Слайд 1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Кафедра «Логистика и маркетинг»
Дисциплина для магистров
«Управление маркетингом»
кандидат экономических наук, доцент
Ольга Николаевна Жильцова
Слайд 2Тема 6. Контроль, оценка и аудит маркетинга
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Организация системы контроля требует внедрения новых механизмов управления,
ориентированных на результат, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам миссии корпорации.
Эффективное решение задачи организации действенного контроля возможно лишь при наличии научно-обоснованных форм и методов, учитывающих современные особенности процессов управления, отечественный и зарубежный опыт в рамках новых подходов к формированию и реализации корпоративной стратегии. При этом акцент делается на повышение его влияния при принятии управленческих решений, особенно в системе социально-экономического развития организаций.
Слайд 3январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Центральное место в системе контроллинга отводится контролю
маркетинга. Контроль, являясь заключительной стадией процесса управления маркетингом, направлен на
укрепление и развитие системы отношений с покупателем.
Цель контроля – установления соответствия запланированных показателей фактическим объемам получения доходов от реализации товаров, услуг.
Результаты контроля позволяют выделить критические точки маркетинговой деятельности, требующие незамедлительного выполнения для рыночной устойчивости с позиции финансово-правовых и конкурентных факторов маркетинговой среды.
Объекты контроля маркетинговой деятельности – объем продаж; размеры прибыли и затрат; целевые аудитории покупателей с обратной связью на предложенные товары, услуги; соответствие запланированных и реальных (фактически достигнутых) результатов производственно-коммерческой деятельности.
Контроль стратегического маркетинга является действенным инструментом получения коммерческого успеха.
Слайд 4январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Уровни контроля
I. Глобальный
II. Стратегический
III. Тактический
IV. Оперативный
Слайд 5январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Глобальный уровень - учитывает рыночное
взаимодействие под влиянием международных факторов природно-климатической среды, уровня конкуренции и
мировых цен, политической и экономической стабильности.
Стратегический уровень предполагает анализ процесса выполнения перспективных стратегий с учетом плановых гипотез, наличия ресурсного потенциала, динамики рыночной ситуации с использованием пробных продаж. Критическая оценка эффективности маркетинга в определенные интервалы времени позволяет оценить оптимальность разработанных стратегий и внести коррективы в перспективы поступательного развития компании.
Тактический уровень предполагает контроль в рамках тактического планирования. Выполняется учет, анализ и проверка результатов выполнения маркетинговых стратегий на основе изучения среднесрочных планов развития с включением финансового анализа. На данном этапе успешно используется контрольная система SWOT –анализа по выделению сильных и слабых позиций как внутри компании, так и у основных конкурентов.
Оперативный уровень имеет регулярный характер мониторинга выполнения конкретных программ маркетинга по основным направлениям товарной, ценовой и коммуникационной политики. Данный уровень включает регулярный контроль над выполнением основных показателей производственно-коммерческой деятельности.
Уровни контроля:
Слайд 6январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Интегрирует три взаимозависимых блока:
аналитический;
оценочный;
блок конкретных
действий по результатам контроля.
Механизм контроля маркетинга
Слайд 7I. Аналитический блок
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
В основе аналитического блока
используется комплексный анализ, направленный на оценку положения компании в системе
рынка. Именно выполнение ситуационного анализа рыночных перемен позволяет руководству трезво оценить реальные возможности, фактический ресурсный потенциал и надежность выбранных стратегий маркетинга.
Основные показатели:
изучение занимаемой компанией фактической доли рынка, её соответствие производственному и коммерческому потенциалам;
анализ соотношения затрат на выполнения маркетинга с фактической реализацией товаров/услуг, т.е. показатель оценки целесообразности бюджета на маркетинг;
контроль над поведением покупателей с учетом участников системы дистрибуции в целях стимулирования продаж и повышения качества удовлетворенности потребителей;
контроль над конкурентными позициями компании в результате выполнения оценки положения основных конкурентов, их маркетинговых стратегий.
Слайд 8II . Оценочный блок
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
В основе оценочного
блока лежит определение допустимых отклонений от запланированных показателей достижения намеченного:
экономического
эффекта;
научно-технического эффекта;
социального эффекта.
В этом блоке осуществляется контроль и оценка соответствия сроков, объемов и качества проданных товаров, услуг с учетом наличия ресурсов и стандартов обслуживания потребителей.
Слайд 9III. Блок конкретных действий по результатам контроля
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Заключительный
блок действий вырабатывает управленческие решения по достижению намеченных целей с
выполнением конкретных действий с учетом сроков и ответственных за исполнение.
Содержание заключительного блока механизма контроля выражено в корректировке маркетинговой деятельности в:
системе товародвижения;
организации рекламы;
выставочно-ярмарочной торговли;
связей с общественностью.
Слайд 10Система контроля над потоками корпоративных ценностей
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Система контроля в маркетинге осуществляет управление над потоками корпоративных
ценностей в процессе рыночного участия.
Этот многообразный процесс включает контроль над материальными, инвестиционными потоками, потоками профессиональных кадров, культурой организации, фирменным стилем, качеством менеджмента в процессе взаимодействия с поставщиками, потребителями и другими аудиториями.
*Смотрим схему на следующем слайде.
Слайд 11январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Система контроля над потоками корпоративных ценностей
Слайд 12январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
В целях успешного выполнения поставленных
задач компании рекомендуется проводить четыре вида контроля:
контроль годовых планов;
контроль эффективности
показателей прибыльности;
контроль эффективности маркетинговых инвестиций;
стратегический контроль.
Предназначение систем контроля заключается в оценке реализации маркетингового плана с той целью, чтобы принять корректирующие действия, в случае, если практические показатели не будут соответствовать запланированным.
Слайд 13январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
В случае отклонения, превышающего норму
допустимого, в каждом отдельном случае предпринимаются соответствующие действия.
Например:
Пересмотр
планов продаж в определённый период;
Корректировка планов продвижения;
Корректировка маркетинговых активностей;
Собрание Совета Директоров;
Корректировка стратегического плана и др.
Контроль реализации маркетингового плана
Слайд 14Контроль реализации маркетингового плана
январь-февраль 2016
Слайд 15Ревизия
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Для осуществления механизмов совершенствования
маркетинговой деятельности на регулярной основе проводятся различные проверки наличия товарно-материальных
ценностей в рамках инвентаризации и другие формы контроля.
Основной формой контроля является ревизия в виде внутреннего или внешнего аудита.
Сердцевина контроля - это хорошо налаженная система учёта.
Слайд 16январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Ревизия предполагает регулярное, периодическое и
эпизодическое инспектирование для оценки эффективности маркетинга, его стратегий и решений
по их совершенствованию.
Основанием для ревизии является сигнальная информация о снижении объемов продаж, поступления рекламаций и претензий на низкое качество продукции, услуги.
Критериями периодичности ревизии являются:
снижение потребительского спроса;
сокращение рыночной доли;
штрафные санкции;
превышение трансакций на корпоративную деятельность.
Слайд 17январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Выполнение ревизии осуществляется в три этапа:
1. Изучение
бухгалтерской отчетности, сравнение поступлений от продаж с текущими затратами.
Оценка
совокупных затрат по направлениям: маркетинговые исследования; планирование; сбыт продукции; реклама; коммуникации, контроль.
На данном этапе устанавливается соответствие перераспределения расходов на маркетинг с установленными плановыми показателями.
3. Разбивка совокупных расходов из корпоративного бюджета по структурным внутренним блокам, функционально ориентированным на маркетинг в целях выработки конкретных действий.
Слайд 18январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Результаты плановых проверок оформляются актом,
в котором имеется заключение о выявленных нарушениях, их масштабов.
Наряду с этим выделяются отклонения от установленных унифицированных форм документов и регистров учета.
При осуществлении механизма контроля компания может осуществлять его собственными силами (внутренний аудит) или привлекать для этой цели независимых внешних экспертов со стороны в рамках договора на аудиторскую проверку (внешний аудит).
Внутренний и внешний аудит
Слайд 19январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Внутренний аудит направлен на оценку
адекватности контроля намеченным стратегиям маркетинга с использованием внутреннего потока документов.
Например, в США институт внутренних аудиторов функционирует с 1941 года. Кодекс профессиональной этики внутренних аудиторов включает этические нормы и принципы поведения аудиторов в конкретных ситуациях.
Среди многочисленных принципов поведения аудиторов на первый план выступают:
независимость относительно любого уровня руководства компании;
профессионализм, предполагающий наличие стандартов компетентности, соответствия полномочиям и обязанностям, непрерывное самосовершенствование, обучение для соответствия кодексу этики аудитора.
Внутренний аудит
Слайд 20январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Этапы внешнего аудита:
предконтрактный период –
проведение переговоров, уточнение целей исследования, разработка техзадания, подписание договора;
диагностическое обследование
– сбор необходимой информации; уточнение наличия документации, которая должна иметь идентифицированную нумерацию; кабинетные исследования; проведение опросов; анкетирование; наблюдения и контакты с потребителями, партнерами по бизнесу;
этап анализа и обработка информации – оценка полноты и достоверности собранной информации, её структурирование и систематизация;
этап сопровождения предполагает согласование сроков проведения аудиторской проверки, обеспечение необходимых консультаций со стороны руководства и исполнителей Заказчика;
подготовка и согласование с заказчиком отчета и рекомендаций по результатам обследования. Согласуются комментарии к выработанным рекомендациям, особенно в отношении корпоративных стратегий маркетинга. Большое внимание на заключительном этапе уделяется подготовке аудиторского заключения.
Внешний аудит
Слайд 21январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Аудиторское стандартное заключение состоит из:
вводная часть с
включением № лицензии на право осуществления аудита;
2) аналитическая часть
– объем и содержание аудита, финансовая отчетность;
3) итоговая часть с выводами и рекомендациями;
4) приложение.
Аудиторское заключение
Слайд 22Стандарт маркетингового аудита
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Стандарт маркетингового аудита включает оценку:
1)
Внешней рыночной среды с учетом макроэкономических параметров (демографические, экономические, научно-технические,
политические, социально-культурные); маркетинговой среды компании с выделением целевых сегментов сбыта, потребителей, партнеров, каналов распределения и продвижения, поставщиков, конкурентов, инфраструктуры и внутренних регулируемых параметров;
2) Целей и стратегий в сфере маркетинга;
3) Организационной структуры управления маркетингом с выделением качества менеджмента, уровней управления и перераспределения функций, механизма функционального взаимодействия служб и подразделений;
4) Основных систем маркетинга: информационной, плановой; организационной; контрольной;
5) Эффективности бюджета маркетинга с выделением прибыли и совокупных затрат на маркетинг;
6) Результативности маркетинга по основным компонентам: товар, цена, каналы распределения, каналы продвижения, позиционирование продукта и услуг.
Слайд 23январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Практика осуществления механизма контроля маркетинга
на рынке России выделяет определенные трудности его выполнения по причинам:
недостаточности
достоверной и объективной информации;
отсутствия единых критериев и методов оценки экономической ситуации;
наличия элементов коррупции во властных государственных структурах и деловых кругах общественности.
Российские особенности контроля маркетинга
Слайд 24Система контроллинга
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Термин «контроллинг» (от англ.
to control – контролировать, управлять) зародился в начале 20 века
в Америке, в 70-е годы - в Западной Европу, а затем в начале 90-х появился в России.
В экономической литературе под понятием контроллинга используются два термина – контроль и управленческий учет.
Однако сегодня термин «контроллинг» трактуется более ёмко, так как включает в себя не только чисто контрольные и учётные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.
«Система контроллинга может функционировать лишь тогда, когда она ориентирована на «узкие места» деятельности предприятия, поскольку основной метод, присущий контроллингу, – это поиск отклонений фактических показателей от плановых, поиск причин способствовавших этому и своевременное устранение их».
Американские ученые Манн Р. и Майэр Э.
Слайд 25Признаки контроллинга:
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Непрерывность;
Целенаправленность;
Полнота информационного обеспечения;
Практическое отражение
использования объективных экономических законов рыночного механизма;
Воздействие на объекты
управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.
Система контроллинга представляет целостную совокупность взаимосвязанных элементов органического симбиоза планирования, контроля, учета в целях эффективного использования ресурсов, получения намеченной прибыли и повышения качества менеджмента.
Среда, в которой функционирует система контроллинга, включает организационный, ресурсный и интеллектуальный потенциал компании, профессиональную готовность руководства и исполнителей, выбор приоритетов в ускорении развития маркетинговой деятельности, эффективные коммуникации с внутренними и внешними целевыми аудиториями.
Слайд 26Цель и задачи контроллинга
январь-февраль 2016
Главная цель системы контроллинга заключена
в поступательном социально-экономическом развитии компании за счет ритмичной работы основных
структурных блоков в результате своевременной оценки фактических показателей корпоративной деятельности с запланированными.
Задачи:
формирование корпоративной миссии с учетом социальной ориентации бизнеса и рыночной устойчивости;
создание надежной информационной системы, обеспечивающий точный мониторинг управления, необходимый для анализа стратегических и тактических планов, результатов деятельности предприятий и отклонений от заданных параметров;
разработка стратегий рыночного участия и выработка рекомендаций для принятия решений, планов, программ с учетом ресурсного обеспечения;
оценка фактических финансовых результатов по проданным товарам или их группам, новым техническим решениям и установление отклонений от установленных норм, стандартов, смет;
подготовка предложений руководству для осуществления корректив с учетом влияния внутренних и внешних факторов рыночной среды.
Слайд 27январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Инновации, технология, производство, материально-техническое снабжение,
сбыт готовой продукции являются основными процессами создания определенных ценностей в
бизнес-процессах промышленного предприятия.
Системы менеджмент, маркетинг и логистика предприятия в рамках международных требований ИСО 9004 выполняют гибкое управление многочисленными потоками корпоративных ценностей.
При этом процессы от поставщиков и потребителей непрерывно переходят друг в друга через внутренние потоки компании.
Ведущую роль в реализации корпоративных ценностей отводится системе управления маркетингом.
Слайд 28В зависимости от типа реализуемых целей контроллинг разделяют на стратегический,
тактический и оперативный.
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Стратегический контроллинг ориентирован
на выявление и отслеживание будущих шансов и рисков предприятия в долгосрочном периоде, т.е. поиск, расширение и сохранение потенциала развития. Стратегический уровень контроллинга решает задачи по реализации стратегического планирования в области максимизации прибыли, оптимизации структуры капитала и обеспечения финансовой устойчивости. Не менее важны задачи по достижению прозрачности финансово-экономического состояния предприятия, обеспечения инвестиционной политики.
Тактические задачи контроллинга состоят в реализации производственного и финансового учетов, калькуляции учета затрат, комплексном планировании, бюджетировании, учете и анализе информационных потоков (регламентирующий документооборот, внутренняя управленческая отчетность) и т.п.
Центральное место в системе оперативного контроллинга занимают оперативный анализ и соответствующий инструментарий управления, позволяющие поддерживать эффективное равновесие между оборотом, затратами и прибылью предприятия, а также незамедлительно осуществлять регулирующие действия.
Слайд 29Основные составляющие компоненты контроллинга
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
финансовая составляющая
клиентская база
компоненты внутренних
бизнес-процессов
компоненты управления персоналом
Слайд 30Компоненты системы контроллинга
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
* Следуя этой
системе, любая функция, реализуемая на предприятии, должна иметь некий показатель,
привязывающий ее к стратегии, и позволяющий оценивать не только краткосрочную динамику ее изменения, но и стратегическую.
Слайд 31Итоги контроллинга
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Рассмотрение содержания системы контроллинга
позволяет сделать заключение о том, что создание и функционирование её
позволит:
своевременно представлять руководству необходимую информацию о результатах рыночного участия компании для повышения качества управления производством и принятия решений по перспективе развития;
создать целостную информационно-контрольную систему компании, которая позволит в режиме оптимальных затрат сформировать надежную систему материально-технического обеспечения, ритмичное производство готовой продукции, эффективный сбыт и конкурентоспособность в целевых сегментах рынка;
повысить корпоративную ответственность каждого исполнителя за результаты труда, культуру труда, его безопасность и популярность компании в глазах общественности.
Главным требованием, предъявляемым к системе контроллинга, является ее соответствие другим системам: системе стратегического управления, сбалансированной системе показателей, системе бюджетирования.
Слайд 32Завершение отчетного периода
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
По завершении отчетного
периода выявляются отклонения фактических показателей от плановых и определяются
причины
их возникновения.
Сердцевину системы учета составляют различные информационные потоки, при получении которых формируются конструктивные рекомендации по поступательному развитию компании.
От исполнителей учетной службы требуется мастерство и знание требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Составление финансовой отчетности предполагает соблюдение основополагающих правил, которые определяют общий подход к подготовке и представлению финансовых отчетов.
Слайд 33Информационный учет в системе контроллинга
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Информационный
учет в системе контроллинга строится по внутренним правилам фирмы, но
с учетом государственной политики в отношении хозяйствующих субъектов.
Специфика информационного учета системы контроллинга заключена в том, что он занимается не бизнесом в целом, а его компонентами по внутренним структурным подразделениям. Этот творческий процесс выполняет комплексную функцию обеспечения информацией в режиме реального времени по первому запросу внутренних структурных подразделений (пользователей) для получения результатов в будущем.
Данные информационного учета для контроллинга составляют внутреннюю информацию и, как правило, являются коммерческой тайной и подлежат оглашению только при определенных обстоятельствах.
Это информация о затратах на производство по конкретным подразделениям, о видах производимой продукции, о результатах деятельности центров затрат, центрам ответственности, прибыли, инвестиций и т.п.
Слайд 34Данные информационного учёта
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Производитель информации (работник
планово-экономической службы, контроллер) обязан использовать данные информационного учета, если иное
не предусмотрено нормативными документами по ведению данного направления и не является препятствием временного норматива.
В связи с этим, целесообразно рассмотреть правила международных стандартов в формировании финансово-статистической отчетности. Согласно международным требованиям ИСО 9004 6.5 к созданию банка информационных данных необходимо:
определить свои потребности в информации;
определить и получить доступ к внутренним и внешним источникам информации;
преобразовать информацию в знания, используемые в организации;
использовать данные, информацию и знания для постановки и реализации целей и стратегии;
обеспечивать соответствующую безопасность и конфиденциальность;
проводить оценку выгод, получаемых за счет использования информации, с целью улучшения менеджмента информации и знаний.
Слайд 35Принципы контроллинга
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
1. Реализация принципа
начисления обеспечивает признание доходов и расходов по мере возникновения экономических
выгод и потребления ресурсов.
Финансовые отчеты, подготовленные на основе принципа начисления, информируют пользователей не только о прошлых сделках, включающих оплату и поступление денежных средств, но и о будущих обязательствах заплатить денежные средства и будущих поступлениях денежных ресурсов.
Принцип начисления дает возможность прогнозировать влияние совершенных операций на финансовое положение.
2. Существует также критерии качества информации, содержащейся в финансовых отчетах, которые призваны делать информацию полезной для пользователей. Это такие критерии, как прозрачность, значимость, достоверность и сопоставимость.
Контроллинг является механизмом объединения данных из разных учетных систем, упорядочивания и предоставления их менеджменту.
Слайд 36Комплексный подход к построению системы управления предполагает, что она должна
отвечать целям стратегического, тактического и оперативного уровней управления:
январь-февраль 2016
Жильцова
О.Н.
К стратегическому уровню управленческой отчетности относится итоговая отчетность о результатах деятельности, например, отчетность о ключевых показателях (индикаторах) деятельности каждого хозяйствующего субъекта группы или отчетность по системе сбалансированных показателей (ССП), которая основана на преобразовании миссии и стратегических целей компании в конкретные, соответствующие уровням компетенции и функциональным обязанностям работников.
Агрегированные отчеты по бизнес-процессам и функциональным направлениям (НИОКР, персонал, маркетинг, качество и т.д.) применяются для принятия управленческих решений на тактическом и стратегическом уровнях управления.
К тактическому уровню можно отнести отчетность о финансовом положении, результатах деятельности (более детализированных, чем для стратегического уровня) и изменении финансового положения и в целом рыночной устойчивости.
Для оперативного уровня управления используются детализированные отчеты по бизнес-процессам (по продажам, закупкам и т.д.).
Слайд 37Стандартный набор управленческих отчетов
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Минимальный набор
управленческих отчетов, который может быть использован в качестве основы системы
управленческой отчетности, включает основные фактические данные в натуральном и стоимостном выражении:
отчет о продажах;
отчет о запасах готовой продукции;
отчет по незавершенному производству;
отчет о произведенной продукции;
отчет о запасах материалов и комплектующих;
отчет о закупках;
отчет о бартерных сделках;
отчет о дебиторской задолженности;
отчет о кредиторской задолженности;
сводный отчет;
отчет о движении денежных средств.
Слайд 38Выводы:
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
В создании системы корпоративного учета
важно отразить следующие вопросы:
цель и основные направления развития системы
учета и отчетности в объединении;
используемый подход к построению системы учета и отчетности;
виды управленческой отчетности;
методология ведения учета;
план счетов;
методика консолидации в рамках корпорации;
содержание информационной системы;
реализацию подхода к организации учета в системе контроллинга;
требования к техническим характеристикам учетной системы;
подготовка и повышение квалификации кадров.
Слайд 39Оценка эффективности маркетинга
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.
Эффективность – достижение наибольших результатов
при наименьших затратах (максимизация прибыли) – характеризуется степенью достижения цели
и является комплексной характеристикой.
Слайд 40Механизм оценки эффективности интегрированных коммуникаций
январь-февраль 2016
Жильцова О.Н.