Слайд 1ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Подготовила Колтович Дарья Леонидовна
Слайд 2Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию
американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным
истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).
когнитивные искажения - систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения.
Слайд 3ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ОСНОВНЫХ ФАКТОРА, ИГРАЮЩИЕ СУЩЕСТВЕННУЮ РОЛЬ В СИНДРОМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ — ЛИЧНОСТНЫЙ, РОЛЕВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Слайд 4Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст,
семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное
выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию».
Психолог Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер (Маxer Е.) пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем Эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Слайд 5Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и
эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома
эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Слайд 6Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной
психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка
и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.
Слайд 7ДЖ. ГРИНБЕРГ ПРЕДЛАГАЕТ РАССМАТРИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПЯТИСТУПЕНЧАТЫЙ ПРОГРЕССИРУЮЩИЙ ПРОЦЕСС.
Слайд 81 СТАДИЯ
Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен
работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по
мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
Слайд 92 СТАДИЯ
Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть
проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у
работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
Слайд 103 СТАДИЯ
Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно
«трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность
заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
Слайд 114 СТАДИЯ
Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в
результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания
неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
Слайд 125 СТАДИЯ
Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и
психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие
опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
Слайд 13ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Б. ПЕРЛМАН И Е. А. ХАРТМАН ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЧЕТЫРЕ
СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
Слайд 141 Первая стадия — напряженность, связанная с дополнительными усилиями по
адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее
вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.
2. Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.
3. Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.
4. Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия — определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.
Слайд 15В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО МОДЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ОПИСЫВАЮЩИХ ДАННЫЙ
ФЕНОМЕН.
Слайд 16Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон). Согласно ей, выгорание —
это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием
в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.
Слайд 17Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма). Синдром эмоционального
выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и
деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».
Слайд 18Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром психического выгорания
представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию
и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Слайд 19Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab). В четырехфакторной модели выгорания
один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные
достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно и т.д.
Слайд 20Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся
во времени и имеющий определенные фазы или стадии (см. Стадии
эмоционального выгорания). Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).
Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:
• физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);
• аффективно-когнитивнаые реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);
• поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).