Разделы презентаций


Храм Казанской иконы Божией Матери

Содержание

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери г.УстюжныЦерковь в честь Казанской иконы Божией Матери г. Устюжны вoзведенa в 1694 гoду нa деньги купцa Стрoгaнoвa и является oбрaзцoм нaрышкинскoгo бaрoккo. Рaспoлoженa нa

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Храм Казанской иконы Божией Матери
Город Устюжна

Храм Казанской иконы Божией МатериГород Устюжна

Слайд 5Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери г.Устюжны
Церковь в честь

Казанской иконы Божией Матери г. Устюжны вoзведенa в 1694 гoду

нa деньги купцa Стрoгaнoвa и является oбрaзцoм нaрышкинскoгo бaрoккo. Рaспoлoженa нa сaмoм крaсивoм и вoзвышеннoм месте гoрoдa Устюжна, нa прaвoм берегу реки Вoрoжи. Кaк и другие стрoгaнoвские хрaмы, Кaзaнскaя церкoвь зaмечaтельнa белoкaменными узoрaми вoкруг oкoн. Oснoвнoй квaдрaтный oбьём хрaмa пoднимaется нaд низкими приделaми, грaнёные глaвы стoят нa двухъярусных бaрaбaнaх. Рядoм с ней — шaтрoвaя кoлoкoльня, пoстрoеннaя в 1764-1767 гoдaх. Внутри фрески XVIII векa. Церкoвь действующaя, рядoм с хрaмoм нaхoдится гoрoдскoе клaдбище.
Aнсaмбль Кaзaнскoй церкви - пaмятник культуры и истoрии федерaльнoгo знaчения - нaхoдится в вoстoчнoй чaсти гoрoдa и зaмыкaет сoбoй глaвную улицу гoрoдa Кaрлa Мaрксa. В негo вхoдят: церковь Казанской иконы Божией Матери, чaсoвня, кoлoкoльня, стoрoжкa, усыпaльницa и нескoлькo хoзяйственных пoстрoек: вoрoтa, oгрaдa.
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери г.УстюжныЦерковь в честь Казанской иконы Божией Матери г. Устюжны вoзведенa

Слайд 8История храма
Казанский храм Устюжны возник не на случайном месте. Поводом

к его возведению послужило явление Казанской иконы Богоматери местному юродивому

Афанасию, по прозвищу Железный Посох. Афоня подолгу молился в дремучем лесу на окраине города и однажды увидел на дереве неведомо откуда там появившуюся икону Казанского образа Богородицы. Такие иконы называются явленными и почитаются как чудотворные. Возведенная в 1660 году деревянная церковь сгорела, а спустя тридцать с лишним лет на ее месте выросло новое, уже каменное здание Казанского храма.
Храм Казанской Иконы Божией Матери в Устюжне был выстроен на средства Григория Дмитриевича Строганова. Династия Строгановых - крупные промышленники, землевладельцы и государственные деятели. На Русском Севере простирались их владения и совершались многие торговые дела.
Григорий Дмитриевич Строганов - промышленник, финансист и политический деятель - особенно часто наезжал в Устюжну: в конце XVII века город играл важную роль в экономике и торговле Русского Севера. На средства Строганова и была возведена в 1694 году церковь Казанской Иконы Божией Матери.
Архитектором храма, предположительно, был живописец Степан Дементьевич Нарыков, обучавшийся в Италии и работавший у Строганова в последние десятилетия XVII века.
Церковь Казанской Иконы Божией Матери была построена на исходе XVII столетия и напоминает старинные русские терема того времени. Одновременно с главным храмом был сооружен северный Екатерининский придел.
Остальной ансамбль Казанского храма расширялся в последующие столетия - в 1767 году была построена высокая шатровая колокольня, а южный Антипьевский придел был пристроен в середине XIX века вместе с закрытой папертью вдоль западного фасада и каменной оградой.
Над одноэтажными приделами особенно величественно смотрится главный храм с его богато декорированным фасадом.
История храмаКазанский храм Устюжны возник не на случайном месте. Поводом к его возведению послужило явление Казанской иконы

Слайд 11Врата церкви Казанской иконы Божией Матери в Устюжне

Врата церкви Казанской иконы Божией Матери в Устюжне

Слайд 12История храма
В 1935 году Казанский храм был передан вместе со

всем имуществом и инвентарем общине обновленцев. Через три года его

закрыли. В церкви Казанской Божией Матери разместили зернохранилище.
Казанский храм открылся спустя пять лет. В годы Великой Отечественной войны, ради поддержания народного духа, властями было принято решение ослабить антирелигиозную политику и вернуть некоторые храмы верующим, в апреле 1943 года храм Казанской Божией Матери был вновь открыт.
Когда прихожане во главе со священником после пятилетнего перерыва вошли в свою церковь, то увидели только кучи прогнившего зерна по углам и даже в алтаре. Уцелели фрески и царские врата, больше ничего в храме не сохранилось. Тогда прихожане начали приносить свои домашние иконы, надежно спрятанные в годы гонений. Несмотря на массу ограничений и запретов, церковная жизнь в Устюжне постепенно восстанавливалась, чтобы уже больше никогда не прерываться.
История храмаВ 1935 году Казанский храм был передан вместе со всем имуществом и инвентарем общине обновленцев. Через

Слайд 27Фрески Казанского храма
В оформлении интерьера Казанской церкви роспись не подчиняется

традиционной схеме расположения в храме, усиливается ее декоративная роль. Так,

например, ранее на сводах между окнами, из которых падает свет, было принято изображать источники духовного света - преподобных отцов и других «светочей веры», а в Казанском храме на сводчатых перемычках окон порой встречаются изображения Богородицы или евангельских сцен. Повествование о Деяниях апостолов неожиданно прерывается ликами Спаса Нерукотворного и Богоматери с Младенцем, которые выполнены в ином масштабе, изолированы от остальной росписи и явно расположены здесь в произвольном порядке, сохраняя лишь принцип симметрии.
Фрески Казанского храмаВ оформлении интерьера Казанской церкви роспись не подчиняется традиционной схеме расположения в храме, усиливается ее

Слайд 28Свод Казанского храма г. Устюжны

Свод Казанского храма г. Устюжны

Слайд 29Фрески Казанского храма
Изображение Христа Вседержителя помещено, согласно традиции, в купол

барабана, в круглых клеймах двусветного фонаря написаны праотцы, пророки и

херувимы, а сомкнутый свод расписан на сюжеты праздников - Рождество Богоматери и Введение Богородицы во храм, Сретение и Богоявление, Преображение Господне и Сошествие Святого Духа, а также Распятие.
Таким образом, мы видим, что иконографическая схема росписи Казанского храма, с одной стороны, отвечает принятой к XVIII столетию традиции, с другой - использует новые художественные принципы.
Особенно интересно отметить, что на одном из откосов западного входа в храм изображен юноша в скромной светской одежде, молитвенно сложивший руки, а неподалеку от него - немолодой мужчина в длинных дорогих одеждах богатого гостя. Облик мужчины соответствует традиции, в которой обычно изображали донаторов, или ктиторов, то есть людей, на чьи средства был построен или украшен тот или иной храм. Можно предположить, что на стене храма мы видим портрет самого Григория Строганова. Возможно, два этих изображения рассказывают об истории создания Казанского храма по обету, принесенному в свое время Григорием Дмитриевичем. Как бы то ни было, перед нами прекрасный портрет, больше напоминающий о шедеврах светской живописи, нежели о церковных фресках.

Фрески Казанского храмаИзображение Христа Вседержителя помещено, согласно традиции, в купол барабана, в круглых клеймах двусветного фонаря написаны

Слайд 30ФРЕСКИ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ В УСТЮЖНЕ
А. А. Рыбаков в своей работе

«Живопись. Художники Устюжны», о фресках казанской церкви пишет:
«В середине XVIII

века паперть и главный храм Казанской церкви были украшены фресками. В сохранившихся на стенах храма надписях сообщается, что роспись выполнена в 1756-1757 годах на средства устюженского помещика Василия Федоровича Козлянинова артелью ярославских иконописцев в количестве 12 человек под руководством Афанасия и Ивана Андреевых Шустовых. В 1899 году фрески реставрировались художниками В. П. Китаевым, А. И. Кобыличным и С. Ф. Чуприненко на средства старосты Казанской церкви устюженского городского головы Н. И. Поздеева.
Иконографическая схема росписи Казанской церкви обнаруживает близкую связь с ярославскими фресками первой четверти XVIII века. Вместе с тем здесь отмечается уже и много нововведений. В куполе барабана, как обычно, помещено изображение "Христа-Вседержителя". На стенках двухсветного фонаря в круглых клеймах написаны праотцы, пророки, херувимы. Сомкнутый свод расписан на сюжеты "праздников" ("Рождество Богоматери", "Введение во храм", "Сретение", "Богоявление", "Преображение", "Сошествие Святого духа", "Распятие").
Роспись стен разделена на пять регистров (верхний регистр расположен в основании сомкнутого свода). Три верхних регистра посвящены христологической теме. Самый верхний ярус занимают сцены страстного цикла. Начинаясь на западном склоне свода композицией "Моление о чаше", страстной цикл завершается на южном склоне сценой "Уверения Фомы". В двух следующих регистрах повествуется о земном пути Иисуса Христа и о его учительной деятельности. Этот рассказ начинается на южной стене, у иконостаса, изображением "Искушения Христа диаволом", а завершается на откосе окна западной стены сценой "Явления Христа Луке и Клеопе в пути". В этой части фресок особенной популярностью пользуются у иконописцев сюжеты притч, из которых в Казанской церкви представлены: "Притча о талантах", "Притча о виноградарях", "Притча о брачном пире", "Притча о рабе немилостивом", "Притча о богатом и бедном Аазаре", "Притча о блудном сыне" и ряд других, к На сводчатых перемычках окон верхнего света помещены изображения Саваофа, Христа и Христа-Эммануила, а также различные изводы икон Богоматери.
ФРЕСКИ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ В УСТЮЖНЕА. А. Рыбаков в своей работе «Живопись. Художники Устюжны», о фресках казанской церкви

Слайд 31ФРЕСКИ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ В УСТЮЖНЕ
В следующем, четвертом сверху, регистре иллюстрируются

"Деяния апостольские". Изображены "чудеса" апостолов Петра и Иоанна во время

их проповеди веры Христовой в Иерусалиме и других городах, убиение апостола Фомы, обращение Савла, изведение апостола Петра из темницы, "чудеса" апостола Павла и некоторые другие сюжеты. Развитие повествования этого регистра прерывается включением композиций увеличенного размера "Спас Нерукотворный", "Предста Царица" и изображением Богоматери с младенцем, созданным под явным влиянием "Сикстинской мадонны" Рафаэля. В композициях нижнего регистра повествуется о житии великомученицы Екатерины от ее крещения до усекновения мечом. На сводах окон северной стены также помещены "списки" явленных икон Богоматери, а на своде западного портала - "Троица Ветхозаветная".
При входе в храм, на откосах дверного проема, написаны две мужские фигуры, по характеру изображения выделяющиеся на фоне сонма персонажей традиционной православной иконографии. На северном откосе портала представлен безусый юноша печального вида в зеленой подпоясанной рубахе и накинутом на плечи плаще, без нимба, в порыве моления прижавший руки к груди, склонивший голову и устремленный к главному престолу храма. Напротив, на южном откосе прохода, изображен пожилой мужчина в одеждах богатого гостя: на нем дорогой кафтан на горностаевом меху, такая же подпоясанная рубаха, только синего цвета, и мягкие цветные сафьянные сапоги. У его головы также отсутствует нимб - традиционный символ официально признанной святости. Он тоже обращен лицом к главному престолу храма, посвященному Казанской иконе Богоматери, правая рука его с раскрытой ладонью простерта в жесте прошения, а левой он как бы одновременно указует и на храм, и на скорбного юношу - поза, обычная для ктиторского изображения в средневековом искусстве. Хотя надписей при обеих фигурах нет, учитывая мирской, близкий к портретному характер их изображения и красноречивую символику жестов, очевидно, что в фигуре "средовека" - пожилого мужчины в богатом наряде - следует видеть изображение заказчика-строителя Казанской церкви Григория Дмитриевича Строганова. В середине XVIII столетия, когда выполнялась роспись храма, предание о построении Казанской церкви в Устюжне Г. Д. Строгановым по обету еще было свежо и нашло отражение в программе росписи.
В алтаре написаны "Богоматерь на престоле" с предстоящими Василием и Дарией (соименными святыми заказчиков росписи Козляниновых), "Вседержитель на престоле". Свод расписан на тему песнопения "Сущую Богородицу тя величаем". Фрески жертвенника и диаконника значительно утрачены. Из них сохранились изображения жертвенного агнца в дискосе и Василия Великого в жертвеннике, "Тайной вечери" и Николы в диаконнике. Привлекает внимание изображение Максима Грека в жертвеннике, личность и труды которого были популярны среди старообрядцев.
В росписи паперти интересны большая развернутая композиция "Страшного суда" с правой стороны от входного портала, у прохода в Антипьевский придел. Слева от входа в круглых клеймах написаны "Дни творения". На восточной паре пилонов представлены сцены истории о Каине и Авеле, "Изгнание из рая", "Покров". На южном пилоне изображен ангел, записывающий имена входящих. Напротив, на другом пилоне, написан "Ангел карающий" с мечом в руке.
ФРЕСКИ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ В УСТЮЖНЕВ следующем, четвертом сверху, регистре иллюстрируются

Слайд 32ФРЕСКИ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ В УСТЮЖНЕ
В ансамбле росписи проявляются черты новых

принципов оформления интерьера. Если в предшествующую эпоху каждый фрагмент росписи

занимал определенное место в общем ансамбле и был привязан к архитектуре храма, то в росписи Казанской церкви ощущается отношение к фресковому ковру как к элементу декоративного убранства интерьера, в меньшей степени, чем прежде, связанного с христианской символикой храма. Так, размещение на сводчатых перемычках окон изображения икон Богоматери и заполнение оконных откосов сценами, развивающими повествование регистра, противоречит византийской иконографической традиции, когда в окнах - источнике света - помещались изображения преподобных и иных "светочей веры". Повествование регистра "Деяний апостольских" в Казанской церкви неожиданно прерывается включением увеличенных в масштабе композиций: "Спас Нерукотворный", "Предста Царица" и "Богоматерь с младенцем",- играющих, по сути, роль изолированных от остальной росписи картин, как бы произвольно "повешенных" на стены, лишь руководствуясь принципом симметрии.
В колорите росписи Казанской церкви преобладают коричневые, темно-зеленые и синие краски. Мастерство иконописцев в достижении колористической гармонии на основе этих цветовых сочетаний находится по-прежнему на высоком уровне. Существенная разница лишь в том, что колорит ярославских фресок XVII - начала XVIII века, в котором мягко сияли сочетания светлых охр с голубцом, в известной степени настраивал на возвышенный лад, отвлекая от реалий бытия, а колорит росписи Казанской церкви ближе к красоте земной, материальной, чувственной. Все эти заметные изменения в содержании и в изобразительном языке росписи устюженской Казанской церкви свидетельствуют о коренном перерождении традиций древнерусского искусства с его приверженностью к идеалам совершенной духовной жизни и о рождении новой России, более крепко стоящей на земле и азартно осваивающей новые ценности.
Роспись Казанской церкви выполнена по белой, хорошо заглаженной штукатурке с нанесением графьи и раскрывочных колеров "по-сырому" (a fresco), т. е. по влажному, непросохшему грунту. В связи с насыщенностью композиций большим количеством персонажей, детализированным архитектурным стаффажем, пейзажными мотивами работа живописцев завершалась уже "по-сухому" (a secco) с использованием клеевых красок. Благодаря большому опыту ярославских мастеров и соблюдению традиционных технологических норм и приемов стенного письма роспись четверика главного храма9 ныне находится в удовлетворительном состоянии, за исключением почти полностью утраченного "убруса" (живописной имитации узорной ткани в росписи нижней части стен) и утрат механического происхождения в нижнем регистре (потертостей, царапин, выбоин и т. д.).
Значительно хуже сохранилась роспись паперти и алтарных апсид. Здесь фрески сильно повреждены в результате протечек кровли, но главным образом вследствие сырости из-за плохой проветриваемости помещений и высокой влажности кирпичной кладки в нижней части стен, где нарушена старая система гидроизоляции. Профилактические консервационные работы на росписи этих участков в данной ситуации не могут быть эффективными. Для восстановления и сохранения фресок алтаря и паперти требуется проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ, предусматривающих устройство дренажной системы, ликвидацию и предупреждение капиллярного подсоса влаги, вычинку разрушенной высолами кладки и штукатурки, обеспечение регулярного отвода ливневых вод, устройство вентиляционной системы. Только при условии предварительного выполнения этих мер будет возможной и даст положительные результаты реставрация росписи в алтаре и в паперти храма.
Фрески Казанской церкви в Устюжне относятся к числу важнейших и ценнейших памятников художественной культуры Русского Севера. Этот архитектурно-художественный ансамбль является одним из самых ярких и выразительных памятников завершающей фазы истории древнерусского искусства на территории Вологодского края, уникальной достопримечательностью древней Устюжны Железопольской.»
ФРЕСКИ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ В УСТЮЖНЕВ ансамбле росписи проявляются черты новых принципов оформления интерьера. Если в предшествующую эпоху

Слайд 33Входной портал в храм Казанской иконы Божией Матери в Устюжне

Входной портал в храм Казанской иконы Божией Матери в Устюжне

Слайд 34ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА РОСПИСИ  КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ В УСТЮЖНЕ 1756-1757 ГОДОВ

ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА РОСПИСИ  КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ В УСТЮЖНЕ 1756-1757 ГОДОВ

Слайд 58Казанский храм. Город Устюжна. Мощи преподобномученика Евфросина Синоезерского

Казанский храм. Город Устюжна.  Мощи преподобномученика  Евфросина Синоезерского

Слайд 60Приходское духовенство Казанского храма

Приходское духовенство Казанского храма

Слайд 61Приходское духовенство Казанского храма

Приходское духовенство Казанского храма

Слайд 62Приходское духовенство Казанского храма

Приходское духовенство Казанского храма

Слайд 63Приходское духовенство Казанского храма

Приходское духовенство Казанского храма

Слайд 64Настоятель Казанского храма протоиерей Александр Куликов

Диаконский сан отец Александр

принял в годы учёбы в МДС 27 июля 1975 года.

Служил диаконом в Кафедральном соборе в г. Вологде с 15 августа по 5 октября 1975 г. В Лазаревском храме г.Вологда епископом Дамаскиным (Бодрый) Вологодским и Великоустюжским 5 октября 1975 года рукоположен в иерея и направлен в Казанский храм г. Устюжна, где прослужил с 1975 по 1996 год. С 1996 год по 2004 год служил в Воскресенском соборе г. Череповца, с 2004 года по август 2015 года снова в Казанском храме г. Устюжна.
За сорок лет служения был: вторым священником а затем настоятелем Казанского храма г.Устюжна, настоятелем Воскресенского собора, 20 лет благочинным второго округа и 5 месяцев Череповецкого благочиния Вологодской епархии, после разделения Вологодской епархии благочинным Череповецкого, а затем Устюженского округов. Имеет награды: орден преподобного Сергия Радонежского 2 степени, орден Даниила Московского, медаль ордена за Заслуги перед Отечеством 2 степени, серебряная медаль «За развитие уголовно— исправительной системы», медаль святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских «За любовь и верность». Награжден митрой и правом служения литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни. В 2018-2019 гг. – почетный настоятель кафедрального собора преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких.
Настоятель Казанского храма  протоиерей Александр Куликов Диаконский сан отец Александр принял в годы учёбы в МДС

Слайд 65 Протоиерей Александр Куликов

Протоиерей Александр Куликов

Слайд 72С 2015 г. – 2018 г. настоятель Казанского храма священник

Антоний Портнаго

С 2015 г. – 2018 г. настоятель Казанского храма священник Антоний Портнаго

Слайд 80С 2018 г. – настоятель Казанского храма священник Константин Лобанов

С 2018 г. – настоятель Казанского храма священник Константин Лобанов

Слайд 84Источники
https://sobory.ru/article/?object=00239#big_pic
https://posmotrim.by/article/kazanskij-hram-ustyuzhna.html
http://nataturka.ru/muzey-usadba/ustyuzhna-kazanskaya-tserkov.html
https://www.booksite.ru/fulltext/usty/uzh/na2/16.htm
https://www.booksite.ru/civk/data/1443704_36-56.pdf
https://www.booksite.ru/civk/2_st-721.html
https://www.booksite.ru/civk/2-2_23.html
https://vk.com/doc21416440_496673071?hash=5fe3a459d6f6f6a330&dl=01883f6c31207431af




Источникиhttps://sobory.ru/article/?object=00239#big_pichttps://posmotrim.by/article/kazanskij-hram-ustyuzhna.htmlhttp://nataturka.ru/muzey-usadba/ustyuzhna-kazanskaya-tserkov.htmlhttps://www.booksite.ru/fulltext/usty/uzh/na2/16.htmhttps://www.booksite.ru/civk/data/1443704_36-56.pdfhttps://www.booksite.ru/civk/2_st-721.htmlhttps://www.booksite.ru/civk/2-2_23.htmlhttps://vk.com/doc21416440_496673071?hash=5fe3a459d6f6f6a330&dl=01883f6c31207431af

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика