Слайд 1Идеи Просвещения
в художественной культуре России
Слайд 2XVIII век в России
В Росси Просвещение было обозначено быстротой перемен,
идущих от престола.
За всеми преобразованиями и реформами стоял
Петр
I.
Слайд 3Основные события истории России второй половины XVIII века
Борьба крестьян
за свое освобождение;
крестьянская война
под предводительством Е. Пугачева;
дворцовые переводы с
участием гвардии;
раздача земли дворянам и расширение их привилегий;
русско-турецкая война;
укрепление России на прибережье Черного моря;
итальянские и швейцарские
походы русской армии;
окончательное формирование абсолютной монархии.
Слайд 5Эпоха Просвещения в России
началась с расцвета классицизма
Слайд 6Русский классицизм обладает особыми национальными чертами:
интерес к историческому прошлому страны
и к современной российской действительности;
интерес к фольклору;
идея просвещенной
монархии;
сатирическая направленность;
антидеспотические, тираноборческие мотивы;
интерес к простому человеку;
гражданский патриотизм.
Слайд 7XVIII век в России связан с творчеством писателей, художников, архитекторов,
композиторов
Основные представители в литературе:
Кантемир, Сумароков, Ломоносов, Державин, Фонвизин.
Слайд 8Знаменитая триада портретистов
Ф. Рокотов
Д. Левицкий
В. Боровиковский
Слайд 9Ф. С. Рокотов
«Портрет А.П. Струйской»
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва
закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза
- как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий «Портрет»
Слайд 10Д.Г. Левицкий
«Портрет М. Дьяковой»
«Как нежна ее улыбка, как прекрасны уста
ее,
Ничто не сравнимо с обаянием ее грациозного облика.
Так скажут? Но
есть ли в ней то, что в ней любят больше всего,-
Сердце стократ прекраснее, чем небесная лазурь ее глаз.
Ей дано больше очарования,
Чем это смогла передать кисть.
И в сердце ее больше добродетели,
Чем красоты в ее лице».
Граф Л.Ф.Сегюр "К портрету
М. Дьяковой кисти Д. Левицкого"
Слайд 11В.Л. Боровиковский
«Портрет М.И. Лопухиной»
Она давно прошла, и нет
уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Яков Полонский
«К портрету М.И.Лопухиной»
Слайд 12Жизнь и творчество
Д.С. Бортнянского
(1751 - 1825)
Выдающийся мастер хорового письма,
Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор
хоровых духовных композиций, создал новый тип русского хорового концерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковные песнопения, светские хоры.
Слайд 13Проверим знания,
полученные на уроке!
К основным идеям Просвещения относятся:
Разум –
двигатель прогресса;
Человек поставлен в центр мира, он должен сформировать сам
себя;
Свобода и равенство людей в правах;
Защита высшей справедливости против всех и за всех.
Слайд 142. Основные черты русского классицизма:
Интересы к …, …, … .
Идеи
…, … .
Направленность …, … .
Слайд 153. Основные представители в литературе:
Ломоносов М.В.
Державин
Г.Р.
Сумароков А.П.
Кантемир А.Д.
Фонвизин Д.И.
«наперстник Буало», «северный Расин», «Мольер», «российский
Лафонтен»;
создатель русской бытовой комедии;
знаменитый русский поэт-сатирик и выдающийся дипломат;
поэт, представитель классицизма;
создатель «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны».
Слайд 164. Назовите портреты и их авторов!
1
2
3
Слайд 17Домашнее задание:
Прочитать новеллу П. Мериме «Маттео Фальконе»;
Подготовить индивидуальное сообщение
о жизни писателя;
Найти и записать в тетрадь основные черты романтизма.