Слайд 1Интегративная деятельность мозга. Речь и Межполушарная асимметрия. Доминантность полушарий
Май 2012
Слайд 3Эволюции животного мира - видоизменение системы сигнализации,
адаптивное приспособительное поведение.
вторая
сигнальная* система
речь - новое свойство условности — преобразуются в знаки.
*
Термин первая и вторая сигнальная система – И.П. Павлов
Слайд 4Первая сигнальная система
конкретно-чувственное отражение,
ощущения свойств, предметов, явлений,
постепенное усложнение
ощущений и формирование восприятия
отражение чувственное – образы окружающего мира
вторая сигнальная
система
абстрактная форма отражения
образование понятий, представлений.
Слайд 5С помощью слова – переход от чувственного образа первой сигнальной
системы к понятию, представлению второй сигнальной системы
Словесные сигналы
смысловое свойство
содержание
физическое
свойство
звучание в устной речи, очертание букв и слов — в письменной,
информация, содержащаяся в словах, связана с отраженной, преломленной человеческим сознанием деятельностью.
Слайд 6Структуры коры большого мозга, ответственные за функцию речи
двигательный центр речи
(устная речь) Брока
у основания нижней фронтальной извилины,
при повреждении – расстройства
устной речи,
сенсорный/акустический центр речи Вернике)
в области задней трети верхней височной извилины и в прилегающей части — надкраевой извилине (gyrus supramarginalis).
повреждение – потеря способности понимать смысл услышанных слов,
оптический центр речи – в угловой извилине (gyrus angularis)
поражение – лишает возможности узнавать написанное.
Слайд 7Несмотря на левополушарность центров речи
функционирование второй сигнальной системы определяется
работой целостного мозга
нарушения функции второй сигнальной системы наблюдаются и при
поражении других структур коры и подкорковых образований
агнозия — потеря свойства узнавания слов
зрительная – при поражении затылочной зоны,
слуховая агнозия — при повреждении височных зон коры,
афазия — нарушение речи,
аграфия — нарушение письма,
амнезия — забывание слов.
Слайд 8Формирование речи у ребенка и ее роль
роль общения,
ассоциации определенных звуков
→слова устной речи,
овладение языком → изменение способа познания
на смену чувственного
(сенсорного и моторного) опыта – оперирование символами, знаками,
обучение с помощью языка повышает его результативность,
начало – с момента «гуления», появления осознанных слогов во второй половине первого года жизни,
по мере роста и развития - расширяется и углубляется содержание используемых им слов.
развитие слова - обобщение первичных сигналов, развитие абстрактного мышления.
Слайд 91836 г. – франц. врач Марк Дакс - на заседании
мед. общества в Монпелье – описал 40 чел. с нарушениями
речи
у всех – повреждение левого полушария,
НО… лишь
1861 г. – Пьер Рауль Брока – франц. врач – представил Анатомическому обществу в Париже историю болезни пациента по прозвищу «Tan».
страдал афазией ("tan« – одно из немногих произносимых им слов),
но мог писать и понимал прочитанное,
аутопсия – сифилитическое поражение левого полушария мозга.
Зона в левой лобной доле –
зона Брока – ответственна
за речь (моторный центр)
его повреждение афазия Брока
проблемы с артикуляцией.
Слайд 10Область Брока (моторный центр речи):
участок фронтальной коры
формирование слов;
расположен
частично в задней
латеральной префронтальной коре
частично в премоторной области коры;
инициация и исполнение планов
и моторных паттернов для выражения слов или коротких фраз;
тесная связь с центром Вернике – понимания речи
Слайд 111874 г. нем. врач Карл Вернике
описал другой вид афазии
при поражении левой верхне-задней височной извилины (зона Вернике)
дефицит понимания речи,
но
сохраняется способность говорить (бессмысленный набор слов) – афазия Вернике
Слайд 12Область понимания речи:
Зона Вернике (сенсорный центр речи)
позади первичной слуховой коры
в задней части верхней извилины височной долиe
важный отдел всего мозга
для интеллектуальных функций, т.к.
речь (язык) важнейшая часть интеллекта.
Слайд 13Афазия Брока (Carlson, 1997)
человек не может говорить или понимать речь
трудности
при выборе слов - аномия
аграмматизм – проблемы при использовании
синтаксиса
один из тестов
«Корова лягнула лошадь» - выбрать картинку, соответствующую предложению; не видит разницы между картинкой, на которой корова лягает лошадь, и на которой лошадь лягает корову.
!!! зона Брока отвечает за сохранность моторной памяти, позволяющей произносить слова и выстраивать предложения.
Человеческая речь - сложный процесс, складывающийся из взаимодействия различных элементов: выдыхание воздуха, вибрация гортани, положение губ и языка и их движение
Зона Брока - сохранность моторной памяти и правильное согласование (грамматическое содержание).
Слайд 14Письмо под диктовку. Пациент с моторной афазией Брока
Слайд 15Афазия Вернике (Carlson, 1998) - сенсорная афазия, рецептивная афазия
больной
может говорить бегло и грамматически правильно, но речь их совершенно
лишена смысла , но
не в состоянии понимать речь, свою и чужую
Зона Вернике отвечает за воспоминания, обеспечивающие логические соответствия определенных звуков и слов объектам, которые они называют
например, если человек произносит слово «лошадь» - образ лошади
*Лингвистические способности не равны познавательным.
Цель языка - обеспечить связь между миром наших знаний и соответствующей ему системой коммуникации, при помощи которой было бы возможно общение с другими людьми, обладающими сходным мышлением и сходными языковыми способностями.
Слайд 16Пример афазии Брока
«Да … э-э … Понедельник … отец и
я …, и отец … э-э больница … и э-э…
среда … среда 9 часов … и э-э … Четверг … 10 часов, врач … два … врача … и э-э … зубы …»
Пациент пытался говорить о приеме у зубного врача).
Пример афазии Вернике
"Хорошо. Это — …. мать, она решает ее работу, чтобы сделать ее лучше, но когда она смотрит, эти два мальчика, смотрящие в другую сторону. Одно их маленькое ведро а в это время здесь. Она работает в другое время, потому что она пропадает».
Больной пытался описать предложенную ему картинку.
Слайд 17Зоны левого полушария, участвующие в речи и ее восприятии.
Зона Вернике
и зона Брока связаны волокнистым трактом - так называемым дугообразным
пучком
показан стрелкой
Слайд 18Зрительная и/или звуковая информация от первичных и ассоциативных зон
зрительного и/или слухового анализатора
↓
зона Вернике - сенсорный центр речи
– в аналитическом полушарии – понимание зрительной и слуховой информации
↓
через дуговой пучок (arcuate fasciculus) в зону Брока – моторный центр речи
(анализ информации и формирование моторного паттерна вокализации)
↓
артикуляционная область речи в островке Рейля (в глубине коры)
↓
моторная кора - инициация движений артикуляционного аппарата (губы, язык, мышцы гортани)
Слайд 19A: видение слов - первичная и ассоциативная зрительная кора.
B:
прослушивание слов – область на границе височной и теменной коры.
C: Произношение слов – область Брока и прилегающая фронтальная кора.
D: Мысленное произношение – обширные области, включая фронтальную кору.
ПЭТ, функция речи и активация коры головного мозга
Функции речи у человека – зависимость от одного из полушарий
Слайд 22Я многим обязан взрастившей земле,
Большим — вскормившей родне,
Но, главное, Богу,
который дал две
Отдельные части моей голове.
О Правде я думаю и
о Добре
В верах, царящих в миру,
Но больше о Боге, который дал две
Части моей голове, не одну.
Лучше лишиться рубашки, друзей,
Ботинок, сигар и халвы,
Чем потерять хоть на миг эти две
Отдельные части моей головы!
Редьярд Киплинг
Джо́зеф Ре́дьярд Ки́плинг (1865,Бомбей - 1936, Лондон) — английский писатель, поэт и новеллист. «Книга джунглей» «Ким» многочисленные стихотворения. В 1907 году Киплинг - Нобелевская премия по литературе.
Слайд 23Изучение расщепленного мозга и другие эксперименты:
левое полушарие
в основном ответственно за язык и речь,
осуществляет переработку информации аналитически и последовательно,
а правое
управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом,
осуществляет переработку информации
одновременно и целостно
Слайд 24Правое полушарие склонно воспринимать наборы элементов, подобные представленным на рисунке,
как цельные конструкции, не рассматривая отдельные входящие в них части.
Слайд 25Тест Вада с наркотизацией одного полушария
праворукие
у 95% – язык и
речь контролируются левым полушарием,
у 5% – правым,
леворукие
≈ 70% –
речевые зоны в левом полушарии,
У 15% – в правом полушарии,
у 15% – речь контролируется обоими полушариями.
Больные, перенесшие повреждение левого полушария в ранний период жизни,
правое полушарие полностью контролирует речь,
участвует в контроле над речью у 70% леворуких,
участвует у контроле речи у 19% праворуких.
Правое полушарие приобретает способность управлять речью!!!.
пластичность мозга в раннем детстве.
Слайд 26Межполушарная асимметрия определяется
асимметричной локализацией аппарата речи (языка, второй сигнальной системы)
– центры в левом полушарии
центр Брока (моторный)
центр Вернике (сенсорный)
доминированием правой
руки в реализации моторной функции (ее представительство в левом полушарии),
асимметрия ритмов ЭЭГ правого и левого полушария,
асимметрия активизации правого и левого полушарий при выполнении мыслительных операций (ЯМР- исследование)
Экспериментальные данные
доминирующая роль левого полушария мозга
в реализации функций второй сигнальной системы,
в мыслительных операциях,
в творческой деятельности с преобладанием форм образного или абстрактного мышления.
Слайд 27Амер. Майкл Газзанига
преимущество правого полушария при таких физических действиях, при
которых предметы перемещаются и комбинируются в соответствии с определенным представлением.
испытуемых
просят сложить из кубиков фигуру, предъявленную в качестве образца, пользуясь либо правой, либо левой рукой,
левая рука намного лучше справляется с задачей
“Brains are automatic, but people are free”
Brain and consciousness
Слайд 28Индивидуальное развитие – латерализация функций головного мозга,
вклад в проявление высокого
интеллекта человека,
взаимозаменяемость полушарий головного мозга,
на ранних этапах онтогенеза – правополушарный
тип реагирования,
от 10-ти до 14-ти лет закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции ,
усиление асимметрии в процессе обучения,
половой диморфизм
у мужчин более выражена межполушарная асимметрия,
Слайд 29Стратегии переработки информации полушариями мозга
Джерри Леви (1976)
человек с неповрежденными связями
между полушариями выбирает определенную стратегию запоминания
сконцентрировать все внимание на звуках,
поступающих в то или другое ухо, или
использовать зрительные представления,
Например, чтобы запомнить пару слов «кабан-чемодан»,
несколько раз повторить их в уме
активация левого полушария,
мысленно представить себе свинью, несущую чемодан
активация правого полушария
Слайд 30Анатомия и физиология межполушарных различий
сильвиева борозда в правом полушарии отклоняется
вверх под большим углом,
в 70% случаев planum temporale
в левом полушарии крупнее,
вызванные
потенциалы у
младенцев
в ответ на речь амплитуда реакции в левом полушарии заметно больше, чем в правом,
при неречевых звуках- шуме или музыкальных аккордах - выше в правом полушарии
Слайд 31Измерение кровотока в различных участках мозга при разных видах деятельности
(радиоизотопное сканирование)
средняя скорость – зеленый цвет,
ниже средней - оттенки синего,
выше средней -
оттенки красного.
А. Два полушария в покое, глаза
закрыты, лобные доли полушарий
активны, как будто человек думает.
Б. Два полушария говорящего
человека. Хотя они оба находятся
в активном состоянии, зона
рта-языка-глотки в правом
полушарии менее активна
и не отличается в этом отношении от слуховой коры
Слайд 32Межполовые различия
В среднем
у женщин лучше развиты вербальные способности,
у
мужчин - пространственные,
Но.. различия все же очень незначительны
В тестах
по оценке интеллекта
девочки
научаются говорить и читать раньше, чем мальчики,
реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению,
среди детей, оказавшихся неспособными к чтению,
мальчиков в четыре раза больше, чем девочек.
При изучении размеров planum temporale в обоих полушариях
более крупные размеры planum temporale в правом полушарии в большинстве случаев у женщин
Слайд 33мужчин специализация полушарий, по-видимому, выражена в большей степени, чем у женщин,
у
женщин вербальные и пространственные функции более широко распределены в обоих
полушариях, тогда как
у мужчин они более строго разделены
вербальные в левом,
пространственные в правом полушарии.
Различия в продукции нейротрансмиттеров:
более высокая концентрация допамина в полосатом теле и черной субстанции
слева у праворуких
справа у леворуких
Слайд 36Нарушения в аналитическом полушарии
нарушения речи,
беспокойство по этому поводу и
депрессия,
Нарушения в предметном полушарии
нет нарушений речевой функции,
неосознаваемые нарушения, иногда
эйфоричность,
астереогнозиз – невозможность опознать предмет на ощупь
агнозия – невозможность опознания объекта с помощью органов чувств
поражение в теменной области
унилатеральная невнимательность (игнорирование)
пациент игнорирует стимулы от противоположной части тела или пространства около нее:
бреет половину лица, одевает половину тела, читает половину страницы
Слайд 37Если вы видите, что танцовщица вращается по часовой стрелке, то
в данный момент активнее правое полушарие мозга и наоборот.
Слайд 38Большая часть людей увидит, что танцовщица вращается против часовой стрелки,
следовательно, они больше используют левую часть мозга, что объясняется как
преобладанием "природных правшей", так и традицией письма правой рукой, которая дрессирует даже "природных левшей".
В процессе наблюдения за картинкой кажущееся направление вращения танцовщицы может поменяться и это дает возможность проследить как работает ваш мозга который пытается определить истинное направление - включает то аналитику, то интуицию (или не переключается),
Слайд 39На самом деле танцовщица вращается только в одну сторону -
против часовой стрелки, что можно заметить по тени от её
поднятой правой ноги, пробегающей по нижней части картинки всегда справа налево. Источник освещения за танцовщицей и над ней, направлен на наблюдателя (иначе тень от правой поднятой ноги была была бы видна всегда, а не только за время полуоборота). И даже знание этого не всем помогает увидеть правильное направление. Вот так два полушария мозга могут по-разному оценивать информацию, "спорить друг с другом" и подводить нас