Слайд 1Тема 24. Экономика ИС и ИТ
Стоимость владения: подходы, критерии, методики
оценки.
Слайд 2Методы расчета расходов на IT
Совокупная стоимость владения (Total Cost
of Ownership, TCO) является наиболее эффективным механизмом мгновенной оценки общего
объема затрат предприятия на IT-инфраструктуру. Была разработана компанией Gartner Group в 80-х годах XX века.
Методика TCO предусматривает оценку затрат на IT-инфраструктуру и на отдельные ее компоненты. Совокупные затраты включают как прямые или «бюджетные», которые берутся из бухгалтерских документов, так и «непрямые» — финансовые расходы, которые предприятие несет в виду неэффективности работы информационной системы и сервисных IT-служб.
Слайд 3Методы расчета расходов на IT
Слайд 4Например, при анализе IT-инфраструктуры в целом «непрямые» затраты будут включать:
самообучение
пользователей работе с информационными системами предприятия;
самообслуживание пользователем своего компьютера
и установленного программного обеспечения, помощь коллегам в этом;
использование служебного компьютера и ПО для неслужебной деятельности — игры, Web-серфинг, чат и ICQ, работа на сторону;
коррупционные схемы при покупке оборудования, комплектующих и расходных материалов, заказе услуг;
простои и сбои в работе информационной системы в целом и отдельных ее частей
Слайд 5Методы расчета расходов на IT
2. Экономическая добавленная стоимость (Economic
Value Added, EVA) является достаточно простой методикой, суть которой в
вычислении разницы между чистой операционной прибылью предприятия и всеми затратами, понесенными предприятием на IT-инфраструктуру. Методика предложена компанией Stern Stewart & Co.
Слайд 6Экономическая добавленная стоимость (продолжение)
Методика EVA может быть применена как для
оценки отдельного проекта по реформированию банковской информационной системы (например, внедрения
CRM), так и для оценки эффективности процессов преобразования IT-инфраструктуры в целом. В этом случае общие затраты на IT-инфраструктуру предприятия вычисляются с использованием методики TCO.
Слайд 7Методы расчета расходов на IT
3.Совокупный экономический эффект (Total Economic
Impact, TEI) — гетерогенная методика, разработанная компанией Forrester Research. Она
позволяет оценить проект внедрения того или иного компонента информационной системы предприятия с точки зрения трех показателей — «Стоимости», «Преимуществ» и «Гибкости».
Слайд 8Совокупный экономический эффект
(продолжение)
Слайд 9Совокупный экономический эффект (продолжение)
«Стоимость» вычисляется по методике «Совокупная стоимость владения»
(TCO) и является единственной количественной оценкой данной методики. «Преимущества» и
«Гибкость» есть оценки качественные.
«Преимущества» позволяют судить о соответствии возможностей внедряемого продукта или компонента информационной системы требованиям проекта внедрения. Дополнительные возможности, которые появятся в работе сотрудников предприятия по итогам внедрения такого компонента или продукта должны быть оценены, как с точки зрения повышения эффективности работы, так и по их влиянию на выявленные операционные и технологические риски.
Слайд 10Совокупный экономический эффект (продолжение)
«Гибкость» рассматривается как показатель, характеризующий сложность процесса
внедрения. Т.е. оцениваются затраты, которые нужно понести на «включение» нового
компонента в информационную систему предприятия — потребуется ли переделка всей системы предприятия ввиду внедрения нового компонента, достаточны ли возможности по настройке компонента для подключения его к существующей системе, потребуется ли адаптация такого компонента и так далее.
Завершающий шаг методики TEI — анализ рисков, возникающих в процессе приобретения, внедрения и эксплуатации анализируемого компонента информационной системы.
Очевидно, что методика TEI имеет достаточно узкий спектр применения. Ее можно использовать для анализа вариантов внедрения какого-то определенного компонента IT-инфраструктуры предприятия. Например, при выборе специализированной информационной системы от разных производителей.
Слайд 11Методы расчета расходов на IT
4. Система сбалансированных показателей (Balanced
Scorecard, BSC) разработана на основе исследования, проведенного профессорами Гарвардской школы
экономики Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом. Методика BSC, применительно к IT, является качественным подходом к оценке эффективности как IT-инфраструктуры в целом, так и отдельного проекта внедрения. Основной упор делается на формализацию целей IT-проекта, в привязке к бизнес-целям организации и ее планам стратегического развития.
Слайд 12Применение методики BSC предполагает проведение ряда шагов:
формализация стратегической цели
текущего проекта;
определение конкретных направлений деятельности, необходимых для реализации стратегической
цели проекта;
определение задач, решаемых по каждому из выбранных направлений;
определение взаимосвязей между выполняемыми задачами и их влияния на достижение целей проекта;
формализация показателей эффективности для каждой из задач. Например — результатом выполнения определенной задачи должно стать 10% сокращение времени исполнения заявки на IT-обслуживание;
Слайд 13Применение методики BSC предполагает проведение ряда шагов:
разработка программ решения
каждой из задач;
конкретизация программы внедрения проекта — распределение человеческих
и финансовых ресурсов, определение зоны ответственности за выполнение задач;
внедрение проекта;
пересмотр и коррекция системы показателей эффективности по итогам внедрения. На этом шаге возможно как возвращение на этап формализации показателей эффективности, так и на самый первый этап — формализации стратегической цели.
Слайд 14Система сбалансированных показателей (промежуточный вывод)
Методика BSC является в первую очередь
инструментом формирования управленческой стратегии и может быть использована как составная
часть IT-ориентированной методики управления процессами. Однако применение методики BSC к IT-проектам подразумевает, что система сбалансированных показателей уже используется в организации, в противном случае использование BSC может вызвать ряд затруднений.
Слайд 15Методы расчета расходов на IT
5. Быстрое экономическое обоснование (Rapid
Economic Justification, REJ) — методика, разработанная фирмой Microsoft. Является развитием
методики TCO за счет установления соответствия расходов на IT-проект приоритетам бизнеса. При разработке методики была поставлена задача финансового обоснования инвестиций в IT. Ключевой идеей методики является взгляд на IT с точки зрения бизнес-приоритетов компании, стратегических планов ее развития, и основных финансовых показателей
Слайд 16Методика REJ включает пять последовательных этапов:
привязка целей и ключевых
показателей IT-проекта к бизнес-целям организации (этот этап имеет много общего
с методикой BSC);
выбор решения по перечню «требуемых возможностей», во многом совпадающих с критерием «Преимущества» методики «Совокупный экономический эффект» (TEI);
Слайд 17Методика REJ (продолжение)
оценка прибыли и затрат с использованием методики
«Совокупная стоимость владения» (TCO);
оценка рисков проекта по критериям соответствия
выбранного решения исходному проекту, внедрения выбранного решения, его эксплуатации и финансовому риску;
расчет финансовых показателей проекта внедрения с привлечением методик вычисления «Чистого приведенного дохода» (NPV), «Внутренней нормы доходности» (IRR), «Экономической добавленной стоимости» (EVA), «Отдачи от инвестиций» (ROI) и других.
Слайд 18Методика REJ
(промежуточные выводы)
Методика REJ не только помогает найти общий
язык IT-специалистам и бизнес-менеджменту, она представляет собой наглядный инструмент, позволяющий
оценить вклад IT в бизнес-результат компании.
Методика REJ является наиболее сложным и комплексным инструментом оценки проекта внедрения IT-решения. Однако, она не может эффективно оценивать проекты преобразования IT-инфраструктуры в целом.
Слайд 19Методы расчета расходов на IT
6. Информационная экономика (Information Economics,
IE) является качественным методом оценки IT-проекта или портфеля проектов. Он
предполагает формирование списка критериев оценки эффективности проекта и его анализ с точки зрения потенциальных выгод, которые реализация проекта должна принести для предприятия.
Чисто практически это делается так. Организуется рабочая группа по оценке эффективности IT-проекта, предлагаемого к внедрению. Такая группа должна состоять из сотрудников IT-служб, бизнес- и риск-менеджеров.
Слайд 20Информационная экономика (продолжение)
Группа вырабатывает 10 главных факторов, определяющих потенциальную эффективность
предлагаемого проекта. Затем происходит оценка относительной значимости каждого из факторов
для основных бизнес-процессов («плюсы») и оценка риска по каждому из факторов («минусы»).
Результатом процесса оценки будет рейтинг проекта с точки зрения его важности для основных бизнес-процессов предприятия.
В случае применения методики IE к портфелю проектов или при выборе вариантов реализации того или иного проекта сравнение IE-рейтингов даст возможность объективного выбора лучшего из вариантов
Слайд 21Методы расчета расходов на IT
7. Система показателей IT (Balanced
IT Scorecard, BITS) служит развитием методики BSC в сторону большей
применимости для компаний, ключевые бизнес-процессы которых зависят от информационных технологий.
Фактически, единственным изменением в данной методике, по сравнению с BSC, является дополнительная формализация показателей эффективности анализируемого процесса. В качестве таких показателей методика BITS рекомендует использовать следующие четыре:
Слайд 22Система показателей IT (продолжение)
помощь в развитии бизнеса компании;
повышение уровня
сервиса, как для внутренних, так и для внешних потребителей;
повышение
качества принятия решений;
повышение производительности труда.
Вывод: спектр применения методики BITS практически совпадает с BSC. Возможно, наиболее эффективным образом методика BITS может быть применена для анализа деятельности сервисной IT-службы предприятия.