Слайд 1ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИИ С ТИПОЛОГИЕЙ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ
Одной из важных проблем в организации эффективного трени-ровочного процесса
является его индивидуализация в соответствии с особенностями и спецификой личности спортсмена, типом его высшей нервной деятельности, характером и темпераментом.
Особую сложность представляют командные виды спорта, так как успех в соревновательной деятельности во многом определяется умением тренера в рамках общекомандного тренировочного про-цесса и построения командной игры найти средства, методы и возможности для такой работы со спортсменами.
Любой вид человеческой деятельности немыслим без четкого представления и учета направленности и особенностях структуры личности, его природной, генетической предрасположенности, а также динамики характеристик личности, связанной с возрастными и половыми признаками и профессиональной деятельностью.
Человек выбирает вид деятельности, деятельность отбирает профессионалов.
Слайд 2 Наиболее актуальны с научной и практической точки зрения:
особенности
типологии личности спортсмена;
связь стиля обучения и тренировки с типологией личности
спортсмена.
связь типологии личности спортсмена с его двигательными качествами, необходимыми в избранном виде спорта.
Типология личности спортсмена
Типологию личности в спорте необходимо рассматривать, как способ учета природной предрасположенности спортсменов, воз-можности ее использования и развития в интересах личности спортсмена и команды. Целесообразно рассмотреть возможность положить в основу типологии личности применительно к ее спортивной деятельности следующие некоторые параметры:
направленность личности;
особенности информационных процессов;
специфику принятия поведенческих решений;
способ ориентирования в жизни.
Слайд 3Направленность личности:
E - Экстраверсия
I – Интроверсия
-
общительность; - замкнутость;
- социализированность; - чувство своей территории;
- общение, взаимодействие; - концентрация, собранность;
- широта интересов, взглядов; - глубина, основательность взглядов;
- излучение энергии; - сохранение энергии;
- интерес к внешним событиям. - интерес к внутренним реакциям.
Особенности информационных процессов
S - Здравомыслие N - Интуиция
- опыт; - предчувствия;
- прошлое; - будущее;
- реалист; - умозрительный;
- практичность; - изобретательность;
- здравый смысл. - просчет возможных вариантов.
Слайд 4Специфика принятия поведенческих решений
T - Размышление
F - Чувствование, переживание
- целесообразность;
- социальные ценности;
- благоразумие; - оценки общества;
- законы; - оправдывающие обстоятельства;
- твердость; - умение убедить, переубедить;
- справедливость; - гуманность;
анализ. - симпатия.
Способ ориентирования в жизни
J - Рассудительность P - импульсивность
- решить, принять решение; - собрать больше данных;
- фиксированность решений; - мобильность, изменчивость;
- планирование наперед; - приспособление к течению событий;
- все в срок; - к чему ограничивать себя сроками;
- промежуточные цели. - "поживем-увидим«.
Слайд 5Точная и разнообразная типологическая система из 16 различных типов личности
образуется в результате сочетаний из четырех указанных параметров по 4.
Матрица типологий - практичный инструмент для лучшего обозре-ния индивидуальных различий каждого из спортсменов.
Слайд 6Однако следует помнить, что каждое из этих различий основано на
некоторой шкале предпочтений и не содержит однозначных ответов.
Знание этих
основ дает тренеру понимание различий сущности личности и обозначает путь ускорения естественного развития и коммуникации.
Предрасположенность к двигательной деятельности является важным практическим средством, позволяющим тренеру достиг-нуть эффективности в развитии моторных качеств спортсмена.
Следует помнить, что двигательные способности человека опре-деляются комбинациями между различиями восприятия (S-N) и принятия решения (T-F).
Четыре знака слева каждой ячейке таблицы характеризуют доми-нирующие функции.
В матрице типов личности можно выделить и наименее предпо-читаемые функции данного типа (в ячейке справа).
Слайд 7 Двигательные качества и типология спортсмена
Изучение специфики типологии спортсмена позволяет:
выявить и раскрыть сильные стороны личности;
установить
физические и психологические причины недостатков;
оценить, как и почему спортсмен теряет свои возможности;
определить, как надо тренировать и обучать спортсмена.
Функциональные пары в области параметров: способ сбора ин-формации – способ принятия решения, характеризуют двига-тельные способности спортсмена.
Связь двигательных качеств и типологии личности спортсмена
Слайд 8Предрасположенность к двигательной деятельности связана с типологией личности и поэтому
психологические типы ST, SF, NF или NT характеризуются различными моторными
способнос-тями и одаренностью к двигательной деятельности.
Спортсмены-экстраверты Е-типа во время движений тратят боль-ше энергии, с большой амплитудой движений.
Спортсмены-интроверты (I-тип) в движениях также способны к значительным затратам энергии, но они тратят их более равно-мерно, стараясь сберечь свою энергию для использования в будущем. Исходя из этой особенности энергозатрат, тренер получает возможность планировать различную стратегию использования спортсменов команды в зависимости от предполагаемой напряженности соревнования и наличия в составе команды спортсменов экстравертов (Е-тип) и интровертов (I-тип). Возможно, в продолжительном и напряженном матче целесообразно спортсмена-интроверта использовать все время, имея в виду его способность экономно тратить энергию. Спортсмена-экстраверта может быть полезнее периодически заменять, использовать частично, сберегая его интенсивно расходуемую энергию на конец игры, к решающим ее эпизодам.