Слайд 1
Шиженская Нина Николаевна
учитель географии ГБОУ СОШ № 104
А
н
т
а
р
к
т
и
д
а
Слайд 2Содержание
Особенности ГП
Из истории открытия и исследований
Полюса Земли
Ледниковый покров
Рельеф и полезные
ископаемые
Климат
Подледные озера
Органический мир
Подведение итогов
Слайд 3Антарктида далеко,
Добираться нелегко.
Мы к таинственной земле
Поплывем на корабле!
Высчитайте расстояние
от Санкт-Петербурга до Южного Полюса
по градусной сетке ( 1градус=111
км)
Слайд 4 Антарктида – край вечной зимы.
Самый южный юг.
Антарктида
Южный океан
S=14 млн кв. км
Назовите общие черты
ГП Антарктиды и близлежащих материков.
Продолжите фразу : Южный океан – самый……………………………….
Слайд 5Антарктика – материк вместе с окружающим его Южным океаном
Поясните, что больше по площади Антарктика или Антарктида
Слайд 6Из истории открытия и исследования Антарктиды
Слайд 9Руаль Амундсен
декабрь 1911 г.
Роберт Скотт
январь 1912 г.
Антарктические Полюса
Станция Восток
Полюс Холода -91,2
Южный Полюс
Полюс ветров
Полюс Недоступности
Южный магнитный пояс
Нанесите на карту Антарктические Полюса и определите их координаты
Слайд 11 Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только
научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей
южнее 60 градусов широты запрещены.
Слайд 12Средняя толщина льда - 2000м
Максимальная толщина - 4500м
Сухой лед
– острый, как нож. Смерзаясь слоями, образуются ледяные ловушки
Слайд 13Ледяные горы в Южном Океане - Айсберги
Объясните причины образования ледяных
гор в Океане и особенности их строения.
Как можно использовать айсберги
в хозяйственной деятельности?
Слайд 15Профиль рельефа Антарктиды
Докажите, что Антарктида – самый высокий материк Земли.
¼
площади материка лежит ниже уровня Океана. Объясните причины.
Слайд 16Крупнейший шельфовый ледник Росса
80% мировых запасов пресной воды .
Слайд 17 Ледник Ламберта – крупнейший в мире
движущийся ледник.
Скорость движения 400-500 м/год
Слайд 18 Самая высокая вершина – массив Винсон 5140 м
Объясните наличие
высоких складчатых геоструктур в Антарктиде
Слайд 19Крупнейший действующий вулкан в Антарктиде - Эребус
Объясните наличие
в Антарктиде действующих вулканов и
отсутствие землетрясений.
Как можно использовать данное
научное открытие в сейсмоопасных районах Земли?
Слайд 20Горы Элсуорт - самые высокие горы Антарктиды
Слайд 21Недра Антарктиды – кладовая полезных ископаемых : каменный
уголь, железные и медные руды, руды никеля, свинца, цинка, молибдена,
горный хрусталь, слюда, графит.
Но как добывать?
Объясните причины образования осадочных полезных ископаемых
в Антарктиде
Слайд 22Озоновая дыра над Антарктидой
Объясните причины возникновения дыры
Подумайте
какое влияние на климат планеты окажет это явление
Слайд 23 Полгода ночь с жестокими морозами, ураганами, снежными
бурями, когда ветер рвёт одежду и сбивает с ног.
Объясните причины
образования сильных стоковых ветров.
Как можно использовать ураганную скорость ветров в хозяйственной деятельности?
Слайд 24 Полгода-полярный день,
солнце нещадно слепит глаза.
Объясните почему при ярком солнце
сохраняются низкие температуры воздуха и ледяной покров на материке
Слайд 25В Антарктиде – рекорд температуры
-91,2 градусов на станции
«Восток»
Слайд 26 Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного
населения. Однако там расположены научные станции. Временное население Антарктиды колеблется
от 4000 человек летом (русских около 150) до 1000 человек зимой (русских около 100).
Назовите и нанесите на карту крупнейшие научные станции Антарктиды.
Слайд 27 Крупнейший оазис Бангера на Земле Королевы Мод
Что называется оазисом
в Африке? Каковы причины их образования?
Что называется оазисом в Антарктиде?
Назовите причины их образования.
Слайд 28Самое крупное подледное озеро Фигурное
Назовите причины образования подледных озер.
Назовите особенности
органического мира уникального реликтового озера Восток.
Слайд 29 Из 17 видов пингвинов в Антарктиде обитают лишь 2
вида. Наиболее типичными обитателями являются императорский пингвин и пингвин Адели.
Объясните почему антарктические пингвины не боятся человека
Слайд 31Здесь встречают нас пингвины!
Не забыть такой картины:
Ластокрылые стоят,
О погоде говорят.
Слайд 32В Антарктиде снег и лед,
Гололед и иней.
Несмотря на то, живёт
Там народ пингвиний.
Замечательный народ
Устали
не знают —
Дружно фраки каждый день
В проруби стирают.
Слайд 33Чуть поодаль - пингвинята,
Словно, малые ребята.
Им тепло в своем кругу,
На
морозном берегу!
Слайд 34
Снежный буревестник
Поморник
Буревестник
Объясните защитную
окраску у животных и птиц Антарктиды.
Полярная сова
Слайд 35 Жаль, не очень много птах
В антарктических
морях!
Вот поморник, выгнув спину,
Отдохнуть присел на льдину.
Слайд 36 Кто в полете, грациозный,
Гордо
спорит с бурей грозной?
С бурей спорит альбатрос,
Сильный, смелый, как матрос!
Слайд 37А на льду лежит тюлень
И не мерзнет целый день!
Всем доволен
он по виду,
Очень любит Антарктиду!
Тюлень Уэдделла
Слайд 38Белёк
Новорожденные тюлени имеют пушистый белый мех, который сохраняется у
них до первой линьки.
Объясните, почему детишки - тюленишки рождаются
беленькими
Слайд 39Морской леопард
Чем питаются морские животные?
Назовите как удается морским животным
переносить жизнь в суровых условиях Антарктиды.
Слайд 40 Лев морской по виду грозный!
Но обманчив
- вид серьезный:
В Антарктиде никого
Боязливей нет
его!
Слайд 42Слон морской - тюлень такой,
Ловок он в воде морской.
Он холодный
океан
Ценит выше жарких стран!
Иногда берега Антарктиды посещают самые
крупные ластоногие —морские слоны.
Слайд 43У касатки все в порядке
И не холодно касатке:
Ей привычно, как
нигде,
В антарктической воде!
Криль
Им питаются рыбы, китообразные,
кальмары, тюлени, пингвины и другие животные.
Слайд 44Справа айсберг, слева кит.
Он фонтаном знаменит!
Кит, знакомый нам теперь -
Самый
крупный в мире зверь.
Синий кит – крупнейшее млекопитающее
Слайд 47 Всю растительность Антарктиды составляют мхи, водоросли, лишайники
и несколько видов цветковых растений.
Назовите главные особенности произрастания мхов и
лишайников
в суровых условиях Антарктиды
Слайд 49Подводим итоги работы на уроке
Если вы набрали 5 и более
баллов,
То смело ставьте себе в дневник «5».
И кто же вас
так хорошо научил думать?
Я горжусь Вами, любимые ученики!