Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Созинова Ирина Сергеевна,
Константинова Надежда
Львовна,
Софина Анжела Игоревна,
Щепачев Валерий Иванович,
ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
Слайд 2Актуальность
Проблема формирования духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения всегда оставалась актуальной
на протяжении всей истории общественного развития. Сегодня в духовной жизни
присутствует ряд неблагоприятных процессов, одним из которых является утрата подростками духовно-нравственных ориентиров. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в системе профессионального образования является одной из наиболее злободневных. Педагоги-практики и ученые и ищут новые пути, средства и технологии формирования моральных качеств каждого человека, особенно подростков.
Слайд 3Духовно-нравственные качества подростка
Это совокупность принятых и хорошо освоенных им
моральных норм, принципов, а также правил, применяющихся добровольно и правильно
под влиянием возникших гуманных чувств .
Развитие этих качеств осуществляется в процессе учебно-воспитательной работы в ПОО, где происходит формирование у обучающихся навыков социальной и личностной компетентности, умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Данные свойства успешно формируются в добровольческой (волонтерской) деятельности общественного объединения.
Слайд 4Волонтерство -
«форма общественной благотворительной деятельности, которую характеризует отсутствие жёсткой регламентации
и вовлечение широкого круга субъектов»;
«деятельностная форма благотворительности, мотивированная гуманистическими ценностными
ориентациями субъекта, не ставящего целью получение для себя материальной выгоды, и выражающаяся в виде альтруистического труда без принуждения, направленного на социальную поддержку людей, не состоящих с ним в родственных, соседских, дружеских и иных личных связях. Ее смысл − бескорыстное служение людям»
Слайд 5Признаки волонтёрства как деятельности
- её процессуальный характер и позитивная
направленность;
- реализация добровольной деятельности в свободное от основной работы время;
- отсутствие у волонтёров ожиданий материального вознаграждения за результаты своего труда;
- осмысленный и осознанный выбор, ответственное отношение, удовлетворение процессом и результатами волонтёрской деятельности.
Основная задача программ молодежного добровольчества – содействие реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики по созданию условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей.
Слайд 6Формы добровольческой деятельности в техникуме
акции, круглые столы, конкурсы, разовые мероприятия,
обучение актива, проекты, конференции, фестивали и т.д.
Слайд 7направления волонтерской деятельности техникума
1. направление «Цифра». Оказание помощи населению в
переходе с аналогового телевидения на цифровое. Волонтерский отряд техникума совместно
с некоммерческой организацией «Ассоциация волонтеров Южного Урала» привлечен к работе с населением. Обучающиеся техникума на добровольной основе осуществляют прием заявок от граждан, купивших телевизионные цифровые приставки, но столкнувшихся с затруднениями. Обучаюшиеся оказывают помощь по подключению к телевизионным приемникам, телеантеннам в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе.
Слайд 8направления волонтерской деятельности техникума
2. направление «Зеленый щит». Совместно с Управлением
лесами Челябинской области, Чебаркульским лесничеством и лесничествами Чебаркульского района студенты–волонтеры
техникума проводят ежегодные акции, на которых высаживают саженцы, восстанавливают и вновь засаживают территории зелеными насаждениями, осуществляют сбор семенных материалов, собирают и вывозят из лесных массивов мусор. Также участвуют в патрулировании лесных массивов в пожароопасный период и предотвращают возгорание лесов.
Слайд 9направления волонтерской деятельности техникума
«Волонтеры Победы». Их деятельность направлена на сохранение
исторической памяти, на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, на популяризацию изучения
истории нашей страны с помощью интересных форматов и, конечно же, на помощь ветеранам.
Слайд 10направления волонтерской деятельности техникума
4. Зоозащита и волонтерское движение защиты животных
– это вид деятельности, ориентированы на сохранение жизни и здоровья
любого животного, а также на пропаганду гуманного отношения к братьям нашим меньшим. В техникуме разработана программа для решения проблемы с беспризорными животными. В программе приоритетными задачами являются: сокращение бесконтрольного размножения посредством стерилизации и кастрации; создание электронной базы учета животных; защита животных от жестокого обращения и проведение мероприятий по гуманному отношению к ним; привлечение волонтеров; пропаганда ответственного отношения к домашним питомцам, в том числе и наказание за несоблюдение норм содержания того или иного животного. Волонтеры и зоозащитники техникума борются за то, чтобы права животных были зафиксированы на законодательном уровне. Зоозащитники-обучающиеся техникума стремятся к сокращению числа беспризорников не путем отстрела и усыпления животных, а путем сохранения их жизни и здоровья.
Слайд 11В ходе добровольческой деятельности обучающиеся реализуют:
- свой личностный потенциал, способности
и возможности, выбор жизненного пути;
- чувство своей социальной значимости,
общественное признание, потребность в высокой самооценке и оценке окружающими;
- стремление в осознании собственной индивидуальности самовыражение и самоопределение, индивидуальность своего внутреннего мира и стремление выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности;
- профессиональную ориентацию, получение реального представления о предполагаемой профессии или выбор направления профессиональной подготовки;
- получение незаменимого практического и социального опыта, необходимость в деятельностном и социальном изучении окружающего мира.
Слайд 12Достижения обучающихся
- диплом, первое место в номинации «Общий зачет» областного
конкурса «Лучший волонтер по подключению цифрового ТВ», МОиН Челябинской обл,
Дунаева В., 2019 г.;
- благодарность за вклад в развитие добровольчества на Южном Урале, АНО «Ассоциация волонтеров Южного Урала», Центр поддержки добровольчества, Дунаева В., 2019 г;
- благодарственное письмо за работу по переходу на цифровое телевидение, Глава Чебаркульского городского округа, Кутузова Д., Рабканов Н.;
- грамота и сертификат участника областного МО «Технология машиностроения» за выступление по обобщению опыта волонтерского движения в техникуме, Дунаева В., 2020 г;
- сертификаты участников круглого стола «Развитие добровольчества: актуальные направления, эффективные практики», г. Чебаркуль, Рабканов Н., Петренко В., Сыроедина Л., Дорофеев А., Комлева А., 2019 г;
- благодарность участнику круглого стола «Развитие добровольчества: актуальные направления, эффективные практики», Ассоциация волонтеров «Южного Урала, Кутузова Д., Шумакова Е., 2020 г;
- благодарственные письма за работу по переходу к цифровому радиовещанию, Министерство информационных технологий и связи Челябинской обл., Комлева А., Дунаева В., 2019 г. и др.
Слайд 13Вывод
Участие обучающихся во всех направлениях волонтёрского движения, будь то социальное,
патриотическое, спортивное или православное волонтёрство, способствует формированию духовно-нравственных качеств, оказывает
воздействие на нравственное становление личности.
На наш взгляд, социально-педагогическое значение волонтерства не вызывает сомнения, это необходимая часть современного общества, оно помогает развивать общественно значимые качества личности, а также решать конкретные социальные задачи, связанные с социальной реабилитацией, адаптацией, предусматривает самовыражение и самоактуализацию участников добровольческого движения