Слайд 1ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Доклад по дисциплине: История
садово-паркового искусства
На тему: История сада Каменных Львов и его
особенности
Выполнил: Ефанова Е.Н.
гр. ЛА/м 20-1-о
Проверил: доц. Попкова М.Д.
г. Севастополь 2020
Слайд 2Сад Каменных Львов
Сад Каменных Львов находится на северо-восточной окраине города
Сучжоу. Это один из 4 знаменитых на весь мир садов,
представляющих классический стиль в китайском ландшафтном искусстве.
Сад был основан в 1342 году во время правления династии Юань монахом Тианру и группой дзэн-буддистов в честь монаха-учителя Джонгфенг. Однажды, стоя на отвесной скале Льва, монах постиг буддийские сутры. Поэтому первое имя, которое монах дал саду – Сад Каменных Львов. В то время это место вдохновляло буддистов на создание поэм и картин. С тех пор сад неоднократно переходил из рук в руки, при этом менялось и его название.
После смерти монаха сад постепенно стал приходить в упадок. В 1589 году монах получил средства на восстановление сада и храма, которые были разделены во время правления императора династии Кинг. Губернатор Хенджой, купил сад и дал ему новое имя сад Она. Его сын, перестроил сад и назвал его садом Пяти Сосен в 1771 году. Хорошие времена не длились долго, и снова сад превратился в руины из-за разорения семьи Хенд. Впоследствии сад был куплен семьей Беии в 1917 году. После национальной либерализации сад восстанавливался под покровительством КНР. С тех самых пор начался самый благоприятный период в истории сада.
Слайд 3Сад Каменных Львов, покрывающий территорию в 10 000 кв.м. - известная
достопримечательность благодаря богато украшенным павильонам и башням различных стилей, каждый
из которых имеет свою историю.
Павильон - Истинное Наслаждение считается самым величественным благодаря своему королевскому стилю и императору, посещавшему это место много раз. Имя зала - Стоящий в снегу заимствовано из истории о чистом сердцем последователе Дзен, который простоял в снегу все ночь, поклоняясь своему Учителю. Павильон - Приветствуя цветение слив был местом, где собирались поэты и художники. В дополнение к сливовым деревьям вокруг павильона вся мебель и предметы интерьера украшены символом цветущей сливы. В саду есть очень интересный чайный павильон, построенный в виде корабля.
Слайд 4Каждый павильон представляет собой уникальное произведение искусства, соединяющее дух древности
и естественную красоту каменных строений.
Сад с декоративными горками, подобный
лабиринту, который в основном собран из известняка озера в городе Уси, - неотъемлемая часть сада, представляющего классический стиль династии Юань.
В этом, заслуженно названном Царством рокариев саде, остроумно воссозданные горы напоминают львов, застывших в разных позах. Прогуливаясь по этим многочисленным тропинкам и пещерам, можно с легкостью заблудиться. Старые сосны и кипарисы дополняют общую картину и позволяют почувствовать себя в лесу или среди горных вершин.
Слайд 5В саду есть несколько двориков, переходящих один в другой. Для
официальных визитов и случайных посетителей было отведено два дворика. Один из них
украшает композиция из красивого камня тайхуши и растения на фоне белой стены. Второй дворик предназначался для официальных встреч. Его украшают камни-скульптуры и бонсаи, которые расставлены в строгой симметрии. Здесь царил порядок, определяемый конфуцианской доктриной. В приватной части сад выглядит иначе. Тут есть водоемы и горы, водопады и пещеры. Тропинка вьется между павильонов, камней и деревьев, и посетителю кажется, что сад больше, чем есть на самом деле.
Слайд 6Китайский стиль оформления ландшафта довольно специфичен. Его идеологической основой стала
философия фэн-шуй. Главные постулаты этого учения, имеющие отношение к обустройству
территории, таковы: Во всех элементах садово-парковой композиции должна царить абсолютная гармония, олицетворяющая сбалансированное взаимодействие пяти стихий (вода, земля, дерево, огонь, металл). Этим правилом определяется также и соотношение воды и суши, и объёмы свободного и занятого пространства. Каждый из элементов, составляющих общую дизайнерскую картину, одинаково важен и имеет своё предназначение.
Слайд 7Китайский сад – это мир в миниатюре. Его целостность и
многогранность достигаются с помощью многоплановой перспективы и свёрнутого пространства. Здесь
в постоянном единении и противоборстве находятся два жизнеутверждающих начала – мужское и женское. Обязательно наличие главной, центральной точки, вокруг которой происходит движение. Располагается она, как правило, на возвышении. Абсолютно всё, что посажено, построено, установлено, и обустроено в китайском саду должно быть наполнено животворящей энергией Ци. Концепция китайского стиля в ландшафтном дизайне это воспроизведение на имеющейся территории миниатюрной модели мира.
Слайд 8По сути – это колоритная смесь из пейзажного и этнического
стилей, основанная на гармоничном сочетании природных красот с определёнными декоративными
включениями.
В китайском стиле нельзя забывать об определённых традиционных элементах оформления. К ним относятся:
- Внутренние (садовые) стены. Выложенные из камня или выкрашенные в белый цвет, они служат эффектным фоном для растительности, одновременно выполняя функцию зонирования.
- Лунные ворота - представляют собой большие, размером с человеческий рост, проёмы произвольной формы во внутренних стенах сада. Разделяя пространство, они помогают открывать новые пейзажи по мере продвижения по участку, одновременно являясь своеобразными рамами для живых картин.
Слайд 9- Садовые окна - это различные отверстия в садовых стенах,
позволяющие созерцать живописные картины природного мира. Могут иметь два варианта
исполнения: 1) в виде достойной рамы для открывающегося за ней пейзажа; 2) в форме декоративной решётки из металла, камня или дерева, зачастую с замысловатым орнаментом.
- Камни - наделены душой и олицетворяют собой мужское начало Ян. Особую ценность представляют старые глыбы и образцы, имеющие сложную форму. Располагаются как по отдельности, так и группами. Гора камней в Поднебесной – символ бессмертия. Традиционно в оформлении ландшафта широко используется озёрный известняк, демонстрирующий на своей поверхности следы длительного воздействия воды, а значит – имеющий прошлое.
- Водоемы, наряду с камнями являются неотъемлемой частью китайского ландшафта, и символизируют женское начало. Причём живительная влага обязательно должна присутствовать в двух состояниях – спокойном и движущемся. В саду нужно найти место как для пруда или озера (желательно с рыбками и водными растениями).
Слайд 10- Стилизованные мостики. Соединяя берега водных пространств, они могут быть
самыми разными: шаговыми – для скромных ручейков, изогнутыми – для
небольших потоков, зигзагообразными – для пересечения крупных водоёмов.
- Традиционные строительные материалы – дерево и камень. Беседки и павильоны. Примечательны отсутствием стен, изогнутой кровлей и богатым убранством. Сооружаются, как правило, на берегу или в самом центре пруда. Предназначены для отдыха, медитаций и созерцания.
- Китайские фонарики. Традиционно выполняются в красном цвете, иногда украшаются иероглифами. Могут быть изготовлены из самых разных материалов – металл, дерево, бумага, стекло. Размещаются вдоль стен, внутри и снаружи беседок. Используются как для освещения пространства, так и в качестве украшения.
- Каменные львы. Традиционный атрибут китайского сада, призванный защитить хозяина от отрицательной энергии, которую могут принести с собой посетители. Располагаются парами непосредственно у дверей дома или перед входными воротами.
Слайд 11- Дорожки в китайском саду по учениям фэн-шуй вся энергия
в пространстве движется ритмично. Исходя из этого, садовые дорожки обязательно
должны быть извилистыми, особенно те, которые ведут непосредственно к дому. Прямая линия в китайском ландшафте по негативному воздействию приравнивается к удару молнии. Для рассеивания или нейтрализации враждебных энергетических потоков, в особо опасных местах устанавливаются арки, садовые стены или лунные ворота. Сами дорожки всегда вымащиваются твёрдым покрытием. Это могут быть: цветная галька, уложенная в виде волнистых узоров или замысловатых рисунков; булыжники; фигурная плитка.
- Садовая мебель, выбор мебели для сада в китайском стиле осуществляется с учётом её уместности в той или иной зоне. Размещать скамейки на открытых участках попросту – не принято. Если это место для беседы – оно должно быть прикрыто зонтом или стилизованным навесом, обеспечивающим защиту от дождя или палящего солнца. Важно помнить, что сломанная мебель привлекает неприятности, поэтому ей нет места в настоящем китайском саду.
Слайд 12- Растения. Растительный мир в китайском саду весьма разнообразен. Однако
при его планировании важно помнить, что каждое дерево, каждый кустик,
и каждый цветок несут в себе определённую энергетику, воздействуя соответствующим образом на окружающее пространство. Особо значимыми среди деревьев считаются: сосна, символизирующая долголетие, бамбук – олицетворение стойкости, а также персик и слива, дарящие счастье. Они, как правило, имеются в каждом саду, наряду с пихтами, ивами и вишней. Деревья зачастую высаживаются поодиночке. В случае групповых посадок, число растений должно быть нечётным.
Слайд 13Большим уважением пользуются по-настоящему древние или искусственно состаренные экземпляры с
неровными стволами, которые обычно становятся центрами тематических композиций. Встречаются в
китайском саду и кустарники, привлекающие яркостью листвы или декоративностью во время цветения (магнолии, гортензии, форзиции, жасмин).
Цветы выращиваются эффектные, но в то же время утончённые. Однако их не должно быть слишком много. Это, как правило, розы, пионы, ирисы, хризантемы и лотосы. Зачастую цветущие растения окружают зеленью, придавая композициям живописной изысканности.
Слайд 14- Ограждения одной из ярких особенностей китайского стиля в ландшафтном
дизайне является отсутствие чётких визуальных границ пространства. Поэтому садовые ограждения
маскируются всеми возможными способами, часть стены декорируется зеленью, напоминая ширму, за которой вот-вот откроется новая панорама. На помощь приходят и каменные композиции, притягивающие взгляд и отвлекающие внимание от фоновой ограды.
Слайд 15В заключении можем отметить, что сады Китая создавались под влиянием
религий. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, -
это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная планировка. Попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой. Сады в Китае можно назвать национальной гордостью.