Слайд 1Германская империя в конце 19 века: борьба за «место под
солнцем».
Учитель истории и обществознания
МОУ «Школа №22 г. Донецка»
Егоров И.Г.
Слайд 2Допишите предложения. Этапы объединения Германии:
1815 г.: Решение Венского конгресса о
создании –Германского Союза.
…
1866 г: образование северо-германского Союза.
… гг.: победа Пруссии
во …- прусской войне, создание Германской империи.
Герб Германского Союза
Слайд 31815 г.: по решению Венского конгресса создан Германский Союз в
составе 39 государств.
1834 г.: Таможенный Союз объединил 18 немецких государств.
1866
г.: образование северо-германского Союза.
1871г.: победа Пруссии во франко- прусской войне, создание Германской империи.
Герб Германской империи
Слайд 4Проследите этапы объединения Германии по карте.
Слайд 6Политическое устройство Германии.
1871 г. – принятие Конституции Германии.
Германия – конституционная
монархия.
Составьте схему управления.
Первая и последняя страницы Конституции
с подписью Вильгельма I
Слайд 7Император-кайзер (только прусский король):
Возглавлял вооруженные силы, назначал и смещал главу
правительства, утверждал и отклонял законы, созывал и распускал парламент
Канцлер
Рейхстаг (З) Правительство (И)
(Парламент)
Верхняя палата (назначалась) Нижняя палата ( избиралась)
Слайд 8Первым императором Германской империи стал Вильгельм I, канцлером- Отто фон
Бисмарк, получивший прозвище «железный». Именно он определял направления политического развития.
Конституция закрепила руководящую роль Пруссии.
О. Бисмарк
Вильгельм I
Слайд 10
Из Обращения Вильгельма I к немецкому народу 17 января 1871г.
Мы, Вильгельм I, Божьей милостью король Пруссии, ввиду единодушного, обращенного
к Нам призыва немецких государей и свободных городов взять на себя императорское достоинство, 60 лет тому назад утратившее силу… решили, исполняя свой долг перед объединенным немецким отечеством, внять этому призыву немецких государей и свободных городов и принять германское императорское звание.
Соответственно этому, Мы и Наши наследники по прусской короне отныне будут носить титул императора во всех делах и сношениях Германской империи, и, уповая на Бога, надеемся, что германской нации предстоит благодатное будущее в духе древнего величия нашего отечества. Мы принимаем императорское звание в сознании своего долга с подлинно немецкой верностью защищать права империи и ее членов, оберегать мир и независимость Германии, опираясь на объединенные силы ее народа. Мы принимаем это звание в надежде, что отныне немецкий народ, в награду за свою тяжелую и мужественную борьбу, сможет пользоваться длительным миром в границах, которые обеспечат нашей родине безопасность от новой агрессии со стороны Франции, безопасность, которой она в течение столетий была лишена.
Но Бог даст Нам и Нашим наследникам по императорской короне, чтобы величие Германской империи покоилось не на победоносных завоевателях, а на благах и деяниях, приносимых миром, на основе национального процветания, свободы и благонравия.
Определите основные цели объединенной Германии.
Слайд 11«Германия — это дом для немцев всего мира». Рудольф Гесс.
«Великие правители,
сильные воины, вдохновленные Богом священники, красноречивые певцы, мудрецы с ясным
умом возникли из Германии, священной древней земли богов, вновь посадивших на цепи содомских обезьян... Церковь святого духа и священного Грааля поднимется вновь и земля станет „островом счастья“. Йорг Ланц фон Либенфельс.
Филипп Фейт.
Аллегория Германии.
Слайд 12Экономическое развитие.
Объясните термин «модернизация».
Определите факторы быстрого развития Германии.
Назовите конкретные факты
монополизации экономики в Германии и ее итоги.
Слайд 13Причины быстрого развития Германии.
Объединение страны, способствовавшее созданию единого внутреннего рынка.
Получение
5 млрд. контрибуции с Франции.
Присоединение богатых железной рудой и каменным
углем Эльзаса и Лотарингии.
Внедрение передовой техники и технологии.
Быстрые темпы милитаризации промышленности.
Трудовая дисциплина, чувство долга, патриотизм.
Памятник в честь
объединения Германии.
Г. Рюдесхайм
(парк Нидервальд).
Слайд 14Монополизация экономики.
Крупнейшие промышленные монополии: Рейнско- Вестфальский каменноугольный синдикат, Стальной и
Чугунный картели, АЭГ, «Симменс, Гальске и Шукерт» (электротехническое производство), акционерное
общество Круппа ( оружие, ж/д локомотивы). Морское торговое и пассажирское судоходство почти полностью контролировалось двумя крупнейшими обществами — «Гамбург—Америка» и «Северогерманский Ллойд». Общее число монополистических объединений составляло в Германии накануне Первой мировой войны около 600.
Создание банковских монополий: девять мощных берлинских банков, крупнейшие из которых «Немецкий банк» и «Учетное общество», концентрировавали половину банковских вкладов в Германии.
Вспомните разницу между картелями, синдикатами и трестами.
Слайд 15Альфред Крупп
Логотип фирмы «Крупп»
Сталелитейные заводы Круппа. Фотография 1861 г.
Слайд 16Завод компании Сименс и Гальске. Берлин, Маркгафенштрассе, 94. 1875 г.
Д.
Сименс и В. Гальске.
Слайд 17В сельском хозяйстве также наблюдались изменения. Юнкеры нанимали на работу
батраков, которыми становились безземельные или малоземельные крестьяне. Они трудились за
получение небольшого участка земли. В результате складывалось так, что малому количеству юнкеров принадлежало значительно больше земли, чем всем крестьянам Германии.
Были приняты законы, позволяющие крестьянам выкупать свободу, за это они выплачивали очень большую
сумму или отдавали свои земли. Такой способ развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве получил название «прусский путь».
Как назывался другой, более быстрый и менее болезненный путь развития капитализма в сельском хозяйстве?
Слайд 18Итоги развития.
Германия вышла на первое место в химической и электротехнической
промышленности, заняла второе место после США по производству железа и
стали. Германия по всему объему промышленного производства заняла 2-е место в мире после США. В Европе она заняла первое место. Ее доля в мировом производстве поднялась с 13 до 16%. По темпам экономического развития, возросшему в 6 раз, Германия уступала только США.
Слайд 19Основные направления внутренней политики.
Первое получило название «культуркампф», или «борьба за
культуру».
В 1872 году были приняты законы, по которым духовенство
было лишено права надзора за школами, над которыми теперь устанавливался государственный контроль. Запрещались любые политические высказывания во время служб. Из школ увольняли учителей религии.
На карикатуре О. Бисмарк (в ответ на предложение папы) предлагает сначала поцеловать его сапог.
Слайд 20Вторым направлением стала борьба с социализмом.
В 60-х гг. возникают первые
рабочие партии. В 1875 г. они объединились в Социалистическую рабочую
партию, которая позже стала называться Социал-демократической партией Германии (СДПГ). Ее возглавляли видные представители социалистического движения Август Бебель и Вильгельм Либкнехт. Программа СДПГ провозгласила главной задачей германского пролетариата борьбу за социализм.
Лидеры немецкого рабочего движения: Август Бебель, Вильгельм Либкнехт, Карл Маркс, Карл Вильгельм Тёльке, Фердинанд Лассаль.
Слайд 21Принятый в 1878 г. исключительный закон против социалистов («Закон против
вредных и опасных стремлений социал-демократии» запрещал социалистические и социал-демократические организации
и их деятельность в Германской империи вне рейхстага и ландтагов. Принятие данного закона повлекло за собой
возникновение множества необоснованных обвинений против социалистов и их преследование.
Слайд 22За годы действия закона (который продлевался рейхстагом через каждые три
года) было распущено 350 рабочих организаций, арестовано 1500 и выслано
900 человек. Социал-демократическая печать подвергалась преследованиям, литература конфисковывалась, собрания запрещались, но рабочее движение ширилось. В 1890 г. правительство было вынуждено отказаться от дальнейшего возобновления закона.
Слайд 23Третье направление -«прусский национализм».
Во внутренней политике это получило проявление в
возвеличивании германской, а в частности прусской, нации и принижении других
народов. «Нужно уничтожить всех поляков, иначе в мировой истории не будет порядка». ( Бисмарк)
Просто факты…
1873 г. - введение немецкого как языка обучения в народных школах;
1876 г. - немецкий объявлен языком госорганов в Пруссии;
1877 г. - немецкий объявлен языком судопроизводства в Империи;
22.2.1885 г. - указ об изгнании иммигрантов;
16.3.1894 г. - запрет преподавания польского в частном порядке; условное разрешение преподавания польского в школах в средних и старших классах;
1898 г. - создание особого фонда для «укрепления германства».
А еще были евреи и другие…
Слайд 24«Новый курс» Бисмарка. Чем были вызваны эти изменения?
Были приняты
законы «О страховании от несчастных случаев во время работы». В
1889 году – закон «О начислении пенсии с 70 лет». В 1891 году – закон «О введении 11-часового рабочего дня и запрете детского труда до 13 лет».
Сделайте вывод о социальной политике государства.
Слайд 25Социальное законодательство Германии снимало социальную напряженность, способствовало укреплению роли государства
и повышению уровня жизни населения. Обращаясь к парламенту, Вильгельм I
говорил , что государство служит всем слоям общества.
«Пока штормит — у руля»
Карикатура на Бисмарка.
Слайд 26Внешняя политика: переход к «мировой политике».
Вильгельм II
Новый император- Вильгельм II
и его взгляды.
«В стране есть один лишь один господин —
это я, и другого я не потерплю.»
«Воля короля – высший закон.»
«Как хочу, так и приказываю!»
Слайд 27Разногласия Вильгельма II с О. Бисмарком и его отставка.
Изменение внешнеполитического
курса.
Определите эти изменения.
«Если когда-либо кто-либо попытается посягнуть на наши законные права, то я отвечу на это ударом бронированного кулака.»
«Где раз немецкий орел захватил владение и запустил свои когти в землю, там земля становится немецкой и немецкой останется.»
Отставка Бисмарка. Бисмарк сходит с корабля «Германия» под наблюдением кайзера Вильгельма II. Карикатура из журнала «Панч»
Слайд 28«Время, когда немцы покидали Германию, уезжая в соседние страны, и
оставляли в своей собственности лишь небо над головой, закончилось…Мы не
собираемся никого держать в тени, но и сами требуем места под солнцем.» Б. Бюлов
«Сильная Германия желает, чтобы её оставили в покое и дали развиваться в мире, для чего она должна иметь сильную армию, поскольку никто не отважится напасть на того, кто имеет меч в ножнах.» О. Бисмарк.
Слайд 29«Времена, когда немец одному из соседей уступал землю, другому море,
а себе оставлял небо... давно прошли. Мы считаем одной из
наших важнейших задач поощрение и развитие нашего судоходства, нашей торговли и нашей промышленности именно в Восточной Азии... Мы должны требовать, чтобы немецкий миссионер, немецкий предприниматель, немецкие товары, немецкий флаг и немецкий корабль были в Китае так же уважаемы, как если бы они принадлежали другим державам... Одним словом: мы не хотим никому мешать, но мы претендуем на наше место под солнцем.» Из речи фон Бюлова в германском рейхстаге 11 декабря 1899 г.
Бернгард фон Бюлов, рейхсканцлер Германской империи с 1900 по 1909 гг.
Слайд 30Найдите на карте немецкие колонии.
Какими методами Германия устанавливала свое влияние
на этих территориях?
Слайд 31«...Народ гереро должен оставить свою страну. Если он этого не
сделает, я заставлю его силой. Всякий гереро, с оружием или
без оружия, со скотом или без скота, будет застрелен. Я не буду брать в плен женщин и детей, я стану гнать их назад, к их народу, или велю стрелять по ним. Вот мои слова народу гереро.» Отрывок из прокламации командующего германскими войсками генерала фон Трота в 1905 г.
Карикатура на Бисмарка-
колонизатора.
В Африке…
Слайд 32Во время геноцида племен гереро и нама (с 1904 по
1907), которые обитали на территории современной Намибии, немецкими колонистами было
убито от 50 000 до 100 000 туземцев. Но на немецких открытках, например, изображались сцены, где гереро выступают в роли безжалостных мародеров и убийц.
Слайд 34«Пощады не давать, пленных не брать. Действуйте вашим оружием так, чтобы и через тысячу
лет ни один китаец не осмелился косо взглянуть на немца.» Речь Вильгельма II 27 июля
1900 г. в Бремерхафене перед экспедиционным корпусом, отправлявшимся в Китай на подавление «боксерского» восстания.
В Азии…
Слайд 35Тройственный союз — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в
1882 году. Они взяли обязательства не принимать участия ни в
каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран, консультироваться по вопросам политического и экономического характера и оказывать взаимную поддержку. Страны готовились к большой войне.
Стал ли этот союз закономерным явлением? Почему?
Поиски союзников.
Слайд 36Подготовка к «большой войне».
Дайте определение –пангерманизм, шовинизм, антисемитизм.
« С 1865
г. Германия стала великим элементом беспокойства в Европе, и до
тех пор, пока ее экспансионистские силы не исчерпаны, покоя не будет ни в экономике, ни в политике» Г. Адамс, американский историк.
Вильгельм II на французском военном плакате. « Этот орех трудно раскусить.»
Слайд 37Отто фон Бисмарк и французский император Наполеон III рисуют друг
друга в черных красках на карикатуре в журнале Kladderadatsch.
Идеологическая и
политическая…
Слайд 39Экономическая и военная…
Завод Круппа в Эссене.
Слайд 41Немецкая машина для рытья окопов.
Слайд 42«…Россия может расширять свои территории, не подрывая существующего порядка, Германия
- нет. ...Германия... чудовищно сильна и сконцентрирована, в экономической и
политической борьбе у неё все козыри на руках». Американский историк Генри Адамс.
Слайд 43Определите по карикатурам итоги будущей «большой войны» для Германии.