Слайд 1ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»
Нормативно-правовое обеспечение проведения демонстрационного экзамена в рамках
государственной итоговой
Заместитель директора
по учебно-методической работе
к.ю.н., Скробов А.А.
Слайд 3Нормативно-методические материалы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России
от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
3. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
4. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
6. Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования».
Слайд 47. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16
августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 1138 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968».
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии/специальности;
10. Положение о стандартах Ворлдскиллс, утвержденное Правлением Союза «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия)» от 9 марта 2017 г., протокол №1, с изменениями от 27 октября 2017 г., протокол №12.
Слайд 511. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и
дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки
России 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05вн).
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 1011 «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии».
13. Методические рекомендации по проведению оценочных процедур в образовательных организациях среднего профессионального образования и определению результатов освоения профессиональных и универсальных (общих) компетенций. (http://www.crpo-mpu.com/432225624)
14. Рекомендации по организации и проведению Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»утвержденные решением организационного комитета по проведению Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» (протокол № 1 от 23 апреля 2013 г.).
Слайд 7В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации» (далее - закон об образовании) образовательная программа
- комплекс основных характеристик образования, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
При разработке средств оценки результатов обучения по программе, необходимо учитывать результаты олимпиад и конкурсов профессионального мастерства, содержание которых непосредственно связано с будущей профессиональной деятельностью студентов, а также использовать эффективные методики и технологии оценки общих и профессиональных компетенций применяемые на олимпиадах и конкурсах.
Оценка сформированности общих и профессиональных компетенций осуществляется в рамках промежуточной аттестации (статья 28 закона об образовании) на экзаменах по каждому из осваиваемых профессиональных модулей и (или) государственной итоговой аттестации (статья 59 закона об образовании) при защите выпускной квалификационной работы, при проведении демонстрационного экзамена.
Слайд 8Проведение демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации нормативно закреплено
в 48 федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования по
наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям и разработанных с учетом международных требований примерных основных образовательных программах (далее – ПООП), размещенных в Федеральном реестре примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования http://reestrspo.ru/poop-list
Слайд 9Государственную итоговую аттестацию в виде демонстрационного экзамена в июне 2018
года прошли 1,4 тыс. человек по 9 профессиям в 48
колледжах из 25 субъектов Российской Федерации (приняты на базе среднего общего образования со сроком обучения 10 месяцев), в 2019 году - более 6 тыс. выпускников, в 2020 году – более 40 тыс. выпускников.
Согласно статье 12 закона об образовании, организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Согласно приказа Минобрнауки России № 1138, задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом Ворлдскиллс Россия, в состав государственной экзаменационной комиссии включаются эксперты союза «Ворлдскиллс Россия».
Слайд 10Является ли демонстрационный экзамен обязательной частью ГИА в актуализированных ФГОС?
Демонстрационный
экзамен является обязательной частью ГИА при реализации программ по образовательным
стандартам (ФГОС) СПО, которые содержат указание на включение ДЭ в процедуру ГИА:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Актуализированный ФГОС.
Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 69
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 832 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2014 г., регистрационный N 33638), прекращается 1 сентября 2018 года.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.
Слайд 11
43.02.12 Технология эстетических услуг. ТОП-50
Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N
1558
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной
работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
40.02.02 Правоохранительная деятельность. Не ТОП-50 и никем не отактуализированный!
Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 509
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Слайд 12Т.е. ФГОС не предусматривает, в отличие от двух предыдущих, никакого
дем. экзамена!!
Мало того:
Т.е. не предусмотрено и ни каких Проф.
стандартов в данной сфере, соответствующих уровню СПО и специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, в отличие, например от Проф. стандарта 33.016 Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам Приказ Минтруда России от 24.12.2015 N 1124н
НО
ПРИКАЗ от 12 мая 2014 г. N 510 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 42.02.01 РЕКЛАМА
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Слайд 14Может ли письменная экзаменационная работа включаться в процедуру ГИА по
профессии?
Состав экзаменационных процедур определяется на основании положений ФГОС.
ФГОС по
профессии: «п. 2.8 Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена».
Следовательно письменная экзаменационная работа не включается в состав процедур ГИА.
Если задания ДЭ охватывает НЕ ВСЕ основные виды деятельности в соответствии с ФГОС, является ли это нарушением при проведении ГИА?
В соответствии с Порядком ГИА, «п.13.…тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования».
Следовательно, задание для ДЭ может соответствовать содержанию только одного модуля, это не является нарушением.
Что понимается под тематикой выпускной квалификационной работы для профессии в случае, если защита выпускной квалификационной работы проводится в виде демонстрационного экзамена?
В порядке ГИА указано, что «тема выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования»
Слайд 15В связи с тем, что ФГОС по профессии трактует демонстрационный
экзамен как вид, в котором выполняется защита ВКР, то тематику
ВКР можно расценивать как «тематику» ДЭ, то есть тот вид деятельности (компетенцию WS), на основе которых формируется задание демонстрационного экзамена.
Обязательно ли использовать оценочные материалы WS для проведения демонстрационного экзамена в составе ГИА?
Порядок ГИА определяет подходы к организации демонстрационного экзамена:
«14.1. Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности».
«15. …Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом».
Следовательно, при разработке заданий для ДЭ, содержание оценочных материалов WS по компетенциям, как минимум, должно учитываться.
По выбору ПОО материалы, разработанные союзом Молодые профессионалы по компетенции WS (КОД) могут быть непосредственно применены для организации ДЭ.
Слайд 18Можно ли по одной образовательной программе проводить ДЭ с использованием
заданий по нескольким компетенциям WS?
Если техническое описание компетенций WS соответствует
содержательно одному или нескольким основным видам деятельности ФГОС СПО или ряду профессиональных компетенций ФГОС, то материалы по этим компетенциям WS могут использоваться для организации ДЭ в разных комбинациях – это не противоречит нормативным документам.
Обязательно ли главный эксперт площадки сдачи ДЭ является председателем экзаменационной комиссии?
Позиция председателя ГЭК определяется Порядком ГИА следующим образом:
«7. Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность государственной экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается не позднее 20 декабря текущего года на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря) органом местного самоуправления муниципального района и городского округа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого соответственно находится образовательная организация, по представлению образовательной организации.
Председателем государственной экзаменационной комиссии образовательной организации утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа:
руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники;
Слайд 19представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.»
Теперь о цели деятельности ГЭК,
которую возглавляет и организует председатель:
«6. В целях определения соответствия результатов освоения студентами образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, которые создаются образовательной организацией по каждой образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой образовательной организацией».
Цель группы экспертов WS, возглавляемой и организуемой главным экспертом совершенно иная: проведение демонстрационного экзамена с соблюдением регламентов конкурсного движения WS, с соблюдением Кодекса Этики WS, технического описания компетенции WS, с выполнением модулей задания финала национального чемпионата WS.
Полномочия председателя ГЭК и главного эксперта на площадке ДЭ могут выполняться одним человеком, если соблюдены требования к кандидатуре председателя ГЭК, порядок его утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Также условием совмещения этих позиций является приоритет деятельности специалиста как председателя ГЭК по оценке освоения образовательной программы СПО, так как ключевая цель государственной итоговой аттестации – оценка освоения студентами образовательной программы СПО на необходимом и достаточном уровне.
Слайд 21
Должны ли все члены ГЭК являться экспертами демонстрационного экзамена?
В Порядке
ГИА:
«6……В случае проведения демонстрационного экзамена в состав государственной экзаменационной комиссии
входят также эксперты союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
«Также», значит не только эксперты союза. Следовательно, в случае, если государственная итоговая аттестация проводится с применением демонстрационного экзамена, в состав государственной экзаменационной комиссии включается не менее двух экспертов союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Эти эксперты должны иметь свидетельство, которое дает право участия в оценке демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills, или быть экспертами союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» более высокого уровня.
Слайд 22Чем определяется методика перевода баллов, полученных студентом завыполнение задания ДЭ
в итоговую оценкуосвоения образовательной программы (ГИА)?
Из Порядка ГИА:
«20. Результаты
любой из форм государственной итоговой аттестации, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»…
«15. Программа государственной итоговой аттестации, методика оценивания результатов, требования к выпускным квалификационным работам, задания и продолжительность государственных экзаменов определяются с учетом примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования и утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.»
Следовательно, ПОО уполномочена самостоятельно определять методику перевода баллов, полученных студентом за выполнение задания ДЭ в итоговую оценку освоения образовательной программы по результатам ГИА и закреплять её локальным актом.
В качестве основы для разработки собственной методики перевода баллов можно применить предложения по переводу результатов ДЭ в экзаменационную оценку, подготовленные союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс)». Эти материалы размещены на сайте ЦРПО http://www.crpo-mpu.com., эта методика не является нормативно закрепленной.
Слайд 27ФУМО СПО с привлечением экспертов союза «Ворлдскиллс Россия» и работодателей
разработаны примерные задания (контрольно-измерительные материалы) для демонстрационного экзамена по 9
профессиям, которые размещены в открытом доступе на официальном портале ФУМО в системе СПО www.fumo-spo.ru, на официальном сайте Центра развития профессионального образования www.crpo-mpu.com и предлагаются для использования образовательными организациями при разработке программы проведения государственной итоговой аттестации.
Слайд 28В рамках проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства в целях обеспечения
унификации оценки, сопоставимости ее результатов в межотраслевом и ретроспективном аспектах,
целенаправленно проводится работа по созданию банков заданий, основанных на единых требованиях, прошедших экспертную оценку, постоянно обновляемых и дополняемых. Разработаны не только унифицированные типовые шаблоны заданий, но и единые методики их экспертизы и согласования.
Алгоритм разработки и утверждения конкурсных заданий, шаблоны ФОС, образцы заданий рекомендуются к использованию при разработке программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, контрольно-измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по профессиям и специальностям из перечня наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования. Материалы доступны по ссылке:
http://www.olimpiada-profmast.ru/project-activity