Слайд 1Грузоперевозки в сельском хозяйстве
лекция 44 кадра
Слайд 2Литература
1.Веденяпин Г.В., Киртбая Ю.К., Сергеев М.П. ЭМТП, м.: Колос, 1968,343с.
2.Диденко
Н.К. ЭМТП Киев, Вища школа,1977, 392с.
3.Фортуна В.И. ЭМТП М.: Колос,
1979, 375 с.
Сельскохозяйственные машиы и основы эксплуатации МТП. Четыркин Б.Н. и др. М.: Колос, 1981, 431с.
Слайд 3Значение транспорта
в сельском хозяйстве
На долю транспортных работ в общем
комплексе сельскохозяйственных операций приходится
около 40 % энергозатрат,
до 35 %
затрат труда и
до 35 % в себестоимости продукции.
Слайд 4На 1 га пашни приходится до 50-100 и более т
грузоперевозок, особенно в орошаемом овощеводстве (корма, удобрения, нефтепродукты, запасные части,
ядохимикаты, семена, урожай растениеводства и т.д.).
Задержка транспортных работ вызывает простои агрегатов, гибель продукции и снижение её качества, срыв ритма работ.
Слайд 5
Организация работ требует планирования, технического обслуживания, оперативного управления (радиосвязь), механизация
погрузки и разгрузки, улучшение показателей транспортных агрегатов, улучшения дорог.
Слайд 6Особенностью транспортных работ в сельскохозяйственном производстве является сезонность, неравномерность грузоперевозок,
зависимость от дорог и погодных условий, а также от других
звеньев (погрузка и разгрузка).
Слайд 7
К недостаткам в организации относятся несовершенство погрузочно-разгрузочных устройств или плохое
их использование, недостаточный контроль технического состояния и учет работы отдельных
транспортных единиц.
Слайд 8Классификация дороги
Дорожные условия в значительной мере обусловливают эффективность использования транспортных
средств, полноту реализации процесса.
Дороги классифицируют: по административному признаку, назначению (интенсивность
движения) и признаку для нормирования работ.
Дороги подразделяются: на международные, республиканские, краевые, областные, районные, сельские, ведомственные.
Категории дорог подразделяются: I – 7 тыс. автомобилей в сутки; II – 3-7 тыс./сут.; III – 1-3; IV – 0,2-1; V < 0,2 тыс./сут.
Слайд 9При нормировании дороги подразделяют на 3 группы:
I – грунтовые укатанные,
с твердым покрытием (асфальт, бетон);
II – разбитые, проселочные, мокрые от
дождя;
III – разбитые дороги с глубокой колеей,, пашни, пески, распутица, снежная целина.
Слайд 10Виды транспортных средств
80-85 % объёма грузоперевозок приходится на автомобили (ЗИЛ-157,
ЗИЛ-130, ГАЗ-51 (ГАЗ-5204) ГАЗ-66, МАЗ-502, УАЗ, ГАЗЕЛЬ, Урал-375, КРАЗ-255Б, САЗ-3502,
КАМАЗы).
Средняя продолжительность использования автомобилей 250 дней в году. (15 % самосвалы). (3-5 % с повышенной проходимостью). (Средняя грузоподъёмность 3 т).
На долю тракторов с прицепами и самоходных шасси приходится до 15-20 % грузоперевозок, в распутицу тракторами перевозят до 50 % грузов. К недостаткам относятся небольшая скорость, недостаток прицепов и средств погрузки и разгрузки.
Слайд 11В сельском хозяйстве используются
автомобили-фургоны: УАЗ, ГАЗ, Газель
автомобили-цистерны и специализированные.
Перевозка и
хранение воды АВЦ-1,9; АЦТ-2,8-130 и АВВ-3,9
Аммиачная вода АЦА-3,85-53А
Глинистый раствор
АЦ-3
Дизтопливо АЦ-4,2-130, АЦ-4,2-53А
Механизированные заправщики МЗ-3904 и МЗ-3905Т
Молоковозы АЦПТ-2,8А-53
Мастерские МПР-817А, ММТОЖ-53А
Техническое обслуживание АТО-АМ, КИ-4270, МПР-4844
Слайд 12Использование автопоездов
по сравнению с одиночными автомобилями определяется также и тем,
что для выполнения одинакового объёма транспортной работы требуется меньшее количество
рейсов, вследствие чего в 2-3 раза сокращается пробег подвижного состава и в 1,7-2,6 раза уменьшается удельный расход топлива на 1 т перевозимого груза.
Производительность (в т/км) возрастает с увеличением расстояния перевозок.
Слайд 13 классификация перевозок
– внутриусадебные – корма, продукция на склад, вывоз
навоза (трактора, шасси, гужевой транспорт, транспортеры, трубопроводы);
– внутрихозяйственные – семена,
удобрения, стройматериалы, ГСМ, перевозка людей к месту работы (3-25 км, автомобили и тракторы);
– внешние перевозки – доставка продукции на пункты сдачи (20-60 км, молоковозы, бензовозы, скотовозы, тракторные поезда).
Слайд 14Перевозки бывают:
связанные с технологическим процессом
не связанные.
По степени участия транспорта:
– технологические
(доставка семян и др.);
– перевозки общего назначения (не связанные прямо
с выполнением технологических операций).
Слайд 15Технологический транспорт различают:
с жесткой связью (постоянная разгрузка, комбайны);
с гибкой
связью периодическая разгрузка;
со «свободной» связью неравномерная;
транспорт общего назначения (центровозы).
Слайд 16Сельскохозяйственные грузы и их классификация
По физико-механическим свойствам: твердые, жидкие (полужидкие),
газообразные;
По степени опасности (7 групп): малоопасные, опасные (ГСМ);
Опасные – пылящие,
горючие (цемент, известь); опасные обжигающие жидкости (кислоты, жидкие химикаты); баллоны со сжатым газом;
Опасные по габаритным размерам; особо опасные (взрывчатые вещества, отравляющие газы).
Слайд 17По степени использования грузоподъёмности транспортных средств к 1-му классу относят
грузы с коэффициентом возможного использования грузоподъёмности, равным 1;
ко 2-му
классу – от 0,99 до 0,71 (в среднем для расчетов 0,85);
к 3-му классу – от 0,70 до 0,51 (0,60);
к 4-му классу – от 0,50 до 0,41 (0,45);
к 5-му классу – от 0,40 и ниже.
Слайд 18
Характер и упаковка груза определяют одновременно и возможности механизации погрузочно-разгрузочных
работ
Слайд 19Маршруты движения транспортных агрегатов
. Для повышения эффективности использования транспортных средств
повышают коэффициент его пробега, что достигается за счет правильного выбора
маршрута.
Они бывают маятниковые, кольцевые, радиальные.
Рейс – цикл перевозок, по окончании которых транспортный агрегат состоит из двух ездок (туда и обратно).
Слайд 20Маятниковый маршрут
коэффициент использования пути
50% с грузом и 50% порожний
А
Б
Слайд 22Радиальный маршрут
Коэффициент
А
использования 50%
В
Д Б
Г
Слайд 23Грузооборот или объём транспортных работ
Плановый грузооборот в тоннах может быть
получен, если сложить все грузы, которые намечено перевезти по плану:
,
где Fi – площади, занимаемые культурами;
Ui – урожайность i-той культуры;
GТуд – масса планируемых перевозок удобрений;
GТсем – масса планируемых перевозок семян; GТj – масса i-того планируемого для перевозок груза.
Слайд 24Если известны расстояния перевозок до конкретных полей, пунктов получения и
отправления грузов, можно получить объём транспортных работ в т.км:
,
где Si,k,j – соответствующие расстояния перевозок.
Слайд 25Степень неравномерности грузооборота равна:
,
где QТср – средняя нагрузка;
QТmax – максимальные (пиковые) нагрузки;
QТmin – минимальный грузооборот.
Слайд 26Показатели использования транспорта
Коэффициент использования рабочего
времени по отдельному агрегату
Коэффициент использования
времени движения
отдельного агрегата с грузом
где tдв – время нахождения в движении;
tг – время движения с грузом.
Коэффициент использования рабочего времени парка
Слайд 27Среднее время работы одной транспортной единицы в день (ч)
где ΣТа – общее время нахождения парка машин в наряде за оцениваемый отрезок времени;
ΣДр – количество рабочих машинодней на весь парк
Слайд 28Использование пробега
Коэффициент использования пробега по отдельному агрегату
где Sг – путь
с грузом за определенный отрезок времени;
Sк – холостой путь
за тот же отрезок времени.
Слайд 29Коэффициент использования грузоподъёмности
,
где mгр – масса перевозимого груза;
Гmр – номинальная грузоподъёмность транспортного средства.
Слайд 30Большинство сельскохозяйственных грузов имеют объёмную массу 0,6-0,7 т/м3 и меньше
Поэтому
для более полного использования грузоподъёмности транспортных средств при перевозке грузов
с небольшой объёмной массой наращивают борта платформы, высоту которых определяют
,
где qн– номинальная грузоподъёмность транспортных средств, т;
γм – объёмная масса груза, т/м3 ;
Vп– объём платформы, м3;
Fп– площадь платформы, м2.
Если , hδ ≤ 0, то наращивать не надо.
Слайд 31Использование скорости
Среднетехническая скорость (без учёта простоев)
где Sp, Sx – длина
пути рабочая, холостого хода.
Эксплуатационная скорость (с учётом простоев)
где Тпр –
время простоев.
По всему парку использование скорости не оценивается.
Слайд 32Для оценки степени использования возможностей всего парка
определяется коэффициент технической готовности
парка
где Адис – количество автомобиле-дней в исправном состоянии;
Адхоз – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
Слайд 33Коэффициент использования исправного парка
где Адр – количество автомобиле-дней
выезда на работу.
Слайд 34Коэффициент эксплуатации парка
Коэффициентом эксплуатации парка оценивается его техническая готовность к
выполнению работы и использования имеющихся возможностей для фактического её проведения.
Слайд 35Производительность транспортных агрегатов
(тонны и тонно-километры в единицу времени)
(Использование времени, использование
грузоподъёмности, использование пробега, использование скорости)
Часовая производительность в тоннах
где
QГн – грузоподъёмность номинальная;
КГс – коэффициент статического использования грузоподъёмности;
tрейса – время рейса.
Слайд 36Особенности использования тракторов
- на полевых дорогах и бездорожье;
- в
отдельных случаях на долю тракторных транспортных агрегатов приходится 60-70 %
от всех перевозок;
- применяются четырёхтонные двухосные прицепы (до 12 тонн).
Слайд 37Использование тракторов на транспортных работах
В крупных хозяйствах 90 % перевозок
сельскохозяйственных грузов осуществляется тракторами (в США – 35 %, в
ФРГ – более 75 %, в России более 60 %).
Применение тракторов на транспортных работах имеет ряд особенностей:
1. Выполнение транспортных и технологических операций, непосредственно связанных с возделыванием полевых культур (вспашка, сев, уборка);
2. Использование только с прицепами на более низких скоростях (не более 33 км/ч);
3. Большой типаж тракторов, значительно отличающийся по тяговым свойствам (от 2 до 60 кН), по диапазону скоростей (4-33 км/ч) и по типу двигателя.
Слайд 38Массу агрегатируемых прицепов с трактором определяют:
,
где Рк– касательная сила тяги трактора, кН;
f – коэффициент сопротивления качению; αтр и αпр– коэффициент повышенного сопротивления движению трактора и прицепа (асфальт 1,5; грунтовые дороги: сухие 1,8, влажные 1,76, пашня 1,87);
Qтр – вес трактора, кН.
Слайд 39Выбор транспорта для перевозок
себестоимость
(снижается при перевозках мелких партий груза)
производительность
(снижается при
использовании
малотоннажных автомобилей)
Слайд 40Механизация погрузочно-разгрузочных работ
Классификация погрузочно-разгрузочных средств:
Стационарные
Передвижные
Полустационарные (передемонтируются)
По характеру процесса
Периодические
Непрерывного действия
По возможности
погрузки различных типов грузов
Универсальные
Специальные
Слайд 41Универсальные
фронтальные ПБ-35; КБП-2; СНУ-0,5; ПФ-0,5.
Грейферные ПГ-0,5; ПГ-0,2; ПМГ-0,2; ПШ-0,4;
ПУ-0,5; ПЭ-0,8. Грузоподъёмность 0,5-1,5 т, производительность 30-80 т/ч.
Слайд 42Погрузчики
Специальные (один вид сельхозпродукции) – зернопогрузчик ЗС-60
зернометатель ЗМ-30
Автопогрузчики
СНТ-2,1Б
Погрузчик-очиститель сахарной свеклы ПС-100
Свеклопогрузчик ГРС-50
Грейферные (с поворотной
стрелой). Грузоподъёмность 0,2-0,8 т,
производительность 25-90 т/ч.
Слайд 43Эксплуатационные требования к конструкциям погрузочно-разгрузочных устройств:
универсальность,
унификация сборочных единиц,
долговечность подъёмников,
условия труда и безопасность.
Пропускная способность погрузочно-разгрузочного поста определяется
количеством обработанного груза за 1 час работы
Слайд 44Контрольные вопросы
1. Классификация дорог.
2. Классификация грузов.
3. Коэффициент использования грузоподъемности транспортного
средства
4. Показатели эффективности использования
5. Маршруты движения.
6. Время рейса.
7. Погрузка грузов
и разгрузка грузов.
8. Специальные транспортные средства