1. Завышенные и заниженные ожидания (топ-менеджеры, фирмы-газели)
2. Вера в малые и нерепрезентативные выборки (лотереи, статистика)
4. Неучет многомерности характеристик товара
## функциональность, дизайн, качество, цена, сетевые эффекты,…
## принтер + картридж, автомобили + бензин.
Если оба механизма действуют медленно, то рациональное адаптив-ное поведение изменяется на аффективное.
## Поведение фирм перед банкротством
## Поведение трейдеров на бирже
## Постановка квартир на охрану после кражи
## Покупка шуб в интернет-магазинах в холодные дни
Если результаты деятельности неудовлетворительны
Поиск новых альтернатив.
Коррекция целевых показателей.
Пример «Спасение больных»:
Программа А Программа B Программа C Программа D
Спасено 200. 1/3 – спасено 600. Погибнут 400. 1/3 – никто не погибнет
2/3 – никто не спасен 2/3 - погибнут все
Пример «Париж и Лондон»
Туристическая компания предлагает туры в Париж и Лондон одинаковой стоимости и различной длительности: (7,4), (4,7), (6,3).
(7,4) > (6,3) – внутреннее обоснование выбора!
72% : 28% 22% : 78%
В терминах выгод у большинства отрицательное отношение к риску; в терминах издержек – положительное!!!
Внутреннее обоснование выбора
Близорукие инвесторы склонны к проектам с низким риском!
Инвестор рассматривает возможность инвестирования в проект, требующий вложе-ний в размере 100 млн руб. По его оценке с вероятностью 50% проект принесет чистую прибыль 120 млн руб. (уже с учетом возврата инвестиций), однако с вероятностью 50% инвестор не вернет даже вложенные средства. При этом инвестор боится убытков и оценивает их в 1,5 раза выше такой же по абсолютной величине прибыли (например, убытки в размере 1 млн руб. столь же неприятны для него, насколько приятна прибыль в размере 1,5 млн руб.) Станет ли инвестор вкладывать деньги в этот проект? Изме-нится ли ситуация, если у него есть возможность инвестирования в 2 таких проекта? При каком количестве аналогичных проектов они могут стать интересны инвестору?
Пример «Кружки»:
Половине участников эксперимента подарили кружки. Они были готовы их продать остальным по медианной цене $5,75. Лишенные кружек го-товы были их купить по медианной цене $2,25.
Аналогичный эксперимент «Кружки и ручки».
Еще примеры:
## Продажа квартир в кризис (ориентир – цена покупки)
## Удовлетворенность зарплатой (ориентир – зарплата коллег)
## Формирование цены покупки компании (ориентир – max цена за год)
Классический вариант полезности:
U(q1,q2,r1,r2) = u(q1) + u(q2) + v(q1 – r1) + v(q2 – r2)
Полезность складывается из полезности потребления блага и полезнос-ти приобретений и потерь. Радуемся, если неожиданно что-то приобре-таем, печалимся, если результат не оправдывает ожидание.
Простейший случай:
v(x) = x, x>0, v(x) = x, x<0, >1.
Стандартное дисконтирование:
U = ut + ut+1 + 2ut+2 + 3ut+3 + …
0,99365 = 0,026, 0,999365 = 0,69, 0,9999365 = 0,96
Гиперболическое дисконтирование (Laibson’ 1997):
U = ut + (ut+1 + 2ut+2 + 3ut+3 + …)
2 типа людей:
«Наивные» – выделяют сегодняшний день как особый, но говорят, что это в последний раз. Не понимают, что завтра всё повторится!
«Умные» – как и наивные, не могут себя контролировать, выделяя сегодняшний день. Но понимают, что завтра всё будет аналогично!
Пример «Кино»:
Неделя 1 – обычный фильм (полезность 3).
Неделя 2 – хороший фильм (полезность 5).
Неделя 3 – отличный фильм (полезность 8).
Неделя 4 – шедевр (полезность 13).
Денег хватает на три, один пропускаем. Сегодня хочется вдвое больше!
Иногда лучше быть «наивным» (если денег только на один фильм)
«Наивный» «Умный»
Неделя 3: 2•8 > 13 – не пропустит 3. 2•8 > 13 – не пропустит 3.
Неделя 2: 2•5 < 13 – пропустит 2. 2•5 > 8 – не пропустит 2.
Неделя 1: 2•3 < 13 – пропустит 1. 2•3 > 5 – не пропустит 1.
Сходит на отличный фильм! Сходит на обычный фильм!
«Умный»:
Неделя 3: 2•8 > 13 – не пропустит неделю 3
Неделя 2: 2•5+8 < 8+13 – пропустит неделю 2, зная, что не пропустит 3.
Неделя 1: 2•3+8+13 > 5+8+13 – не пропустит неделю 1, зная, что пропустит 2. В итоге пропустит «хороший фильм» на 2-й неделе!
Пример «Настройка компьютера»
Настройка – 120 мин., ежедневная экономия 10 мин., =0,999.
=1 =0,9
Сегодня: –120 + 0,999•10/0,001=9870 –120 + 0,9•0,999•10/0,001=8871
Завтра: 0,999•(–120+0,999•10/0,001)=9861 0,9•0,999•(–120+0,999•10/0,001)=8874
Послезавтра: 0,9992•(–120+0,999•10/0,001)=9852 0,9•0,9992 •(–120+0,999•10/0,001)=8867
Никогда: 0 0
Если предполагаем стандартное дисконтирование:
12/13, 365 0, 000 000 000 002 (!!!)
При 3 опциях: «починить», «быстро починить» или «не чинить»:
U (быстро починить сегодня) = –1 + 0,9•0,999•9,5/0,001= 8540.
U (быстро починить завтра) = 0,9•0,999•(–1+0,999•9,5/0,001) = 8532.
U (полностью починить сегодня) = –120 + 0,9•0,999•10/0,001 = 8871.
U (полностью починить завтра) = 0,9•0,999•(–120+0,999•10/0,001) = 8874.
U (не чинить) = 0.
Вывод: не будет чинить никогда!!!
Рациональный экономический агент ( =1, =1):
ежедневно h=1, p=1, H = 30.
«Наивный» экономический агент с гиперболическим дисконтирова-нием ( =1, =0,5):
День 1:
День 2: 16 мин.
День 3: 17 мин.
День 10: 22 мин.
День 24: 72 мин.
День 30: 23 часа 45 мин.
Всего: 58 часов. «Умный» после подсчетов получит 39 > 30 часов.
Пример «Потребление, сбережения и займы»:
Периоды 1 и 2 – потребление товара в количестве q1 и q2, q1+q2 = 2.
Полезность в каждом периоде u(q) = ln q.
Стандартное дисконтирование, =1:
U = ln q1 + ln (2 – q1) max, q1 = q2 = 1.
Гиперболическое дисконтирование, =1/2:
U = ln q1 + 0,5ln (2 – q1) max, q1 = 4/3, q2 = 2/3.
Имеется возможность в нулевом периоде сберегать по ставке r:
Сумма s недоступна в первом периоде и доступна во втором:
q1 2 – s, q2 = 2 + rs – q1.
При минимальной положительной ставке s = q1 = q2 = 1
При возможности займа b в первом периоде по ставке R > r.
Пример: R = 1 = 100%, r = 0,5 = 50%.
q1 = 2 – s + b, q2 = 1,5s – 2b
Стандартное дисконтирование, = *=1:
s=1, b=0, q1=1, q2=1,5, U = ln 1,5.
Гиперболическое дисконтирование («умный»), = *=1/2 :
s=0,8, b=0, q1=1,2, q2=1,2, U = ln 1,44.
Гиперболическое дисконтирование («наивный»), =1/2, *=1 :
s=1, b=0,17(!!!), q1=1,17, q2=1,17, U = ln 1,37.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть