Слайд 1
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(Тема 1)
Иллюстрационные материалы к курсу
Составитель – к.э.н., доц. Смирных С.Н.
Кафедра
экономики предприятий (ком. 658)
sns6@yandex.ru
Слайд 2Тема 1: Обоснование направлений инвестирования фирмы
Инвестиционная стратегия – инвестиционная политика
– инвестиционный проект.
Стратегический подход к выбору направлений инвестирования. Проектный
анализ: задачи и методический инструментарий
Инвестиционный проект и бизнес-план: цели, этапы и принципы разработки
Слайд 3Вопрос 1. Инвестиционная деятельность компании (фирмы)
Прямое инвестирование – создание или
покупка реальных активов
Портфельное инвестирование – вхождение в капитал связанных или
не связанных с деятельностью компании бизнесов
Органический рост – создание новых производств и центров распределения продукции (greenfield-проекты), а также модернизация, наращение объемов деятельности по существующим бизнес-единицам (brownfield-проекты)
Агрессивный рост связан с покупкой контроля над уже функционирующими на рынке компаниями или покупкой имущественных комплексов (развитие выбранных направлений деятельности или выход на новые рынки)
Слайд 4Инвестиционные решения фирмы – решения, порождающие денежные оттоки на создание
новых долгосрочных активов, а также денежные притоки, связанные с продажей
активов
Хаотичные, импульсивные, не увязанные с общими стратегическими целями компании инвестиционные решения.
Инвестиционные решения, которые подчинены определенной инвестиционной политике.
Инвестиционная политика – осуществление инвестиционной деятельности как осознанного, последовательного, организованного процесса. Предполагает наличие приоритетов при рассмотрении альтернативных вариантов инвестирования.
Слайд 5Стратегия
Корпоративная стратегия
Финансовая стратегия
Инвестиционная стратегия
Портфель проектов
Стратегии бизнес-единиц
Операционный менеджмент
(управление затратами
и др.)
Цель
Место инвестиционных проектов в иерархии инвестиционных целей)
Согласование интересов основных
стейкхолдеров
Способы достижения целей, используемые механизмы, инструменты
Слайд 6Инвестиционная стратегия как высшая форма инвестиционной политики
Инвестиционная стратегия предполагает, что
выбор инвестиционных решений, отбор проектов, принятие инвестиционной программ, также разработка
бюджета капитальных вложений согласованы с общей стратегией развития фирмы и с ее функциональными стратегиями.
Отличительная черта инвестиционной стратегии – рассмотрение большого количества инвестиционных альтернатив с учетом влияния внешней среды на деятельность (инвестиционную, операционную, финансовую) компании.
Инвестиционная стратегия – генеральное направление (программа, план) инвестиционной деятельности, которое соответствует общекорпоративной стратегии гармонизации интересов по функционированию компании и направлениям использования денежных потоков заинтересованных лиц
Слайд 7Инвестиционная стратегия
выстраивается
в целом по компании (корпоративная стратегия): создание
новых бизнес-направлений, продажа отдельных бизнес-единиц ит.д.;
по отдельным бизнес-единицам.
Корпоративную стратегию формируют 3 элемента:
Состав бизнесов в портфеле
Уровень интеграции (синергии) между бизнесами
Операционная модель управления
В основе корпоративной инвестиционной стратегии лежит согласованное между владельцами капитала понимание места фирмы на рынке и ее перспектив (миссия) – см. след. Слайд.
Слайд 8Выбор места и роли компании на рынке
Место компании на рынке:
Продукт, рынки, основные потребители, технологии для производства и реализации продукта
Цели
компании:
Ориентация компании (устойчивость, лидерство…); отношение к риску; методы оценки эффективности (акционерная модель, стейкхолдерская модель)
Философия компании:
Ценности, бизнес-этика, подходы к принятию решений, взаимоотношения с персоналом, взаимодействие с клиентами и внешней средой, понимание социальной ответственности
Имидж компании:
Как компания хотела бы выглядеть в глазах клиентов, поставщиков, инвесторов, социума
Слайд 9Стратегический подход к выбору направлений инвестирования. Ключевые вопросы
ГДЕ МЫ НАХОДИМСЯ
СЕЙЧАС?
Оценка прошлой деятельности (конкурентоспособности и эффективности). Фиксация ключевых факторов
успеха. Оценка совпадения интересов стейкхолдеров
Анализ рынков и конкуренции. Прогнозы положения компании с изменением внешней среды. Определение стратегических ресурсов и способностей
ГДЕ МЫ ХОТИМ БЫТЬ? КАКИМИ МЫ БУДЕМ?
Разработка миссии, видения компании, дерева целей. Разработка стратегических альтернатив, оценка их достижимости и эффективности, ранжирование альтернатив. Оценка стратегических преимуществ. Выбор направлений роста.
ЧТО НАМ МЕШАЕТ?
Выявление проблемных зон. Структурирование факторов неопределенности, оценка рисков. Выявление недостающих компетенций
ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ?
Формирование перечня задач, действия, перевод их в планы
Слайд 10Разработка инвестиционной программы в рамках управления стоимостью – акцент на
реализацию стратегии
Анализ конкурентных
преимуществ, формирование
стратегии и проектов, реализующих
эту
стратегию по алгоритму
«сверху вниз»
Инициация предложений
«снизу вверх» и проверка их на
соответствие стратегии, на
коммерческую эффективность
+
Отбор проектов, связанных
со стратегией, их ранжирование
Формирование «банка»
прочих проектов
Формирование портфеля проектов с учетом:
Реализации стратегии
Диверсификации капитала и снижения рисков
Поиска потенциально интересных новых
направлений развития
Формирование
инвестиционной
программы и
инвестиционного
бюджета
Слайд 11 Этапы разработки инвестиционной
стратегии
Слайд 12Вопрос 2. Методический инструментарий выбора направлений инвестирования в рамках стратегического
подхода
PEST+M – анализ (M – market (рынок))
Структурный анализ отрасли (анализ
5 сил конкуренции М. Портера)
Анализ конкурентных преимуществ (анализ конкурентоспособности, выявление ключевых компетенций)
SWOT- анализ
Портфельный анализ (позиционирование проекта относительно рынка)
Пример использования некоторых инструментов стратегического анализа при выборе направлений инвестирования (см. файл)
Слайд 13Модель «5 сил конкуренции» М. Портера
Соперничество
среди существующих
конкурентов
Угроза появления
новых конкурентов
Угроза появления
товаров-заменителей
(субститутов)
Рыночная
сила
поставщиков
Рыночная
сила
покупателей
Слайд 14Матрица БКГ (концептуальная схема)
Слайд 15Матрица БКГ (взаимосвязь с инвестированием)
Слайд 16ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА
SWOT-матрица (описательный вариант)
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Слайд 18ПРОЕКТ – комплексное, не повторяющееся, предполагающее внедрение нового мероприятие по
достижению цели, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам и качеству.
Фазы и
стадии проекта
Зарождение
бизнес-идеи
Окончание жизненного
цикла активов или
продуктов проекта
Вопрос 3. Инвестиционный проект и бизнес-план: цели, этапы и принципы разработки
Слайд 19ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления
капитальных вложений в рамках разработанной проектно-сметной документации
Бизнес-план - описание практических
действий по осуществлению инвестиций
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ФИРМЫ – комплекс взаимосвязанных мероприятий, сопровождающий достижение поставленных целей в течение ограниченного периода времени через изменение величины и структуры основного капитала компании.
Слайд 20Факторы выбора проектной формы инвестиционной аналитики и попроектного управления
Инвестиции и
эффекты по ним разделены во времени, выгоды имеют приростной характер
Достижение
целей возможно разными путями, с использованием разных ресурсов и с разной скоростью (необходимо сопоставлять и ранжировать инвестиционные альтернативы
Любое инвестиционное решение требует разработки набора организационных мероприятий, его поддерживающих (план, бизнес-план)
Инвестиции в создание долгосрочных материальных или инновационных активов часто предполагают денежные оттоки в оборотные средства, которые тоже трактуются как инвестиции и учитываются при проведении финансового анализа
Слайд 21Факторы выбора проектной формы инвестиционной аналитики и попроектного управления
Условия реализации
проекта могут измениться в результате действий государства, но выгоды инвестора
по проекту должны быть защищены в целях создания благоприятного инвестиционного климата (для того, чтобы воспользоваться защитой, нужно выделить проект из текущей деятельности фирмы)
Управление инвестициями в условиях высокой нестабильности внешней среды не должно быть пассивным, т.е. не должно реализовываться по заранее расписанному плану, так как изменения среды могут быть благоприятными для развития проекта (проект должен предусматривать возможность переключения на другие продукты или расширение объемов выпуска)
Слайд 221) По масштабу (значимости) проекта
Глобальные
Народнохозяйственные (страновые)
Крупномасштабные (отраслевые, региональные)
Локальные
Классификация
инвестиционных проектов
2) По сфере деятельности проекта
Технический
Организационный
Экономический
Социальный
3) По
длительности проекта
Долгосрочный (свыше 5 лет)
Краткосрочный (до 1 года)
Среднесрочный (до 3-5 лет)
Слайд 234) По составу и структуре
Монопроект
Мультипроект
Мегапроект
Классификация инвестиционных проектов
5) По степени зависимости
Независимые
Альтернативные
Взаимосвязанные (взаимодополняющие, взаимовлияющие)
6) По цели инвестирования
Прирост объема выпуска продукции
Расширение
(обновление) ассортимента продукции
Повышение качества продукции
Снижение себестоимости продукции
Решение социальных, экологических и других задач
Слайд 24Жизненный цикл проекта
Жизненный
цикл
проекта
Концепция
(замысел,
инициация)
проекта
Реализация
(эксплуатация
и мониторинг)
проекта
Разработка
(планирование)
проекта
Завершение
проекта
=
+
+
+
Инвестиционный
проект
Прединвестиционная
стадия
Инвестиционная
стадия
Эксплутационная
стадия
=
+
+
Стадии инвестиционного проекта
Слайд 25Фазы и этапы инвестиционного проекта
Прединвестиционная
2. Инвестиционная
3. Эксплуатационня
4. Ликвидационная
Стадии
1. Предварительное обоснование
(экспресс-оценка)
2. ТЭО с ориентировочной схемой
Финансирования
3. Текущая оценка проекта
4. Анализ постфактум (мониторинг)
Аспекты
1. Технический
2. Экономический
3. Финансовый
4. Социальный
5. Экологический
6. Институциональный
Качество
1. Оценка реализуемости
2. Оценка эффективности проекта
в целом
3. Оценка эффективности для
каждого участника
4. Оценка устойчивости
Направления проектного анализа
Слайд 27
Бизнес-план - это плановый документ на текущую перспективу, в котором
изложены основные экономические, организационные, юридические и финансовые аспекты намечаемого коммерческого
мероприятия как наиболее рационального способа достижения стратегической цели развития фирмы, роста ее капитала и доходов
Рис. Контуры бизнес-плана
Слайд 281. Определение целей подготовки бизнес-плана
2. Установление целевых читателей
3. Определение источников
нужной информации
4. Установление общей структуры бизнес-плана
5. Сбор информации для подготовки
разделов
бизнес-плана
6. Написание бизнес-плана
7. Рецензирование готового бизнес-плана
Рис. Этапы разработки бизнес-плана
Слайд 29
Структура бизнес-плана (инвестиционного проекта)
Слайд 30Структура бизнес-плана (инвестиционного проекта)
Слайд 31 Бизнес-план в реализации
инвестиционной деятельности
Краткое содержание коммерческой идеи,
лежащей в основе потребности в инвестировании
Информация об инициаторах проекта, их интересах в его реализации
Анализ внешней среды, результаты маркетинговых исследований, предлагаемая маркетинговая стратегия
Внутренний анализ проекта в разрезе производственной части – бизнес-модель идеи (проекта). Технология, потребность в реальных активах, источники сырья, организационно-правовые аспекты, кадровые возможности и т.д.
Анализ факторов риска (технологических, политических и т.п.)
Экономическое обоснование целесообразности инвестирования (оценка инвестиций, денежных выгод, устойчивости финансового результата)
Оценка финансовых аспектов реализации проекта (привлечение капитала, приемлемые схемы погашения обязательств, гарантии, оценка кредитных и инвестиционных рисков, расчет финансового результата и показателей отдачи на капитал и рентабельности). Сопоставительный анализ проекта.
Слайд 32Принципы разработки бизнес-плана
Ясность, четкость изложения
Не увлекаться использованием «технического жаргона»
Включение
только релевантной информации
Реалистичность оценок
Умелое использование наглядных методов изложения
Четкость структуры
бизнес-плана
Выделение главного (выводов)
Не утяжелять основные разделы бизнес-плана (приложения)
Правильный выбор времени работы над бизнес-планом
Гибкость планирования
Краткость изложения