Слайд 1Информационные технологии в образовательном процессе
университета: состояние и перспективы
зав.
кафедрой ИКТ
Е.З. Власова
Информатика и информационные технологии
Слайд 2Информация и научные знания представляют собой не только важнейший стратегический
ресурс, но и действительный фактор развития человечества в современном мире.
Слайд 3По данным ЮНЕСКО
более половины всего занятого населения наиболее
индустриально развитых стран принимают участие в процессе производства и распространения
информации.
Идет процесс формирования информационного общества, который является «естественно необходимым процессом, поскольку сегодня в ведении человечества нет другого ресурса, кроме информации, который послужил бы в роли уникального рычага преобразования
общества»
Слайд 4Информационное общество
характеризуется:
в экономике приоритет перешел от преимущественного производства товаров к
производству услуг;
повышение качества жизни в большей степени зависит от достижений
научного знания, проведения научных исследований, повышения качества системы образования;
интеллегенция и класс технических специалистов – «белых воротничков» - стали основной профессиональной группой;
Слайд 5Информационное общество
характеризуется:
в качестве приоритетной ценности рассматривается удовлетворение не материальных потребностей
(потребностей товаров), а культурных и образовательных;
определяющим компонентом структуры экономики являются
не традиционные капиталоемкие и трудоемкие индустриальные отрасли, а наукоемкие, информационноемкие, инновационные (high Tec);
Слайд 6Информационное общество
характеризуется:
преимущественным фактором власти становится не материальная собственность, а доступ
к образованию, повышению квалификации;
приоритетным источником прибыли являются не индустриальное производство
и энергетические ресурсы, а информация, знания и наукоемкие технологии.
Д. Белл, В.Л. Иноземцев, Д. Рисмен
Слайд 7Информационное общество
характеризуется
высоким уровнем ИТ, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство
информационных ресурсов и возможности доступа к информации, процессами ускоренной автоматизации
и роботизации всех отраслей производства и управления, радикальными изменениями социальных структур, следствием которых оказывается значительное расширение сферы информационной деятельности.
И. Пригожин, В.А. Урсул
Слайд 8Документы
Окинавская Хартия
Электронная Россия
Приказ МО РФ
Слайд 9 Информационная индустрия
Отрасль экономики, связанная
со сбором, производством, обработкой, передачей, распространением, хранением, эксплуатацией, представлением, использованием,
защитой различных видов информации, а также с созданием необходимых для этого средств и технологий.
Слайд 10 Информационные технологии
в совокупности представляют
собой научно-методическую и технологическую базу информационной индустрии
Слайд 11 ИТ рассматривается в двух формах представления
в виде
спецификаций ИТ (в виде стандартов), описывающих функциональные возможности или поведение
объектов ИТ, синтаксис и семантику языков программирования и пр.;
в виде реализаций ИТ (систем ИТ, продуктов ИТ, сервисов ИТ, информационных содержаний или ресурсов, электронных коллекций и пр.), т.е. в виде материализованных программным, информацион-ным и/или аппаратным способами сущностей, представляющих собой реализации спецификаций ИТ.
Слайд 12Пространство спецификаций ИТ
(спецификации ИТ, стандарты,
профили, сценарии)
Пространство реализаций ИТ
(продукты, ИТ-системы, сервисы)
Модель
области ИТ
Система
стандарта-
зации
Слайд 13
Образовательные информационные технологии
Технологии, реализуемые с использованием средств информационно-вычислительной
техники.
Слайд 14
Специфическая среда, в которой осуществляются
образовательные ИТ, определяется связанными с
ней компонентами:
техническая (вид используемой компьютерной техники и средств связи);
программно-техническая (программные
средства поддержки реализуемой технологии обучения);
организационно-методическая (инструкции учащимся и преподавателям, организация учебного процесса).
Слайд 16 Основные заказчики на рынке труда
IT-специалистов
системные интеграторы;
разработчики программного обеспечения;
компании по продаже готовых программных решений;
консалтинговые компании;
компании, занимающейся сборкой, сервисом и продажами комплектующих;
компании, предоставляющих коммуникационные услуги, разработку и администрирование веб-предложений, доступ в Интернет, а также средства защиты информации.
Слайд 17Cамые востребованные и высокооплачиваемые
IT-специалисты
топ-менеджеры и руководители среднего звена;
системные
аналитики;
квалифицированные инженеры по телефонии;
сервис-инженеры и системные администраторы;
программисты
«1С»;
специалисты по информационной безопасности;
специалисты по консалтинговым услугам в области информационных технологий и менеджерах по подбору соответствующего персонала
Слайд 18 Подготовка профессиональных кадров
для области ИТ
Организациями IEEE и ACM создан документ
“Computing Curricula 2001” (CC2001).
Это методическое руководство для разработки программ подготовки бакалавров в области ИТ.
Требования
Слайд 20Характеризуется:
- открытостью;
- динамичностью;
- междисциплинарностью.
Слайд 21«Информатика - это такая синтетическая дисциплина, которая включает в себя
и разработку новой технологии научных исследований, и проектирование, основанное на
использовании электронной вычислительной техники, и несколько крупных научных дисциплин, связанных с проблемой общения с машиной, и, наконец, создание машины»
Н.Н. Моисеев
Слайд 22"Информатика - это совокупность фундаментальных и прикладных научных направлений, изучающих
технические, программные и алгоритмические аспекты процессов накопления, передачи и обработки
информации, а также их использования в различных областях человеческой деятельности".
И.П. Ильин
Слайд 23“Информатика является общенаучным направлением”
В.Г. Пушкин В.Г., А.Д. Урсул.
Слайд 24Структура предметной области Информатика содержит разделы:
- теоретическая информатика,
-
средства информатизации,
- информационные технологии,
- социальная информатика.
Слайд 25
Информатика - в широком смысле - отрасль знаний, изучающая общие
свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы
ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности.
Слайд 26Для современного общества характерно
"выживание через интенсификацию интеллекта, интенсификация интеллекта
- через информатизацию общества"