Слайд 3На похоронах графа, пожертвовавшего церкви большие средства, в 1312 году,
согласно легенде, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан.
Композиция резко делится на две части. В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. В нижнем ярусе господствуют черный и золотой цвета, в верхнем набор цветов гораздо многообразнее. Земное пространство представлено узкой зоной перед рядом фигур толедских грандов, небесное же раскрывается в неизмеримой глубине, населенной огромным количеством святых, праведников и ангелов. Фигуры земного мира статичны, их жесты при всей выразительности крайне скупы, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах. В земной зоне статична вся композиция, небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, подчеркнутым заметным перепадом масштаба.
Особый интерес в "Погребении графа Оргаса" представляет изображение толедской знати. Умные, благородные лица с тонкими, нервными чертами сочетают спокойное достоинство аристократа с печатью интенсивной духовной жизни, мощного интеллекта. Лица почти всех изображенных являют скрытые портреты современников Эль Греко. Действительно, каждый человек индивидуален, но, пожалуй, еще важнее то, что их объединяет: вера, благородство, напряженные духовные поиски».
Слайд 4Апостолы Петр и Павел. 1587–1592
Слайд 7Троянский жрец, предостерегавший жителей Трои от внесения в город деревянного
коня греков. (Греки воспользовались хитростью, сказав, что конь был даром
богине Минерве, храм которой находился внутри стен Трои.) Пока он совершал обряд перед алтарем Нептуна, на берег выплыли две змеи и обвили Лаокоона и двух его сыновей, убив всех троих. Троянцы, устрашившись этого явного знака неудовольства Минервы, втащили коня в город.
Одним из крупнейших открытий ренессансной Италии была знаменитая позднеэллинистическая скульптура Лаокоона и его сыновей, обвитых змеями (Ватиканский музей, Рим). Она стала источником вдохновения для художников и скульпторов.
Эль Греко, создавший несколько версий этого сюжета, изображает коня и — на заднем плане — городские стены (у него это стены Толедо — города, давшего ему пристанище), а также фигуры Аполлона и Дианы, виновных в гибели Лаокоона (Национальная галерея, Вашингтон)
Слайд 8Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина
Слайд 9 «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (Франсиско
Гойя)
Слайд 11Конный Портрет Карла IV 1801 год
Слайд 12Музей Прадо в Мадриде Конный портрет Королевы Испании Марии Луизы
1799 год
Слайд 17Портрет Изабеллы Кобос де Порсель,
Слайд 20 Сон разума рождает чудовищ
Гойя, "Капричос"
Не позволяйте разуму уснуть.
Заснувший
разум - ведьма на погосте:
умерших грез выкапывает кости
и складывает горкой
вам на грудь.
Вас давит груз несбывшихся надежд,
невыполненных давних обещаний...
И, как одно из страшных наказаний, -
самодовольное суждение невежд.
Не позволяйте разуму уснуть -
в тупик безумья это верный путь.