Слайд 1
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
ПРОЕКТНОЕ
ЗАДАНИЕ
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
КПК: «Организация
и содержание работы школьного логопеда в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
Выполнил: Клясюк Алена Константиновна,
Учитель-логопед ГКОУ ЛО «Павловский
Центр «Логос», ЛО, Кировский р-н.
Слайд 2 Профилактика нарушений письменной речи – одна из наиболее
важных задач по подготовке ребенка к усвоению школьной программы и
предупреждению школьной дезадаптации.
Особенно данная проблема касается детей «группы риска»: тех, у кого уже на этапе дошкольного обучения были выявлены речевые нарушения или недостаточная сформированность различных психических процессов, влияющих на овладение сложным процессом письма.
Слайд 3 Актуальность данной проблемы обусловлена высокой распространенностью трудностей в
овладении навыком письма среди учащихся первых классов.
Многообразие причин
и сложность механизмов возникновения дисграфических нарушений у детей сегодня привлекают многих специалистов различных областей медицинских, психологических и педагогических наук.
Слайд 4 Известно, что дисграфия у детей – одно из
проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих овладение
навыком письма.
По мнению многих исследователей, нарушения письменной речи основываются на совокупности ряда факторов: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов, мелкой моторики рук, телесной схемы и чувства ритма.
Слайд 5 Одной из основных задач педагогической работы с детьми,
имеющими предрасположенность к нарушениям письма, является формирование у них психологической
готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
Коррекционно-развивающая работа по предупреждению нарушений письма у детей имеет много аспектов, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Слайд 6 Профилактика нарушений письменной речи у детей заключается, прежде
всего, в своевременной комплексной диагностике.
Такая диагностика должна осуществляться
не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу.
При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата, так как с возрастом возможности гибкого изменения психики и компенсации дефекта уменьшаются.
Слайд 7 Можно выделить несколько направлений работы по профилактике дисграфии
у дошкольников:
1. Развитие психомоторики и сенсорных функций
2. Формирование сукцессивных функций
и межанализаторного взаимодействия
3. Развитие психических функций
4. Развитие интеллектуальной деятельности
5. Развитие речи, формирование навыков языкового анализа и синтеза
Слайд 8 Развитие психомоторики и сенсорных функций (зрительного и слухового
восприятия, пространственных представлений, кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса).
Примеры
заданий:
«Что звучало?»
Цель: развитие слухового восприятия, внимания.
В игре используется ширма и разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, бубен и т. д. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок . Дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звучание предметов должно быть контрастным.
Слайд 9 Развитие межанализаторного взаимодействия
(слухо-двигательных, зрительно-двигательных, слухо-зрительных
связей)
Примеры заданий:
«Обведи точно»
Цель: развитие зрительно-двигательной
координации.
Можно использовать трафареты и готовые изображения, а также обводки по точкам. Ребенок обводит изображение карандашом через кальку, либо лазерной указкой с небольшого расстояния, при этом желательно четко вести линию не отрывая руки.
Также может использоваться «волшебное стекло». В данном случае ребенок обводит образец, глядя на лист через стекло с отражающими поверхностями.
Слайд 10Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).
Примеры заданий:
«Магазин».
Цель: развитие зрительной (слуховой) памяти, внимания.
Ребенок приходит в «магазин». Его просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с нескольких предметов, постепенно увеличивая их количество до 5—7.
В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой, и мамой, и продавцом, который выслушивает заказ покупателя и подбирает нужный товар.
Слайд 11 Развитие интеллектуальной деятельности
(операций
сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения;
самоконтроля и самокоррекции ; воспитание мотивов к учебной деятельности).
Примеры заданий:
«Расставь события по порядку».
Цель: развитие логических приемов мышления.
Ребенку предлагается воспроизвести последовательность событий в правильном порядке:
- я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор, я чищу зубы, я играю в футбол и т.д.;
- листья опадают, распускаются цветы, идет снег, созревает клубника, улетают перелетные птицы и т.д.;
- через год, позавчера, сегодня, завтра, месяц назад и т. д.
Слайд 12 Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа
и синтеза языковых единиц
(совершенствование лексико-грамматического и фонетического
оформления речи, развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям).
Примеры заданий:
«У каждого свой домик»
Цель: формирование слогового анализа слов.
Перед ребенком кладется изображение трехэтажного дома с пронумерованными этажами. Каждый этаж соответствует количеству слогов в слове. Ребенку даются последовательно изображения предметов. Он называет слово, определяет количество слогов и «селит» конкретное слово на нужный этаж.
Можно использовать модель дома с несколькими подъездами для классификации предметов по лексическим темам.
Слайд 13 По перечисленным направлениям может осуществляться и диагностика детей
среднего и старшего дошкольного возраста в отношении предрасположенности к возникновению
дисграфии.
Знание психологических и нейропсихологических методик диагностики и коррекции может оказать существенную помощь при разработке логопедом индивидуальной системы работы по профилактике данных нарушений.