Слайд 1Искусство
классицизма и рококо
Слайд 2Новый художественный стиль - классицизм (лат . classicus образцовый )
- следовал классическим достижениям Античности и гуманистическим идеалам Возрождения.
Слайд 3Искусство Древней Греции и Древнего Рима стало для классицизма главнейшим
источником тем и сюжетов.
Почти обязательными были обращения к античной
мифологии и истории, ссылки на авторитетных учёных, философов и писателей.
Камеронова галерея, Царское село
Парфенон, реконструкция, США
Слайд 4В соответствии с античной традицией был провозглашён принцип первенства природы,
которой должно подражать искусство.
Клод Лоррен
«Полдень. Отдых
на пути в Египет»
1661
Слайд 5Развивая идеалы эпохи Возрождения, искусство классицизма стремилось отражать идеи гармонического
устройства мира,
подчинения индивидуальности интересам общества и государства.
Клод Лоррен
«Отплытие царицы Савской»
(1648)
Слайд 6В отличие от Ренессанса, где идеалу свободной
личности соответствовали лишь избранные,
теперь каждый человек мог достичь высокого общественного статуса.
О.Фрагонар
«Портрет Дени Дидро»
1765-1769
Дени Дидро – французский
писатель, драматург, просветитель, философ.
Слайд 7Следуя идеалам Античности и Возрождения, классицизм сумел выработать собственную эстетическую
программу, определившую характер этого стиля.
Слайд 8Главным содержанием искусства классицизма стало понимание мира как разумно устроенного
механизма, где человеку отводилась существенная организующая роль.
Ж.-Б. Мийо
«Депутат революционного
Конвента»
1794
Слайд 9В творческом методе классицизма, независимо от вида искусства, были заложены
стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте, к объективному
отражению окружающего мира, соблюдение правильности и порядка, подчинение частного главному.
Слайд 10 Классицизм
формировал представления о высоком
эстетическом вкусе,
призывал к сдержанности и спокойствию
в проявлении чувств,
ориентировал на рационализм и логичность
в поступках.
Слайд 11Каждому из видов искусства
были присущи свои особенные черты.
Слайд 12Основой архитектурного языка классицизма становится ордер, гораздо более близкий по
формам и пропорциям к зодчеству Античности.
Слайд 13Произведения архитектуры отличают:
строгая организованность, соразмерность
и
уравновешенность объёмов,
геометрическая правильность линий,
регулярность
планировки.
Слайд 14 Для живописи характерны:
чёткая разграниченность планов,
строгость рисунка,
тщательно выполненное светотеневое
решение объёма.
Джованни Баттиста
Тьеполо
«Пир Клеопатры»
1750
Слайд 15Особую роль в решении просветительской
задачи играли литература
и в особенности
театр, ставший самым массовым видом искусства этого времени.
Бюст Никола Буало
работы Ф. Жирардона.
Шекспир «Король Лир»
сцена из спектакля
Слайд 16В целостную стилевую систему классицизм сложился во Франции в эпоху
царствования «короля – солнце» Людовика XIV
(годы правления
1643 - 1715).
Г.
Риго .
Портрет Людовика XIV .
1701
Слайд 17Во Франции была выработана некая идеальная модель, позволившая стать основой
творчества не только в собственной культуре, но и завоевать художественное
пространство других европейских стран.
Бранденбургские ворота
Берлин
1791
Слайд 18Французскому образцу в этот период подражали в Испании, Германии и
в странах Восточной Европы. Даже Англия вынуждена была признать авторитет
французской культуры.
Интерьер английского дворца
Слайд 19Особый вариант стиля был создан в русской
художественной культуре
в конце
XVIII - начале XIX в.
Слайд 20Своё проявление он нашёл прежде всего в
архитектуре, а также
в скульптуре и живописи.
О.Монферран Исаакиевский собор
Э. Фальконе «Медный всадник»
А.Иванов «Явление
Христа народу»
Слайд 21За долгие годы существования не
раз менялась идеологическая ориентированность
классицизма.
Слайд 22На последней стадии своего развития классицизм активно выражал идеалы наполеоновской
империи.
Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (фр.
empire - империя).
Триумфальная арка на площади
Каррусель в Париже. 1806 г.
Слайд 24В 20 - е гг. XVIII в. в о Франции
сложился новый стиль искусства - рококо (фр . rocaille -
раковина). Уже само название раскрывало
главную, характерную черту этого стиля – пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям,
во многом напоминавшим очертания раковины.
Слайд 25Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями,
то в украшение в виде щита или полуразвёрнутого свитка с
изображением герба или эмблемы.
Слайд 26Главная цель искусства рококо - доставлять чувственное наслаждение.
Искусство должно
было нравиться,
быть трогательным и развлекать.
Слайд 27Характерные черты стиля рококо в произведениях искусства:
грациозность и лёгкость,
декоративная утончённость, пасторальность;
• орнамент в виде стилизованных раковин и завитков,
цветочных гирлянд, фигурок амуров, масок;
• сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота;
• культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции;
• культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам.
Слайд 28Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декоративно-прикладного искусства Франции
(интерьерах дворцов и костюмах аристократии). В России он проявился прежде
всего в архитектурном декоре - в виде свитков, щитов и замысловатых
раковин, а также маскаронов.