Слайд 1Мемориальные сооружения Древнего Рима
Слайд 2Триумфальные арки и колонны
Рим. Арка Августа на Римском форуме, 29
г. до н.э. Фасад, план.
Самые ранние арки были деревянными. Из
источников известно о существовании однопролетных триумфальных арок с позолоченными бронзовыми статуями, которые в начале II в. до н.э. были поставлены на Римском и Бычьем рынке столицы по случаю победоносного окончания похода в Испанию. Подобная арка в 133 г. до н.э. была воздвигнута в Риме в честь трибуна Тиберия Гракха, погибшего в борьбе за права народа. В ранних сооружениях наряду со сводчатыми еще встречались и плоские покрытия. В арке Августа на Римском форуме (29 г. до н.э.) центральный сводчатый пролет был фланкирован боковыми пролетами прямоугольных очертаний.
Слайд 3Триумфальные арки и колонны
Аримин (Римини). Триумфальная арка, 27 г. до
н.э..
арка в Аримине (совр. Римини), 27 г. до н.э., построенная в
ознаменование реконструкции важной в военном отношении Фламиниевой дороги. При въезде в Рим ей соответствовала арка на мосту Мульвия, через который дорога входила в столицу. Благодаря относительно малой глубине свода арка в Аримине, заключенная между двумя крепостными башнями, по своим пропорциям напоминала архитектурно оформленный проем в стене и была еще очень близка по типу к городским воротам, из которых она перестроена. Пролет арки (размером 9 м) обрамлен портиком из коринфских полуколонн с раскрепованными частями антаблемента над ними и низким фронтоном между ними. Западающий относительно полуколонн архитрав прикрывает продолженные клинья арки и включает в себя скульптурное украшение замкового камня, которому соответствуют рельефные медальоны в углах тимпана над профилированным архивольтом. Невысокий аттик с надписью, видимо, возвышался над средней частью, как и фронтон, акцентируя только арочный пролет..
Слайд 4Триумфальные арки и колонны
Августа Претория (Аоста). Триумфальная арка Августа, 35
г. до н.э.
Арка Августа в Аосте (древней Августе Претории), построенная в
25 г. до н. э. в честь основания императором нового города-колонии, уже выделилась из линии городских стен и представляла собой изолированный объем с углами, подчеркнутыми колоннами, и одним глубоким сводчатым проходом шириной 8,86 м. Внутренняя часть арки была украшена росписями. В отличие от предыдущей эта арка мыслилась уже не как проем в стене, а как монументальный проход, образованный пилонами и сводом, т.е. тектоника стены заменена здесь тектоникой, проистекающей из особенностей нового вида сооружения. Ордер также приобрел другой смысл. Зрительно выделив из общей массы сооружения, несущие пилоны, которые одновременно ограничивали пролет и поддерживали верхние части постройки, ордер тем самым выявил обе функции арки — парадного проезда и пьедестала скульптурной группы. Это было важным достижением, определившим в дальнейшем основные черты монументальных римских арок.
Слайд 5Триумфальные арки и колонны
Сегузион (Суза). Арка Августа, 7 г. до
н.э.
Арка Августа в Сегузионе (совр. Сузе, Лигурия, 7 г. до н.э.),
возведенная жителями города в память о проведении им дороги через Альпы. Эта арка окончательно приняла вид самостоятельного сооружения, уже ничем не напоминая ворота в крепостной стене. Объем ее более развит — глубина пролета равна его ширине. Трехмерность арки подчеркнута трехчетвертными колоннами по ее углам и сильной горизонталью лишенного раскреповок антаблемента, обходящего сооружение поверху. Гладь пилонов и плоское обрамление пролета, в котором архивольт плавно переходит в пилястры без импостов, прерываемый лишь их капителями, придают сооружению редкую целостность. Архитектурные средства применены здесь крайне лаконично, декор сведен к рельефной ленте фриза. От других арок I в. до н.э. арка в Сегузионе отличается ясностью форм и гармонией целого.
Слайд 6Триумфальные арки и колонны
Рим. Колонна Марка Аврелия, 176-193 гг.
Колонна поставлена
в честь победы Марка Аврелия над варварскими племенами. Об этом
рассказывают батальные сцены, вырезанные на ней. На вершине стоит не император, а апостол Павел. Сегодня на площади возле колонны расположены Палаццо Киджи, где заседает итальянское правительство, и Палаццо Ведекинд, в котором находится издательство газеты «Иль Темпо».
Дорическая колонна диаметром 3,7 м выполнена из карарского мрамора, сложена из 28 полых цилиндрических блоков. Внутри корпуса колонны есть винтовая лестница с 190-200 ступенями. Долгое время подъём на верхнюю часть монумента был развлечением для публики. Сейчас по лестнице может подниматься только обслуживающий персонал. Внутреннее пространство освещается сквозь узкие прорези в цилиндрических стенах колонны..
Слайд 7Амфитеатр
Рим.Колизей 80 г. н. э..
Самым известным и грандиозным римским театром
вне всяких сомнений является Колизей, возведенный в I веке нашей
эры. Зодчие того времени потрудились над возведением этой громадины на славу. Габариты этого эллиптического по своей форме сооружения —156 на 188 метров по осям и почти 50 метров в высоту. Вместительность — 50 тысяч человек. Конструктивная основа строения — 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Кроме того — поперечные и кольцевые проходы, распределительные галереи, система лестниц, связывающая внутренние помещения с расположенными по всему периметру выходами. Наружные стены были выложены из двух слоев — бетона и травертина. Стоит заметить, что бетон — римское изобретение. Для облицовки использовался мрамор и стук...
Слайд 8храм
Рим.Пантеон.
Один из самых выдающихся образцов храма-ротонды — Пантеон в Риме,
строительство которого закончилось около 125 года нашей эры. Диаметр купола
Пантеона — примерно 43 метра. Большепролетное купольное пространство храма было в буквальном смысле непревзойденным вплоть до прошлого века! Римские зодчие сумели добиться большой надежности конструкции и обеспечить рациональное распределение нагрузок. Они умело применяли различные строительные материалы, используя туфт, травестин, различные виды легкого заполнителя бетона — пемзовый и кирпичный щебень.
Слайд 9Храм
Рим. Собор Святого Петра.
Собор Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San
Pietro; Базилика Святого Петра) — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана,
крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 15 000 человек + 60 тыс. человек на площади. Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метров, что чуть меньше чем у куполов-предшественников: диаметр купола Пантеона (Древний Рим) составляет 43,3 метра, диаметр Санта-Мария-дель-Фьоре времён раннего Ренессанса — 44 метра, однако превосходит купол собора Святой Софии в Константинополе, возведённого в 537 году.
Слайд 10Римские форумы
Рим.Форум.
В римских форумах получила отражение идея замкнутой осевой композиции — ордерного
перистиля, но увеличенного до размеров городской площади. В начальный период
форумы обычно служили рынками и по их периметру к галереям примыкали лавки, а иногда и другие общественные здания. С течением времени они превратились в парадные площади для общественных собраний, торжественных церемоний, культовых действий и т.д. Идейным и композиционным центром стал храм, расположенный в середине узкой стороны прямоугольной площади на ее главной оси. Возвышаясь на подиуме, он доминировал в композиции. В плане храм имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Подобная композиция храма была в Риме традиционной и уходила своими истоками к древнейшим типам храмов этрусско-архаического периода. В композиции форума фронтальное построение храма подчеркивало его глубинно-осевую структуру, а богатый портик (композитного, коринфского, реже ионического ордера) акцентировал вход в храм. Начиная с республиканского периода в Риме было последовательно возведено несколько форумов. Позднее императоры трактовали форум как монумент собственной славы.
Слайд 11заключение
Чем быстрее приближался конец Рима как мировой державы, тем монументальнее
становилась его архитектура, что наиболее наглядно проявилось в эпоху, когда
на смену принципату пришел доминат. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими размерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана, выстроенный около 305 г. близ Салоны в Далмации, в окрестностях нынешнего Сплита, о чем и сегодня напоминают величественные руины его ворот. Развалины Новой базилики в Риме, здвигнутой на Форуме Максенцием и Константином (конец IV−начало V в.), также свидетельствуют о монументальности: ширина среднего нефа достигает 35 м. Украшенная мраморными залами и богатым стенным орнаментом, она была одним из самых впечатляющих сооружений империи. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика.