Разделы презентаций


Тольяттинский государственный университет

Содержание

В процессе онтогенеза на базе непосредственных ощущений развиваются функции, которые на языке общей психологии обозначаются как восприятие и представления, а на языке нейропсихологии как гнозис. Термин «гнозис» в буквальном смысле слова

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тольяттинский государственный университет
Лекция 4.




ПОНЯТИЕ ГНОЗИСА и ЕГО ВИДЫ

Тольяттинский государственный университетЛекция 4. ПОНЯТИЕ ГНОЗИСА и ЕГО ВИДЫ

Слайд 2В процессе онтогенеза на базе непосредственных ощущений развиваются функции, которые

на языке общей психологии обозначаются как восприятие и представления, а

на языке нейропсихологии как гнозис.

Термин «гнозис» в буквальном смысле слова означает узнавание. Узнавание формы, величины, пространственной соотнесенности предметов и, наконец, пониманием их значения, которое заключено в названии предмета, позволяет нам ориентироваться в окружающем мире. Этот запас сведений об окружающем мире складывается из анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов и откладывается в системах памяти.

В процессе онтогенеза на базе непосредственных ощущений развиваются функции, которые на языке общей психологии обозначаются как восприятие

Слайд 3Выделяют различные виды гнозиса, которые соответствуют имеющимся у человека анализаторным

системам (модальностям), над каждым анализатором надстроен свой, специфический для него

вид гнозиса:

вкусовой,
обонятельный,
слуховой,
зрительный,
тактильный.


Выделяют различные виды гнозиса, которые соответствуют имеющимся у человека анализаторным системам (модальностям), над каждым анализатором надстроен свой,

Слайд 4Но гнозис нельзя себе представить как простое сопоставление, распознавание образа.

Гнозис  — это процесс непрерывного обновления, уточнения, конкретизации образа, хранимого

в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией.

Локальное поражение тех или иных модально-специфических зон мозга приводит к нарушениям гностических функций. Называются такие нарушения «агнозии».

Но гнозис нельзя себе представить как простое сопоставление, распознавание образа.   Гнозис  — это процесс непрерывного

Слайд 5Агнозия – нарушение узнавания стимулов (объектов окружающей среды), относящихся к

той или иной модальности. Выделяют два типа расстройств модально-специфических систем:
1

— сенсорные расстройства: относительно элементарные, возникающие при поражении анализаторной системы и первичных зон коры больших полушарий. Из-за этого возникают нарушения распознавания различных видов элементарных ощущений (светоощущения, цветоощущения, восприятие тона и пр.)

2 — непосредственно гностические: более сложные, возникающие при поражении вторичных полей коры. Выражается в нарушениях разных видов восприятия (формы, узнавание предмета, звуков речи и пр.)
Агнозия – нарушение узнавания стимулов (объектов окружающей среды), относящихся к той или иной модальности. Выделяют два типа

Слайд 6Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражениях высших гностических

механизмов сохраняются, но интерпретация этих импульсов, сличение получаемых данных с

образами, хранящимися в памяти, нарушаются. При сохранности восприятия предметов теряется ощущение их «знакомости» и окружающий мир, ранее такой знакомый в деталях, становится чуждым, непонятным, лишенным значения.
Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражениях высших гностических механизмов сохраняются, но интерпретация этих импульсов, сличение

Слайд 7СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА.

СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА.

Слайд 9Развитие зрительного восприятия
На 6-8 день жизни зрительная система начинает анализировать

структуру зрительного мира, и постепенно начинает формироваться возможность восприятия отдельных

зрительных свойств. К 3-4 месяцам ребенок выделяет желто-синий, а к 4-5 месяцам – красно-зеленый компонент цветового восприятия. С 3-4 мес. проявляется способность различать объекты по размеру. К 8 мес. наблюдается качественный скачок в восприятии формы объекта. 3-4 года наблюдается тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Вообще, практические манипуляции с объектами, предметами материального мира являются необходимым фактором развития зрительного опознания. До 3 лет отсутствует дифференциация и специализация затылочных зон коры, это означает, что они выполняют одну и ту же функцию, дублируя друг друга. С 3-4 до 6-7 лет в зрительных областях происходит активный процесс специализации отделов, осуществляющих зрительные операции.

Развитие зрительного восприятия На 6-8 день жизни зрительная система начинает анализировать структуру зрительного мира, и постепенно начинает

Слайд 10В зрительном гнозисе выделяют следующие виды:
предметный,
цветовой,
лицевой,
пальцевой,


симультанный.

Нарушения зрительного восприятия называются зрительные агнозии, которые характеризуются неспособностью

опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зрительно при отсутствии элементарных расстройств зрения.


В зрительном гнозисе выделяют следующие виды:  предметный, цветовой, лицевой, пальцевой, симультанный. Нарушения зрительного восприятия называются зрительные

Слайд 11Предметный зрительный гнозис – начинается с узнавания реальных предметов и

реалистических изображений. Вначале маленькому ребенку необходимо усвоить простые зрительные объекты,

выделить в них существенные признаки, сопоставить предметы между собой и т.д. Они часто любят играть кухонными, бытовыми предметами, инструментами и т.п. Ребенку до 2 лет понятны и интересны игрушки и картинки, которые как можно более приближены к оригиналу. Стилизованные, вычурные игрушки и картинки, которые так часто предлагаются маленьким детям, им не показаны.
Предметный зрительный гнозис – начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений. Вначале маленькому ребенку необходимо усвоить

Слайд 12Поэтому лучше иметь игрушки – копии посуды, мебели, животных, овощей,

фруктов и пр., с помощью которых дети быстрее осваивают столь

необходимый им мир предметов. А, начиная с 2 лет, дети начинают проявлять интерес к простым стилизациям типа «мультиков». Такие изображения более символичны по своей сути, поэтому требуют более зрелого восприятия. Со временем детям становятся доступны стилизованные рисунки: штриховые, теневые, наложенные, перечеркнутые картинки.

Поэтому лучше иметь игрушки – копии посуды, мебели, животных, овощей, фруктов и пр., с помощью которых дети

Слайд 13Локализация предметного зрительного гнозиса: преимущественно височно-затылочные, теменно-затылочные и затылочные зоны

обоих полушарий мозга или одного из них (может осуществляться и

за счет одного из полушарий, так как симметричные зоны полушарий специализированы одинаково).

Локализация узнавания стилизованных изображений (перечеркнутых, наложенных): задневисочные отделы левого полушария.

Локализация узнавания недорисованных изображений: задневисочные отделы правого полушария.

Сведения о локализации относятся к более зрелому мозгу, в период детства данные локализационные параметры еще не устоялись.
Локализация предметного зрительного гнозиса: преимущественно височно-затылочные, теменно-затылочные и затылочные зоны обоих полушарий мозга или одного из них

Слайд 14Нарушение - предметная агнозия
Теряется или не формируется способность к узнаванию

предметов и их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы,

контуров предмета.
При грубых двусторонних поражениях больные не узнают даже простых изображений обиходных предметов, больные путают сходные изображения (настольная лампа и гриб).
Нарушение - предметная агнозияТеряется или не формируется способность к узнаванию предметов и их изображений. В основе лежат

Слайд 15В случае дисфункции задневисочных отделов левого полушария возникает нарушение связи

между зрительным образом и его наименованием, тогда возникают трудности называния

объектов, воспринимаемых через зрение. Из-за того, что зрительные образы смешиваются, становятся нестойкими, называние предмета заменяется другим, близким по значению словом (вербальные парафазии). Если этот же объект человек будет воспринимать не оптически, а тактильно, на ощупь, то узнать его и назвать трудностей не составит.

В случае дисфункции задневисочных отделов левого полушария возникает нарушение связи между зрительным образом и его наименованием, тогда

Слайд 16Цветовой гнозис – способность распознавать цвета и их оттенки
Также развивается

постепенно: в начале осваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый),

затем менее яркие (белый, черный, коричневый, оранжевый). На первых порах не следует настаивать на том, чтобы ребенок рисовал предметы в соответствии с их реальными цветами. Чтобы отнесенность цвета к предмету устоялась, необходимо более зрелое видение, а оно формируется не сразу. К 6-7 годам усваиваются не только цвета спектра, но и их оттенки.

Цветовой гнозис – способность распознавать цвета и их оттенкиТакже развивается постепенно: в начале осваиваются яркие цвета спектра

Слайд 17Локализация: височно-затылочные отд. правого полушария - узнавание, идентификация цвета; левое

полушарие обеспечивает абстрактность, обобщенность при восприятии цвета (название цветов, их

классификация).
Нарушение: цветовая агнозия.
При поражении левого полушария (доминантного) – неспособность подбирать оттенки цвета в единую цветовую гамму, забывание названий цвета.
При поражении правого – неспособность к различению простых цветов
Локализация: височно-затылочные отд. правого полушария - узнавание, идентификация цвета; левое полушарие обеспечивает абстрактность, обобщенность при восприятии цвета

Слайд 18Лицевой гнозис -
формируется относительно изолированно от остальных видов зрительного гнозиса.

Первым, что усваивает ребенок, это лицо матери или близкого ему

человека. Затем приобретается способность различать и запоминать другие лица.
Локализация: височно-теменно-затылочные отд. правого полушария у всех людей.
Нарушение: агнозия на лица (прозопагнозия) – трудности опознания знакомых лиц. При грубом дефекте больные не узнают своих близких, фотографии из семейного альбома, оценивают людей по случайным признакам, по голосу, жестикуляции. В редких случаях у больных нарушается оценка мимики, выражающей ту или иную эмоцию, они могут видеть искаженные гримасы.
Лицевой гнозис -формируется относительно изолированно от остальных видов зрительного гнозиса. Первым, что усваивает ребенок, это лицо матери

Слайд 19Симультанный гнозис –
это способность видеть сложные изображения целиком, одномоментно

укладывать детали в единое целое, выделять существенные и второстепенные признаки.

Таким образом воспринимается, например, сюжетная картина или реальная житейская ситуация, включающая группу предметов или людей. Симультанный гнозис наиболее тесно связан с развитием мышления и поэтому является одним из его важных показателей.
Локализация: правая затылочная область или двусторонние затылочные области.
Нарушение: симультанная агнозия (синдром Балинта) – сужение объема восприятия до одного полного объекта. Больные хорошо воспринимают отдельные предметы, но не в состоянии увидеть группу предметов, охватить ситуацию.

Симультанный гнозис – это способность видеть сложные изображения целиком, одномоментно укладывать детали в единое целое, выделять существенные

Слайд 20Буквенный гнозис —
способность распознавать символические знаки (буквы, цифры).
Локализация: височно-затылочная

область доминантного по речи полушария.
Нарушение: зрительная буквенная агнозия. Нарушается обобщенное

восприятие и называние букв. Происходит смешение букв по оптической близости, расположению элементов букв, зеркальное восприятие букв. Например, «н» может быть опознана как «м», а «в» как «р». Из-за этого распадается навык чтения (первичная алексия). Аналогично может нарушаться и цифровой гнозис.

Буквенный гнозис — способность распознавать символические знаки (буквы, цифры).Локализация: височно-затылочная область доминантного по речи полушария.Нарушение: зрительная буквенная

Слайд 21Оптико-пространственный гнозис -
ориентировка в пространственных признаках окружающей среды и

изображений объектов, восприятие расположения предметов относительно друг друга (слева-справа, сверху-снизу,

за-перед и т.д.). Осуществляется за счет комплексного взаимодействия с несколькими анализаторными системами (слуховой, тактильной, вестибулярной, кинетической).

Оптико-пространственный гнозис - ориентировка в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов, восприятие расположения предметов относительно друг

Слайд 22Локализация: верхне-теменные и теменно-затылочные отделы левого и правого полушарий. Причем

вклад каждого полушария не одинаков, специфичен.
Нарушение: оптико-пространственная агнозия – неспособность

опознавать такие пространственные признаки зрительных изображений, как величина, удаленность, направленность, взаиморасположенность объектов.

Локализация: верхне-теменные и теменно-затылочные отделы левого и правого полушарий. Причем вклад каждого полушария не одинаков, специфичен.Нарушение: оптико-пространственная

Слайд 23При левополушарных поражениях это проявляется в неспособности осуществить поворот фигуры

в пространстве, ориентироваться в географической карте, часах, пространственных играх; нарушаются

различные виды конструктивной деятельности, рисования; узнавание пальцев рук. При правополушарных поражениях возникают нарушение опознания знакомой пространственной ситуации, неспособность воспроизвести ее по памяти. Также при правополушарных поражениях возникают нарушения схемы тела - ориентация в расположении частей тела, - они воспринимаются искаженными по величине, диспропорциональными. Из-за этого возникают трудности построения движений в пространстве (распад уже упроченного навыка одевания и других бытовых, способности рисовать, совершать профессиональную деятельность). Часто при поражении правого полушария возникает односторонняя пространственная агнозия: игнорирование левой половины пространства.
При левополушарных поражениях это проявляется в неспособности осуществить поворот фигуры в пространстве, ориентироваться в географической карте, часах,

Слайд 24Связь с другими процессами
Процессы зрительного и зрительно-пространственного восприятия являются базовыми

для многих видов деятельности, включая учебную. Без них не могут

быть усвоены чтение, счет, письмо, конструирование, рисование. Процесс зрительного восприятия и опознания предметов тесно связан с номинативной функцией речи. Нечеткость зрительных представлений, трудности распознавания существенных признаков предмета нарушают выбор значения нужного слова. Без зрительно-пространственного гнозиса не могут быть освоены некоторые грамматические конструкции, и следовательно будет затруднено понимание речи при объяснении учителя, понимание условий заданий.

Связь с другими процессамиПроцессы зрительного и зрительно-пространственного восприятия являются базовыми для многих видов деятельности, включая учебную. Без

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика