Слайд 2В последнее время в российском образовании большое внимание уделяется инклюзивному
образованию. Общество стало принимать людей с ограниченными возможностями здоровья, считая
их равноправными и достойными членами общества. В настоящее время распространение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья связано не только с тем, что это тенденция нашего времени, но и возможность детей с ОВЗ получить достойное образование наравне со всеми. Правильно организованная траектория обучения, независимо от физических, умственных способностей, а также социального положения, дает возможность ребенку удовлетворить свои потребности в получении образования, равное уровню его развития. Инклюзия стала реальностью Российского образования.
Слайд 3В Федеральном государственном образовательном стандарте НОО сделан акцент на доступности
получения качественного образования детям с ОВЗ. В нем отмечается необходимость
построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, о создании специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов. Организация инклюзивного образования — это не только создание материально-технической базы, для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение и комфортные условия обучения, но и правильно встроенные пути взаимоотношений нормально развивающихся детей и их родителей к детям с ОВЗ.
Слайд 4Как правило, с появлением такого ребенка в семье увеличиваются расходы
и появляется ряд жилищно-бытовых проблем. Практика показывает, что среди семей
с детьми с ОВЗ большой процент неполных семей. Это связано с неготовностью и нежеланием принимать такого ребенка. Психологический климат в семье в большей мере зависит от межличностных отношений, а также психологических ресурсов родственников и материально-бытовых условиях, которые в полной мере определяют условия обучения, воспитания и реабилитации.
Можно выделить три типа семей по реакции родителей на появление ребенка инвалида:
‒ с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы;
‒ с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т. д.;
‒ со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.
Слайд 5Один из действенных способом помощи семьям с детьми с ОВЗ
является создание «Родительского клуба». В нем могут рассматриваться такие проблемы
как: Формирование у родителей адекватного восприятия своего ребенка. Формирование здорового микроклимата в семье, благодаря которому ребенок сможет раскрыть все свои личностные, социальные и творческие ресурсы. Формирование сетевого взаимодействия между ОУ и родителями. Индивидуальное консультирование по вопросам развития ребенка. Занятия в системе «ребенок — родитель — специалист»; участие в экспертизе динамики развития ребенка.
Слайд 6Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьей должна строится на
идее сотрудничества, увеличения ее воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений.
Задачами данной работы являются изменение психологических установок родителей на роль семьи в образовательном процессе; изменение стиля взаимоотношений с ребенком; более широкое использование педагогических возможностей семьи. Кроме этого, социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами, а также — информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, как в России, так и за рубежом.
Основной целью работы с семьёй является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.
Слайд 7Процесс организованного сотрудничества с семьёй включает в себя:
‒ изучение
и описание обращений за помощью;
‒ обследование условий, где проживает
семья;
‒ выяснение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;
‒ выяснение целей и ожиданий семьи;
‒ наблюдение форм ответных реакций (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т. д.);
‒ изучение тех, кто уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;
‒ влияние изъятий из семьи её членов;
‒ изучение прошлого семьи;
‒ изучение особенностей личности членов семьи.
Слайд 8Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое
и посредническое.
Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и
воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.
Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.
Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т. д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.
Грамотно и стратегически правильно выстроенная работа всего психолого-педагогического коллектива ОУ с семьями, которые имеют детей с ОВЗ — это гарантия успешности в образовательном, воспитательном процессе и адаптации детей с ОВЗ в детском коллективе.