Слайд 1Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
Учитель истории МОУ
СОШ №1 г.о. Звенигород
Бортникова Т.И.
Древний мир
5 класс
Слайд 2Цели урока:
Выявить причины «Великой греческой колонизации».
Показать, где основывались греческие колонии
и чем занимались переселенцы.
Продолжить формирование умений правильно показывать на карте
исторические объекты, работать с текстами, иллюстрациями, сравнивать природные условия Древней Греции и колонии.
Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Слайд 3Проверим знания
Покажите на карте территорию, которую покорили спартанцы (Лакония и
Мессения)
Расскажите о государственном устройстве Спарты
Как воспитывали юношей спартанцев? Какую
цель преследовало такое воспитание?
Вот пример лаконичной речи: одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что хотела сказать этими словами спартанская женщина?
Слайд 4Дай определение
Полис -
власть народа
Илоты -
Демос -
Лаконичная речь -
краткая
и точная речь
захваченные
спартанцами жители
Лаконии и Мессении
город – государство
народ
Демократия -
Слайд 5Расширяем словарный запас
Колонии – поселения греков, основанные на берегах Средиземного
и Чёрного морей
Колонизация — освоение и заселение новых территорий внутри или
вне своей страны
Слайд 6Вспомните
Какова была природа Греции?
Какие занятия были характерны для её жителей?
Почему
Греция не могла обеспечить себя
достаточным количеством хлеба?
Что ещё приходилось
ввозить из других стран?
Как могли решить греки проблемы с нехваткой хлеба, металлов и др.?
Слайд 7Образование греческих колоний в VII-VI вв. до н.э.
Какую территорию
заселяли греки к началу колонизации?
Каким условным знаком обозначены греческие
колонии на карте?
Что обозначаю стрелочки на карте?
Слайд 8Образование греческих колоний в VII-VI вв. до н.э.
Афинский мыслитель
Сократ шутливо утверждал, что греки расселись вокруг моря, как лягушки
вокруг болота. Рассмотрите карту «Образование греческих колоний» и подумайте, что он имел в виду.
Слайд 9Почему греки основывали колонии
Проблемный вопрос
Задумайтесь над тем, что заставляло множество
людей бросить родной дом и переселиться в дальние неведомые страны.
Что их толкало в путь?
Слайд 10Почему греки основывали колонии
Не хватало продуктов питания
Не хватало плодородных земель
для простых греков
Ожесточенная борьба между демосом и знатью.
Развитие торговли и
ремесла
Слайд 11Продолжите рассказ
Группа 1: рассказ крестьянина.
« Я
бедный крестьянин, земля моя и скупа и неплодородна ... ».
Группа 2: рассказ торговца.
«Я - торговец. Мне говорили, что за морем
можно выгодно обменять вино, оливковое
масло на пшеницу ... ».
Группа 3: рассказ ремесленника.
«Я - ремесленник, делаю красивые керамические вазы. Говорят, что их выгодно обменять за морем...».
Группа 4: знатный гражданин.
«Я происхожу из знатного рода. Однажды верный слуга сообщил мне, что в городе восстал демос и ...»
Слайд 12Греческие колонии
https://vk.com/wall-69961?own=1&offset=240
Рассмотрите рисунок.
В каких местах греки основывали свои колонии?
Чем
они занимались на землях колонии?
Слайд 13Греческие колонии
Рассмотрите рисунок. Какие товары привозили греки в колонии
и что приобретали у местных племён и колонистов?
Слайд 14Греческие колонии
Вино, оливковое масло, оружие, ткани, вазы и другие
гончарные изделия, статуи, ювелирные изделия
Зерно, шкуры животных, скот, мёд, рабы
Слайд 15Поразмышляем…
На берегах Средиземного и Чёрного морей сохранились развалины древних городов.
Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храма, кварталов жилых домов,
а также монеты, изделия ремесленников, надписи на греческом языке, высеченные на камнях. Какие выводы можно сделать на основании археологических раскопок?
Слайд 16Греческие колонии
Переселенцы начинали новую жизнь в дальних странах. Там они
устанавливали свои законы, строили дома и храмы, засевали поля, торговали.
Сейчас слово колония означает зависимая страна. Древнегреческие колонии вовсе не были зависимыми: родной город они называли метрополией (город-мать) и поддерживали с ним дружественные, равноправные отношения.
Слайд 17Прочитайте материал учебника на с. 152-154 и ответьте на вопрос,
как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с
полисами (на примере греков со скифами).
Слайд 18Последствия колонизации.
Расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых
для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре.
Способствовала
развитию хозяйства и торговли, а также мореплавания. Росли и богатели новые города.
Заставила греков осознать себя единым народом, отличающимся от других народов. Греки стали называть себя эллинами, а свою страну - Элладой. Другие народы они называли варварами.
Слайд 19§ 32.
Для любознательных: основали ли греки колонии на территории
России?
Индивидуальное задание: текст «Как царь Дарий пытался завоевать земли на
юге нынешней России»
Домашнее задание
Слайд 20Использованная литература
История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/
Вигасин А.А ,Г.И, Годер , И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение,
2008
Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2009
О.В. Арасланова, К.А. Соловьёв Поурочные разработки по истории Древнего мира. Универсальное издание. – М.: ВАКО, 2007
Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история.– 4-еизд., испр. и перераб./ Главн . ред. М. Аксёнова. – М.: Аванта, 2005
“Я познаю мир: Детская энциклопедия : История Древнего мира”/ А.Б. Преображенский.– М.: ООО “Издательство Астрель” : ООО “Издательство АСТ”, 2001
Слайд 21Интернет-источники
http://losos.nu/blog/1025857.html
http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/polisy-gretsii-i-ih-borba-s-persidskim-nashestviem/osnovanie-grecheskih-koloniy
http://on-fun-side.com/grecheskie-kolonii
http://pochemuha.ru/pochemu-u-grecii-bylo-mnogo-kolonij
https://www.kursoteka.ru/course/2229/lesson/7133/unit/18784
http://www.uzluga.ru/potrb/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8C%D1%8F+%D0%B8+%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D1%81+%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B8+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0b/main.html
Слайд 22Интернет-источники
http://arts.in.ua/artists/PozniakSergei/w/284322/
http://festival.1september.ru/articles/626627/
http://belgorod-dnestrovskiy.ru/skify-i-greki/
http://thebestartt.com/zemledelie-v-drevnosti-foto
http://pochemuha.ru/pochemu-u-grecii-bylo-mnogo-kolonij
http://belgorod-dnestrovskiy.ru/skify-i-greki/
http://www.seapeace.ru/shippings/first/368.html