Разделы презентаций


"Формирование мотивов учения"

Содержание

Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно грамотность проверить, а заодно узнать о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовила:
Студентка Ш-21 группы
Дмитренко Александра

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Отделение Школьного образования

и Прикладной информатики
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Ейск, 2019

«Формирование мотивов»

Подготовила:Студентка Ш-21 группыДмитренко АлександраМинистерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского

Слайд 2Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать

эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно грамотность проверить, а

заодно узнать о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя: «Действительно, зачем я учусь?»

Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно

Слайд 3Для школьников 1–2 классов наиболее характерными являются ответы типа:
«Папа и

мама велят»,
«Учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки

меня хвалят»,
«Все дети ходят в школу»,
«Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают»,
«Мама говорит, что если не буду учиться, то не стану шофером»,
«Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю»,
«Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т.п.
Для школьников 1–2 классов наиболее характерными являются ответы типа:«Папа и мама велят», «Учусь в школе, чтобы иметь

Слайд 4В 3–4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий

и представлений школьника о побудительных силах учения:
«Я учусь, чтобы

стать инженером, как папа. У меня „4“ и „5“. Мне нравится наш класс и наша школа. Нравится учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3 класс).
«Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4 класс).
«Я учусь, чтобы стать моряком. Если у меня будут только пятерки, папа обещал летом повезти меня на настоящем морском корабле. Я люблю решать задачи по арифметике. У меня всегда „5“ и „4“, не очень люблю учить правила по грамматике. Мне часто попадает дома, когда я получаю „3“» (4 класс).

В 3–4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения:

Слайд 5За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3–4

классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным

предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся третьих и особенно четвертых классов к оценке. Вот пример: «Я хочу получать только „4“ и „5“, потому что если получу „3“ или „2“, меня будут ругать дома».

За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3–4 классах уже возникают собственно познавательные интересы к

Слайд 6Среди благоприятных:
Положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего

возраста;
Полное доверие учителю;
Острая потребность в новых впечатлениях;
Естественная любознательность.

Существуют благоприятные и

неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения.
Среди благоприятных: Положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста;Полное доверие учителю;Острая потребность в новых впечатлениях;Естественная

Слайд 7Неблагоприятные условия:
Неустойчивое внимание;
Неустойчивые интересы;
Несформированность воли.
Многие школьники с готовностью участвуют

в подражательных действиях, но когда что-нибудь нужно делать самим, ждут

указаний учителя, нервничают, т.е. работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе.
Неблагоприятные условия:Неустойчивое внимание;Неустойчивые интересы;Несформированность воли. Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но когда что-нибудь нужно

Слайд 8Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог будет постоянно изучать

действующие в нем мотивы, особенно интересы и потребности школьников.
1. Определение

и уточнение целей обучения. Анализ в этой связи сущности, содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержки процесса и успешной реализации намеченных задач. Если цели и задачи не имеют отклонений от государственного стандарта, вводятся в действие широко известные общие мотивы и стимулы. Специальные цели требуют использования специфических мотивов.

Алгоритм мотивов:

Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог будет постоянно изучать действующие в нем мотивы, особенно интересы и

Слайд 92. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на

вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести учеников младшего

возраста и б) насколько уровень мотивации учеников определенного класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, сложностям учебного труда.
3. Выяснение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходимо обязательно сделать, чтобы в дальнейшем обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотивационной сфере ученика (класса).

2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует

Слайд 104. Уточнение превалирующих мотивов. Требуется определить, какие мотивы являются ведущими

в учебной деятельности ученика или микрогруппы класса, в которую он

входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, но по-разному влияют на процесс и результаты обучения.
5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации. Если педагог не может «дойти» до каждого, то особенности мотивации хотя бы наиболее представительных подгрупп класса будет знать обязательно.

4. Уточнение превалирующих мотивов. Требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности ученика или микрогруппы класса,

Слайд 116. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации. Ими могут

быть недостаточный уровень развития самой мотивационной сферы, низкая обученность, несформированность

навыков учебной деятельности и др.
7. Формирование должных мотивов, осуществляемое учителем в ходе учебно-воспитательного процесса и решения других задач. Не может и не должно быть никаких специальных упражнений или тестов «на мотивацию». В комплексе используются различные методики, в том числе: переключение с одного вида работы на другой, использование заданий оптимальной трудности, соревнование и др. Иногда практикуется «создание помех» нормальному течению учебного процесса, чтобы посмотреть, готовы ли ученики преодолеть трудности для удовлетворения познавательной потребности.

6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации. Ими могут быть недостаточный уровень развития самой мотивационной сферы,

Слайд 128. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. После проделанной работы

целесообразно подвести ее итоги и проанализировать произошедшие изменения. Наиболее очевидными

показателями будут реальные поступки учеников, изменение их отношения к учению.

8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. После проделанной работы целесообразно подвести ее итоги и проанализировать произошедшие

Слайд 13Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать

в специальной карте, отмечая начальный уровень и наступившие изменения. Конкретными

показателями выступают:

отношение к учению (как себе представляет);
цели (какие ставит и реализует ученик);
мотивы (ради чего учится);
эмоции (как переживает учебу);
умение учиться;
уровень обученности (каких результатов достиг);
характеристики обучаемости (потенциально возможные успехи, каких он мог бы достигнуть).

Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать в специальной карте, отмечая начальный уровень и

Слайд 14Для изучения мотивации применяются общие методы исследования – наблюдение, анкетирование,

беседа, экспертная оценка (состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения

индивидуальной (или групповой) мотивации с помощью экспертных методик и приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других специалистов).

Для изучения мотивации применяются общие методы исследования – наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка (состоит в организации целенаправленного

Слайд 15Школа должна уделять повышенное внимание воспитанию мотивации учения у младших

школьников, для формирования которой необходимо:
создавать только положительный и привлекательный имидж

школы, школьных отношений, класса, учителя, учения;
исключить перегрузки школьников обилием учебных занятий, все усилия сосредоточивать на главном – формировании ума и нравственности;
воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
создать условия для «победного» обучения, прежде всего рационально организовать учение и отдых школьников по твердому распорядку;
формировать прочные основы элементарных знаний, умений, чтобы ученик видел свое продвижение в учебе;
Школа должна уделять повышенное внимание воспитанию мотивации учения у младших школьников, для формирования которой необходимо:создавать только положительный

Слайд 16по возможности учитывать и удовлетворять индивидуальные запросы школьников;
организовывать положительное, интересное

общение детей между собой;
воспитывать ответственное отношение к ученикам: разговоры о

гуманизме заменить заботой, от которой будет реальная польза ребенку;
утверждать чувство справедливости как высшую ценность не только школьных, но общественных отношений;
формировать активную самооценку каждым школьником своих возможностей;
стимулировать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.

по возможности учитывать и удовлетворять индивидуальные запросы школьников;организовывать положительное, интересное общение детей между собой;воспитывать ответственное отношение к

Слайд 17Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации, а чтобы она

была на должном уровне, надо:
поддерживать ровный стиль отношений между всеми

учениками;
ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
поддерживать положительную обратную связь;
заботиться о разнообразии методов обучения;
приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
формировать чувство долга, ответственности;
учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.

Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации, а чтобы она была на должном уровне, надо:поддерживать ровный стиль

Слайд 18Л.C. Выготский:
«Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того,

чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо

интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем, он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу – таково правило»
Л.C. Выготский:«Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть

Слайд 19Подходящим средством для поддержки необходимой напряженности процесса обучения является изменение

формы общения, под которым понимаются виды и способы группирования учеников

на занятиях. Практикуйте работу:

со всем классом – беседа с учителем, обсуждение, инструктаж;
с малой группой – 3–7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;
в парах – двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;
индивидуальную – каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.

Подходящим средством для поддержки необходимой напряженности процесса обучения является изменение формы общения, под которым понимаются виды и

Слайд 20Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения

своих учеников, используя наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Обследование будет

проводиться по определенной системе. Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников, используя наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика