Слайд 1ФГОС
дошкольного образования
А.Г. Гогоберидзе
доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой дошкольной
педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена
Слайд 2Система российского дошкольного образования в стратегических документах
Национальная стратегия действий в
интересах детей на 2012 – 2017 гг.
Национальна доктрина образования в
РФ
Образовательная инициатива «Наша новая школа»
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации
П Л А Н мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"
Слайд 3актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному
образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.
задача развития
кадрового потенциала системы образования. На решение этой проблемы направлены задачи создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Слайд 4Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования
— реализация права каждого
ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия
для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
Слайд 5Базовые идеи Российского дошкольного образования
о преемственности и непрерывности дошкольного и
начального общего образования;
о допредметном содержании образования детей дошкольного возраста;
о целостности
процесса образования (единства воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми в поликультурном обществе;
о вариативности современного дошкольного образования, его диверсификации, гибкой системе дополнительных образовательных услуг;
о семье как важнейшем институте воспитания, факторе развития и образования ребенка старшего дошкольного возраста.
Слайд 6Достижения системы дошкольного образования
ориентация дошкольного образования на развитие личности ребенка
в поликультурном пространстве, сохранение его физического, психического и социального здоровья;
научно-методическая оснащенность дошкольного образования (комплексные и парциальные программы, их методическая обеспеченность);
вариативность, гибкость дошкольного образования, ориентированного на удовлетворение запросов родителей детей;
мобильность дошкольных образовательных учреждений и успешность в переходе к новому экономическому статусу, относительной финансовой независимости;
многовариантность подготовки педагогов нового поколения для системы дошкольного образования;
включенность дошкольных образовательных учреждений в инновационную и опытно-экспериментальную деятельность в образовании;
открытость дошкольного образования, многообразие связей дошкольных образовательных учреждений с культурными, образовательными, просветительскими учреждениями, образовательными учреждениями за рубежом.
Слайд 7Проблемы современной системы дошкольного образования
снижение уровня здоровья детей и эмоциональной
комфортности к старшему дошкольному возрасту вследствие возникающих учебных перегрузок;
увеличение в
дошкольных учреждениях количества детей-мигрантов, требующих особых условий адаптации к новой культурной среде;
качество дошкольного образования, снижающееся в силу естественного для социально-экономической ситуации расширения спектра дополнительных образовательных услуг;
недостаточная оформленность дошкольного образования как ступени непрерывного образования, его необязательность для образовывющихся;
недостаточная преемственность дошкольного и начального школьного образования.
Слайд 8Приоритетные задачи развития системы дошкольного образования
обеспечение доступности дошкольного образования;
обеспечение качества
дошкольного образования, равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
Слайд 9
Изменения в дошкольном образовании
(«Дорожная карта»)
Ликвидация очередности на зачисление детей
в дошкольные образовательные организации
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования
Введение
эффективного контракта в дошкольном образовании
Слайд 10Ожидаемые результаты
развитие вариативных форм дошкольного образования
разработка и внедрение федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования;
обновление основных образовательных программ дошкольного образования с
учетом требований стандартов дошкольного образования;
Слайд 11разработка и внедрение системы оценки качества дошкольного образования;
введение оценки деятельности
организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности.
кадровое обеспечение
системы дошкольного образования;
обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании
Слайд 12Федеральный Закон
«Об образовании в Российской Федерации» (404 стр)
Система образования
включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и
федеральные государственные требования,
образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность,
педагогических работников, обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни
общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Слайд 13Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
единство образовательного
пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных
программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации
основных образовательных программ и результатам их освоения.
Слайд 14Статья 64. Дошкольное образование
Дошкольное образование направлено на:
формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
формирование предпосылок
учебной деятельности,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Слайд 15Статья 64. Дошкольное образование
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее
развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Слайд 16Объективная значимость введения ФГОС ДО
Признание ступени ДО в системе общего
образования
Обеспечение качества, т.к. стандарт – гарант качества, обеспечивающий минимум содержания
образования и требования к результатам образования
Обеспечение непрерывности образования человека на разных ступенях
Слайд 17Система общего образования
Система дошкольного образования
ФГОС
Дошкольного образования
ФГТ
Концепция дошкольного воспитания
ФГОС начального
общего образования
ФГОС основного общего образования
ФГОС дошкольного образования в системе общего
образования
Слайд 18
Проект
ФГОС
Дошкольного образования
Слайд 19ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ
Амплификация развития ‑ максимальное обогащение личностного
развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а
также общения детей со сверстниками и взрослыми.
Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования – обеспечение множественности отличающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Вариативность содержания образовательных программ – обеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ.
Взрослые – родители (законные представители), педагогические и иные работники образовательной организации.
Государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Государственные гарантии уровня и качества образования ‑ единство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения на всей территории Российской Федерации.
Индивидуализация образования – построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
Слайд 20Основная образовательная программа дошкольного образования - комплекс основных характеристик дошкольного
образования (объем, содержание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов,
самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Особые образовательные потребности – индивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Отношения в сфере образования - общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
Педагогическая диагностика ‑ оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в том числе относятся: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший педагог дополнительного образования, старший воспитатель, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Слайд 21Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным
пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для
развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Разнообразие детства – многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.
Ранняя помощь ‑ семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.
Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.
Специальные условия образования ‑ специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.
Слайд 22
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах
ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в соответствии с
которыми утверждаются следующие базовые ценности российского дошкольного образования:
поддержки специфики и разнообразия детства;
сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;
осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Разнообразие детства
Стандарт обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы.
Стандарт отражает социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
При разработке Стандарта учтены:
особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Слайд 23Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
полноценного проживания ребёнком всех этапов
детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
индивидуализации
дошкольного образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
партнерства с семьей;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Слайд 24Стандарт преследует следующие цели:
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства
возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных
гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Слайд 25
5. Стандарт решает задачи:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечения равных возможностей полноценного развития
каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Слайд 26
Стандарт является основой для:
разработки и реализации Программы;
разработки примерных образовательных программ
дошкольного образования (далее – Примерные программы);
разработки нормативов финансового обеспечения реализации
Программы;
формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций, помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Слайд 27Программа
7. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования:
объём,
содержание
планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.
Программа направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая:
пространственно-временные (гибкость в организации режима дня, трансформируемость предметно‑пространственной среды),
социальные (формы сотрудничества и общения, отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию и др.),
деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации).
Слайд 28Программа
Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии:
с настоящим Стандартом
с учётом
Примерных программ.
При разработке Программы Организация определяет:
продолжительность пребывания детей
в Организации,
режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач педагогической работы.
Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее – группа) с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. (За исключением групп, ежедневная продолжительность пребывания воспитанников в которых превышает 14 часов. )
Слайд 29
Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:
к
структуре Программы;
к условиям реализации Программы;
к результатам освоения Программы, представленным в
виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Слайд 30
III. ТРЕБОВАНИЯ
К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание Программы должно
обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватывать следующие образовательные области:
социально‑коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно‑эстетическое развитие;
физическое развитие.
Слайд 31Социально‑коммуникативное развитие
присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и
сверстниками
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках
формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Слайд 32Познавательное развитие
развитие любознательности и познавательной мотивации
формирование познавательных действий
становление сознания
развитие воображения
и творческой активности
формирование первичных представлений:
о себе, других людях
об объектах окружающего
мира
о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 33Речевое развитие
владение речью как средством общения
обогащение активного словаря
развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи
развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Слайд 34Художественно-эстетическое развитие
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы
становление эстетического отношения к окружающему миру
формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Слайд 35Физическое развитие
приобретение опыта в следующих видах поведения детей:
двигательном, в том
числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических
качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук
а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Слайд 39Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований Стандарта. Обе части Программы рекомендуется выдерживать в общей логике.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (в соответствии с п. 3 настоящих Требований к структуре Программы).
В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.
Объём обязательной части Программы рекомендуется составлять в следующем соотношении: не менее 60% от её общего объёма; в части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
Слайд 40Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в
каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Слайд 41
Содержательный раздел Программы должен включать:
содержание образовательной работы по пяти образовательным
областям с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования
и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
содержание работы по коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В Содержательном разделе Программы должны быть представлены:
характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках;
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
способы и направления поддержки детской инициативы;
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Слайд 42Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
составляется из образовательных программ различной
направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных
программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;
поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;
сложившиеся традиции Организации (группы).
Слайд 43Организационный раздел
включает описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий
в Организации, отражает содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для:
непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов);
образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.);
взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
???
Слайд 4419. Обязательная часть Программы, в случае если она не дублирует содержание
одной из Примерных программ, должна быть представлена развёрнуто в соответствии
с п. 7 настоящих Требований к структуре Программы. В противном случае обязательная часть Программы оформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
20. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе, категории детей с ОВЗ и детей‑инвалидов, если возможность их образования предусматривается;
реализуемые Примерные программы, в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть;
характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов.
Слайд 45IV. ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к
условиям реализации Программы включают требования к:
психолого-педагогическим,
кадровым,
материально-техническим,
финансовым условиям
реализации Программы,
развивающей предметно-пространственной среде.
Слайд 46Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
уважение
педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной
самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Слайд 47В Организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая
оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).
Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Слайд 48У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции,
необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного
возраста. Данные компетенции предполагают:
обеспечение эмоционального благополучия;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей;
3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка.
???
Слайд 49
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды
должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Слайд 50V. ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Требования Стандарта к результатам
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые
представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Слайд 51К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка
на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования:
Слайд 52К началу дошкольного возраста (к 3 годам)
ребенок интересуется окружающими предметами
и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с
игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Слайд 53К завершению дошкольного образования (к 7-8 годам):
ребёнок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
– игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Слайд 54Характеристики оценки
Проекта ФГОС ДО
ФГОС ДО
Слайд 55
Системность, непрерывность, стандартность, нормативность Проекта
Понимание образования (Закон «Об Образовании в
РФ»)
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…, а также
совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Слайд 56
Системность, непрерывность, стандартность, нормативность Проекта
Понимание ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт -
совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к
профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Слайд 57Система общего образования
Преемственность
уровней
Системность, непрерывность, стандартность, нормативность Проекта
Слайд 58Результаты ДО в Проекте
Единица описания: социальные и психологические характеристики личности
ребёнка
Вопросы:
Как соотносятся с задачами ДО?
Можно ли рассматривать как результаты
только образования?
Насколько преемственны с ФГОС НОО?
Слайд 59Задачи и результаты ДО в Проекте
Слайд 60ФГОС начального общего образования
Слайд 61Почему результаты ДО ограничиваются только социальными и психологическими характеристиками личности
ребёнка?
Что есть результат образования?
Рассматривается ли дошкольное образование как уровень
образования?
Почему единица описания результатов ДО отличается?
Как понять, что результат ДО достигнут?
Есть ли промежуточные результаты ДО?
Какое содержание позволяет достигать результатов ДО?
Слайд 62Теоретико-практическая обоснованность Проекта
Соответствие Проекта образовательным потребностям и взглядам общества на
современное дошкольное детство и выделение в качестве ключевой – линии
приобщения ребенка дошкольного возраста к ценностям культуры, социализации и индивидуализации дошкольника.
Обеспечение государственных гарантий равенства возможностей детей в получении дошкольного образования. Признание Детства как самостоятельного этапа развития, за который несет ответственность государство.
Акцентирование на необходимости обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.
Расширение возможностей для включения в процесс дошкольного образования всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.
Важность учета в Проекте: самоценности этапа дошкольного детства в общем развитии человека; социокультурного разнообразия современного детства; возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей развития детей; потребностей, особенностей и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья; возможности профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Современность методологических подходов, на которых строится Проект, а именно – ориентацией на субъектно-деятельностный подход и развитие детских видов деятельности.
Ориентация документа на оценку качества дошкольного образования.
Нормативное подтверждение необходимости обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, формирование образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
Слайд 63Проект как документ, раскрывающий целевые ориентиры психического и социального развития
ребенка.
Недостаточная педагогическая направленность на содержание образования детей дошкольного возраста, подходы
к определению которого сложились на протяжении 20-21 в.в. в теории и практике дошкольного образования, и нашли отражение в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655), в вариативных образовательных программах дошкольного образования.
Традиционно содержание дошкольного образования рассматривалось как допредметное, что стало основой выделения образовательных областей в ФГТ и в действующих вариативных образовательных программах дошкольного образования.
Отсутствие терминологии, отражающей специфику образовательной деятельности и образовательного процесса в детском саду, например, воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
Теоретико-практическая обоснованность Проекта
Слайд 64При определении содержания дошкольного образования не совсем правомерным представляется определение
направлений развития ребенка в качестве образовательных областей. Традиционно образовательная область
соотносится с усвоением определенного допредметного содержания, формированием компетентностей и социального опыта в разных видах деятельности.
Наращивание в разных возрастных группах задач освоения ребенком способов деятельности и умений решать задачи разных видов деятельности, что собственно и является как содержанием образовательных областей, так и предметом педагогического взаимодействия.
Теоретико-практическая обоснованность Проекта
Слайд 65Современность (инновационность) Проекта
Ориентирован ли Проект на современных субъектов дошкольного образования?
Учитывает
ли Проект современное поликультурное, информационное пространство развития ребенка, его интересы
и возможности (ориентация на игру)?
Учитывает ли Проект достижения современной педагогики дошкольного образования?
Существующее дошкольное образование является заорганизованным?
Слайд 66Реализуемость (реалистичность) Проекта
Готовы ли педагоги к реализации стандарта, заложенного в
данном Проекте? Ориентация документа на создание социальной ситуации развития ребенка,
его психолого-педагогической поддержки в детском саду, что не является содержанием образовательной деятельности, а выступает в большей степени как деятельность по сопровождению ребенка. Усилить в Проекте внимание к образовательной деятельности, формам и условиям её осуществления, а не только к психолого-педагогической поддержке ребенка.
В Проекте используется значительное количество новых для системы дошкольного образования терминов и понятий, их трактовка в разных контекстах документа меняется, что затрудняет однозначное понимание данного текста.
В Проекте дается указание на то, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития ребенка. Почему это не компетенции специалиста, необходимые для организации образовательной деятельности? (поскольку речь идет об уровне образования).