Слайд 2Язык Паскаль
Язык Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в
честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан
в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом.
Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.
Слайд 3Структура Паскаль - программ
Слайд 4Общая структура программы на языке Паскаль
Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}
Uses
...; {раздел описания модулей}
Var ..; {раздел объявления переменных}
...
Begin {начало
исполнительной части программы}
... {последовательность
... операторов}
End. {конец программы}
Слайд 5Пример программы на языке Паскаль
Program z1;
{ Программа для вычисления площади
прямоугольника по заданным сторонам}
Var
a,b,s : integer;
Begin
writeln (‘Введите стороны А
и B’);
read (a, b); { ввод чисел a и b }
s:=a*b; { s – площадь }
write (‘S=‘,s,’ кв.см.’)
End.
Слайд 6Идентификаторы
Имена, даваемые программным объектам (константам, типам, переменным, функциям и процедурам,
да и всей программе целиком) называются идентификаторами.
Должно удовлетворять следующим
требованиям:
длина имени не должна превышать 63 символа,
первым символом не может быть цифра,
переменная не может содержать пробел;
имя не должно совпадать с зарезервированным (служебным) словом;
прописные и строчные буквы воспринимаются одинаково.
Слайд 7Примеры
зарезервированных слов
and goto set
array implementation shl
begin in
shr
case interface string
const label then
div mod text
do nil to
downto not type
else of unit
end or until
file pointer uses
far procedure var
for program while
forward record with
function repeat xor
Слайд 8Переменные и типы данных
Переменная - это программный объект, значение которого
может изменяться в процессе работы программы.
Тип данных - это характеристика
диапазона значений, которые могут принимать переменные, относящиеся к этому типу данных.
Все используемые в программе переменные должны быть описаны в специальном разделе var по следующему шаблону:
var
<имя_переменной_1> [, <имя_переменной_2, _>] : <имя_типа_1>;
<имя_переменной_3> [, <имя_переменной_4, _>] : <имя_типа_2>;
Слайд 9О типах данных
Для временного хранения информации в операторах памяти машины
в языке Паскаль используются константы и переменные. Они могут быть
различных типов:
Простые:
integer - целых чисел;
real - действительных чисел;
char - символьный тип;
string - строковый;
boolean - логический;
Сложные:
record – комбинированный;
set - множественный
и другие.
Приведем пример описания переменных:
Var
a : integer;
b,c : real;
m : boolean;
Слайд 10Константы
Константа - это объект, значение которого известно еще до начала
работы программы.
В языке Pascal существует три вида констант:
неименованные константы (цифры
и числа, символы и строки, множества);
именованные нетипизированные константы;
именованные типизированные константы.
Слайд 11Неименованные константы
Неименованные константы не имеют имен, и потому их не
нужно описывать.
Примерами использования неименованных констант могут послужить следующие операторы:
I :=
-10;
r := 12.075 + х;
c := 'z';
s := 'abc' + st;
s5 := [1,3,5] * s6;
b := true;
Слайд 12Нетипизированные константы
Именованные константы, как следует из их названия, должны иметь
имя.
Эти имена необходимо сообщить компилятору, то есть описать в
специальном разделе const.
Если не указывать тип константы, то по ее внешнему виду компилятор сам определит, к какому (базовому) типу ее отнести.
Слайд 13Нетипизированные константы
Вот несколько примеров описания нетипизированных именованных констант:
const
n =
-10;
m = 1000000000;
mmm = n*100;
x = 2.5;
c = 'z';
s = 'string';
b = true;
Слайд 14Типизированные константы
Типизированные именованные константы представляют собой переменные(!) с начальным значением,
которое к моменту старта программы уже известно.
Типизированные константы нельзя
использовать для определения других констант, типов данных и переменных. Их значения можно изменять в процессе работы программы.
Описание типизированных констант производится по следующему шаблону:
const
<имя_константы> : <тип_константы> = <начальное_значение>;
Слайд 15Типизированные константы
Пример описания типизированных констант
const
n: integer = -10;
x:
real = 2.5;
c: char = 'z';
b: boolean =
true;
Слайд 16Операции и выражения. Арифметические операции.
Операции общей арифметики
(арифметические оперции)
+
сложение
- вычитание
* умножение
/ деление
Пример арифметического
выражения :
y:=(2*k+5)/(7-x);
Слайд 17Арифметические операции
Операции целочисленной арифметики применимы, как легко догадаться, только к
целым типам.
a div b - деление а на b
нацело
Пример:
x:=13;
y:=5;
z:=x div y;
В результате переменная z получит значение 2.
Слайд 18Арифметические операции
a mod b - взятие остатка при делении а
на b нацело.
Пример:
x:=13;
y:=5;
z:=x mod y;
В результате переменная z получит значение
3.
Слайд 19Логические операции
Операции сравнения
= равно
неравно
>
больше
< меньше
=
больше либо равно
Применимы ко всем базовым типам.
Результатом является значение истина (true) или ложь (false)
Слайд 20Логические операции
Пример операций сравнения:
5>=4
true
7
false
true=false false
a>b зависит от значений a и b
Слайд 21Логические операции
and логическое «и» (конъюнкция)
or логическое
«или» (дизъюнкция)
not логическое «не» (инверсия)
xor логическое
«или исключающее»
2 5 X
(x<2) xor (x>5)
Слайд 22Порядок вычислений
Приоритеты операций языка Pascal
Слайд 23Стандартные математические функции
Слайд 26Пример реализации линейного алгоритма на языке Pascal
Задача . Составить алгоритм
нахождения среднего арифметического трех чисел А, B, C.
Program z(input, output);
Const
N=3;
Var
a,b,c,sr
:real;
Begin
writeln (‘Введите А, B и C’);
read (a, b, c);
sr:=(a+b+c)/N;
write (‘Sr=‘,sr)
End.
Ввод А,B,C
Вывод S
S=(A+B+C)/3
конец
начало