Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Подготовила: учитель
физики
МКОУ СОШ № 4
с. Петропавловское
Смирнова Е.А.
Слайд 2Юнеско сформулированы необходимые области компетентности, формируемые в системе образования:
1.Научить учиться
(компетентности в
Познавательной деятельности)
2. Научить жить (компетентность в практико-ориентированном обучении)
3.
Научить жить вместе ( т.е.в среде коммуникации)
4. Научить работать и зарабатывать
Слайд 3Опыт внедрения в учебный процесс
Рассмотрим опыт внедрения компетентностного подхода в
учебный процесс учителя физики Смирновой Е.А.
Выделяют следующие виды компетенции:
-ключевые(необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности);
-базовые (отражают специфику определенной деятельности);
- функциональные ( набор функций, характерных для данного вида деятельности).
Слайд 4Ключевые компетенции
Концепция «Модернизации российского образования» подчеркивает, что понятие «ключевые компетентности»
является центральным для научно-методологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет
знание, навыковые и интеллектуальные составляющие образования.
Слайд 5Компетентностный подход требует поэтапного внедрения
На первом этапе можно формировать такие
общеучебные компетенции, как:
- извлечение основного содержания прочитанного или
услышанного;
- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
- сотрудничество ( учениками и учителем) при выполнении общего задания;
- планирование действий и времени и т.д.
Слайд 6Наиболее актуальные компетенции для физики
Учебно-познавательная;
Коммуникативная;
Компетенция личностного самосовершенствования
Слайд 7Цель: Реконструкция образовательного процесса на основе компетентностного подхода с использованием
модульных технологий
Основным технологическим инструментом, обеспечивающим комплексное внедрение компетентностного подхода избрана
модульная технология.
Эта технология позволяет создать относительно унифицированную модель изучения каждой темы.
Эта технология включает следующие занятия:-»Вводная лекция», «Обучение решению задач», «Научно-практическая конференция и итоговый контроль»
Слайд 8Элементы деятельности учащихся на уроке
Учитель- вводит новые понятия и термины:
Учащиеся – выполняют задание «Стрелками укажи связь между терминами в
определении понятия».
Учитель-выводит новую формулу:
Учащиеся – выполняют задание «Установите логическую последовательность действий при выводе закона.
Учитель – объясняет практическую значимость закона, формулы, явления:
Учащиеся на карточках формулируют недостающие вопросы или ответы и т.д.
Слайд 9Элементы деятельности учащихся на уроке
Урок обучения решению задач:
-учащиеся находят алгоритм
решения задачи;
-используют алгоритм для решения предложенных задач.
- самостоятельное решение задач
по многоуровневым карточкам с возможностью самопроверки решения на каждом уровне.
- Самостоятельное решение можно организовать в группах по 2,3,4 человека.
Слайд 10Научно-практическая конференция
Творческие многоуровневые домашние задания:
Сообщение по одному вопросу;
Подготовить демонстрацию явления,
закона, его применения на практике,
Поиск решения творческой или экспериментальной задачи.
Каждый
ученик выполняет то что ему доступно на данном этапе саморазвития.
Слайд 11Контроль
Промежуточный, текущий, итоговый в разных формах:
Тесты «Да-нет»
Метод аналогий.
Разноуровневые тесты с
выбором ответа и развернутым ответом и решением и др.
Слайд 12Проблемы
Затраты времени при подготовке к уроку;
Поиск и использование множества методической
литературы;
Конструирование новых дидактических материалов;
Поиск нестандартных заданий, приемов, подходов.
Слайд 13Успехи
В11-х классах наметился рост познавательной активности на уроках и дома.
Знания
и умения стали более глубокими и прочными
Уровень обученности (успеваемости) по
отдельным темам был от 40 до 48% стал от 50 до 65%.
Качество знаний было 30-33% стало 45-53%
Удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников
Слайд 14Литература
Болотов В.А.,Сериков В.В.Компетентностная модель:от идеи к образовательной программе.//Педагогика. 2003, №10
Гетманская
А.А.Формирование ключевых компетентностей у учащихся .Сайт ИД «Первое сентября». Сайт
фестиваля 2003-2004
Зеер Э.Ф.,Павлова А.М.,Сыманюк Э.Э Модернизация профессионального образования :компетентностный подход.М.-2005.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии.-2004№31.
Хуторской А.В.Ключевые компетенции и образовательные стандарты//интернет –журнал «Эйдос».-2002-23 апреля. http// www/eidos/ru/jornal/2002/042/htm. – В надзаголовке:Центр дистанционного оборазования «Эйдос»,е-mail:list@eidos/ru
Каверина И.И.Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе.//интернет –журнал «Эйдос».-2007-22 февраля. http// www/eidos/ru/jornal/2007/022-5.htm. – В надзаголовке:Центр дистанционного оборазования «Эйдос»,е-mail:list@eidos/ru