогеоценозах.
К.А.Тимирязев (1843-1920) – русский ученый, посвятил свою жизнь изучению фотосинтеза.
В.В.Докучаев (1846-1903)- русский ученый-почвовед.
В.И.Вернадский (1863-1945) русский ученый, основоположник учения о биосфере как глобальной экосистеме.

История экологииБольшое влияние на развитие экологии оказали:Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий ученый, описывал животных и

Слайд 16Среда обитания
Среда обитания – это все, что окружает особь (популяцию,

сообщество) и воздействует на нее.
Факторы среды:
абиотические – факторы

неживой природы; биотические – факторы живой природы; антропогенные – связанные с деятельностью человека.
Можно выделить следующие основные среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, живые организмы.

Среда обитанияСреда обитания – это все, что окружает особь (популяцию, сообщество) и воздействует на нее. Факторы среды:

Слайд 17Водная среда
В водной среде большое значение имеют такие факторы, как

солевой режим, плотность воды, скорость течения, насыщенность кислородом, свойства грунта.

Обитателей водоемов называют гидробионтами, среди них различают:
нейстон – организмы, обитающие у поверхностной пленки воды;
планктон (фитопланктон и зоопланктон) - взвешенные, "парящие" в воде организму;
нектон – хорошо плавающие обитатели толщи воды;
бентос - донные организмы.

Водная средаВ водной среде большое значение имеют такие факторы, как солевой режим, плотность воды, скорость течения, насыщенность

Слайд 18Почвенная среда
Обитателей почв называют эдафобионтами, или геобионтами, для них большое

значение имеют структура, химический состав и влажность почвы.

Почвенная средаОбитателей почв называют эдафобионтами, или геобионтами, для них большое значение имеют структура, химический состав и влажность

Слайд 19Наземно-воздушная среда
Для обитателей наземно-воздушной среды особенно важны: температура, влажность, содержание

кислорода, освещенность.

Наземно-воздушная средаДля обитателей наземно-воздушной среды особенно важны: температура, влажность, содержание кислорода, освещенность.

Слайд 20Живой организм
Для жизнедеятельности паразитов важно обилие пищи и пребывание в

организме определенного вида-хозяина.

Живой организмДля жизнедеятельности паразитов важно обилие пищи и пребывание в организме определенного вида-хозяина.

Слайд 21Каждый организм постоянно обменивается веществами с окружающей средой и сам

изменяет среду.
Многие организмы обитают в нескольких средах обитания.
Способность

организмов приспосабливаться к некоторым изменениям окружающей среды называют адаптацией.
Но разные организмы обладают различной способностью выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, света и др.), т.е. обладают разной толерантностью – диапазоном устойчивости.
Например, существуют: эврибионты – организмы с широким диапазоном толерантности, т.е. способные жить при различных условиях среды (например, карп); стенобионты – организмы с узким диапазоном толерантности, требующие строго определенных условий среды (например, форель).

Каждый организм постоянно обменивается веществами с окружающей средой и сам изменяет среду. Многие организмы обитают в нескольких

Слайд 22Действие факторов
Ограничивающие факторы – факторы, выходящие за границы максимума и

минимума.
Биологический оптимум – интенсивность факторов, благоприятная для жизнедеятельности организмов.
Комплексное действие

факторов – экологические факторы обычно действуют не поодиночке, а целым комплексом. Действие одного какого-либо фактора зависит от уровня других.

Действие факторовОграничивающие факторы – факторы, выходящие за границы максимума и минимума.Биологический оптимум – интенсивность факторов, благоприятная для

Слайд 23Немецкий химик Ю.Либих (1803-1873) сформулировал закон минимума:
успешное функционирование популяции

или сообществ живых организмов зависит от комплекса условий. Ограничивающим, или

лимитирующим, фактором является любое состояние среды, приближающееся или выходящее за границу устойчивости для данного организма. Совокупность всех факторов (условий) и ресурсов среды, в пределах которой может существовать вид в природе, называют его экологической нишей. Охарактеризовать полностью экологическую нишу организма очень трудно, чаще невозможно.

Немецкий химик Ю.Либих (1803-1873) сформулировал закон минимума: успешное функционирование популяции или сообществ живых организмов зависит от комплекса

Слайд 24Кривая толерантности

Кривая толерантности

Слайд 25Лимитирующие факторы
1.температура
2.свет
3. наличие воды
4.концентрация О2
5.давлени
6.рельеф
7.движение воздушных масс

Лимитирующие факторы 1.температура2.свет3. наличие воды4.концентрация О2 5.давлени6.рельеф7.движение воздушных масс

Слайд 26Приспособления к среде обитания
Адаптации могут быть морфологическими, физиологическими и поведенческими.

Приспособления к среде обитанияАдаптации могут быть морфологическими, физиологическими и поведенческими.

Слайд 27Морфологические адаптации
Морфологические адаптации проявляются в изменении формы и строения организмов.


Например, развитие густого и длинного меха у млекопитающих при их

выращивании при низких температурах; мимикрия – подражание одних видов другим в окраске и форме.
Часто общими чертами строения наделены организмы с различным эволюционным происхождением.
Конвергенция - сближение признаков (сходство в строении), возникшее под влиянием относительно одинаковых условий существования у разных организмов. Например, форма тела и конечности у акулы и дельфина.

Морфологические адаптацииМорфологические адаптации проявляются в изменении формы и строения организмов. Например, развитие густого и длинного меха у

Слайд 28Физиологические адаптации
Физиологические адаптации проявляются в изменении процессов жизнедеятельности организма, например,

способность к терморегуляции у эндотермных (теплокровных) животных, которые способны получать

тепло за счет биохимических реакций

Физиологические адаптацииФизиологические адаптации проявляются в изменении процессов жизнедеятельности организма, например, способность к терморегуляции у эндотермных (теплокровных) животных,

Слайд 29Поведенческие адаптации
Поведенческие адаптации часто связаны с физиологическими, например анабиоз, миграции.

Поведенческие адаптацииПоведенческие адаптации часто связаны с физиологическими, например анабиоз, миграции.

Слайд 30Многие адаптации выработались у организмов под влиянием сезонных и суточных

ритмов, например листопад, ночной и дневной образ жизни.
Реакция организмов

на продолжительность светового дня, которая выработалась в связи с сезонными изменениями, называется фотопериодизмом.
Под влиянием экологических ритмов у организмов выработались своеобразные "биологические часы", которые обеспечивают ориентацию во времени, подготовку к ожидаемым изменениям.
Например, цветки распускаются в то время, когда обычно наблюдается оптимальная влажность, освещенность и другие условий для опыления: мак - с 5 до 14-15 ч; одуванчик - с 5-6 до 14-15 ч; календула - с 9 до 16-18 ч; шиповник - с 4-5 до 19-20 ч.

Многие адаптации выработались у организмов под влиянием сезонных и суточных ритмов, например листопад, ночной и дневной образ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика