Слайд 1Готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению
Подготовила:
Лобкова Алла Николаевна
педагог-психолог
МАДОУ
«Детский сад №17»
Слайд 2Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5
– 7 лет) отмечается:
-бурное развитие и перестройка в работе всех
физиологических систем организма ребенка;
-быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела;
-существенные изменения высшей нервной деятельности;
-формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения;
-закладываются основы будущей личности;
-активное развитие и становление познавательной деятельности;
-формируется психологическая готовность к систематическому школьному обучению
Слайд 4Физическая (физиологическая) готовность к школьному обучению
характеризует функциональные возможности ребенка и
состояние его здоровья.
Слайд 6Категории детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Дети с нарушениями слуха;
-
Дети с нарушениями зрения;
- Дети с нарушением интеллекта;
- Дети с
задержкой психического развития;
- Дети с расстройством аутистического спектра;
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- Дети со сложной структурой нарушения
Слайд 10
Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать
и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым
всему этому научиться!
Венгер Л.А.
Слайд 11Интеллектуальная готовность
приобретение ребёнком определенного запаса конкретных знаний;
-понимание общих
связей, принципов, закономерностей;
развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления;
-творческого воображения;
наличие
основных представлений о природе и социальных явлениях.
Слайд 12
На пороге школы ребёнок должен уметь:
Выполнять задание до конца,
не отвлекаясь;
Находить до 10 отличий между двумя картинками;
Находить одинаковые предметы
из ряда подобных;
Находить фрагменты картинок;
Проходить лабиринты из линий взглядом;
Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;
Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);
Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;
Запоминать ряд цифр (до 6);
Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней;
Подбирать логические пары предметов (гнездо – птица, молоток – гвоздь);
Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
Находить закономерности в логических цепочках;
Определять последовательность событий;
Складывать картинку из 12-15 частей.
Слайд 13Вводные навыки:
1. Речевые знания и умения:
знание букв, умение читать;
звуковой анализ слова;
построение фразы;
словарный запас;
фонематический слух;
звукопроизношение.
2.
Математические знания и представления:
счет в пределах 10 (прямой и обратный);
состав числа, решение арифметических задач с "+" и "-";
представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
пространственные представления (верх - низ, право - лево).
3. Навыки учебной работы:
посадка за столом (партой);
способ удерживания ручки, карандаша;
ориентация на странице в тетради, книге;
умение слушать и выполнять задание педагога;
знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).
Слайд 14Эмоциональная готовность к школе
характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением
количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а
также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Слайд 15Социальная готовность к школе
-обладание умениями и навыками, необходимыми ребёнку для
сосуществования в коллективе
Умение влиться в коллектив, приняв его правила и
законы;
Умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и интересами других членов коллектива;
Умение налаживать отношения со взрослыми
Слайд 16Рекомендации для формирования социальной готовности к школе
-Игры, направленные на формирование
желания ребенка учиться и получать новые знания; мотивации к началу
учебной работы.
-Игровые упражнения, направленные на формирование умения получать необходимую информацию в общении; вести простой диалог со взрослыми и со сверстниками; спокойно отстаивать свое мнение; спокойно реагировать в конфликтных; договариваться в процессе деятельности.
-Игровые ситуации и ролевые игры, направленные на формирование навыка сотрудничества; умения считаться с другими; старания довести начатую работу до конца; способность самому решать свои простейшие проблемы.
Слайд 17Личностная готовность
- это степень сформированности у ребёнка личностных качеств,
помогающих ему прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную
роль - роль школьника.
- способность к адекватной самооценке;
- умение соподчинять мотивы поведения
Слайд 18Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о
себе у детей старшего дошкольного возраста.
1) Необходимо, чтобы ребенок рос
в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях.
2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками.
3) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка.
4) Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков.
Слайд 19Формирование мотивов учения
– одна из важных задач при подготовке
детей к школе, которая предполагает формирование у детей правильного представления
о школе и учении, положительного отношения к школе и опыта учебной деятельности.
Слайд 20чтение литературы с положительным отношением к школе
ролевые игры
экскурсии в школу
Слайд 21Осознание «своего Я» и формирование внутренней социальной позиции является переломным пунктом
в психическом развитии
дошкольника
Слайд 22Волевая готовность ребенка к школе
заключается в способности ребёнка напряжённо
трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим
школьной жизни
Снижение произвольности в школе проявляется в том, что ребёнок не способен:
слушать учителя на уроках и выполнять его задания;
работать по правилу;
работать по образцу;
соблюдать дисциплину.
Слайд 24Контакты:
МАДОУ «Детский сад № 17»
Адрес: 162600 г. Череповец, ул. Монтклер,
д. 9
Электронный адрес: sad17@cherepovetscity.ru
Телефон: +7 (8202) 59-57-32
Педагог-психолог: Лобкова Алла Николаевна
Телефон:
+79212542827