Разделы презентаций


Использование приемов ТРИЗ в начальной школе

«Не мыслям надо учить, а мыслить». И. Кант. Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в начальной школе»
Н.Б. Климутко
учитель начальных классов
МОУ

СОШ №3

Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в начальной школе»Н.Б. Климуткоучитель начальных классовМОУ СОШ №3

Слайд 2«Не мыслям надо учить, а мыслить». И. Кант.
Наиболее

четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать

следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".
Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
«Не мыслям надо учить, а мыслить».  И. Кант. Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI

Слайд 3События Устройство конструктора
«было» (первое состояние объекта);
«стало» (второе состояние объекта);
«что

изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).
Конструктор будет

иметь вид:

События Устройство конструктора «было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и

Слайд 6Инструмент - эффект
Мы применили к словам инструмент «Х» и получили

следующие результаты:
для слова «лесной» - «-н-»;
для слова: «ключик», - «-ик-»;
для

слова «учительница», - «-ниц-».
Вероятно, Вы догадались, что инструмент «Х» «достает» из слова его первый суффикс.

Инструмент - эффектМы применили к словам инструмент «Х» и получили следующие результаты:для слова «лесной» - «-н-»;для слова:

Слайд 7Модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования

лексического значения знакомых слов

Например: школа, парта, учебник.


Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы:
К какому классу предметов относится?
Из какого материала «предмет» сделан?
Для чего служит?
Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.
Модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов   Например:

Слайд 8 «Метод маленьких человечков».
Объяснять внутреннее строение тел и их

свойства можно так:
«Тела, окружающие нас состоят из человечков, но

они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».
Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
«Метод маленьких человечков». Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят

Слайд 10Системный лифт
При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень

пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания

и перешли к изучению нового материала:

«Класс → первый этаж → школа → улица
Садовая → Челябинская область→ город Кыштым→ Северо-Западный федеральный округ → Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».

Системный лифт При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы

Слайд 11Лифт-город

Лифт-город

Слайд 13Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения

существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого

понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).

Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:

Имя – Иван

Автор (создатель) – П.П. Ершов

Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»

Где живет – в град-столице

Кем служит – конюхом у царя

Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)

Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками

Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания

Слайд 15В математике речь всегда идет о каких-то преобразованиях. Преобразование производится

с помощью оператора. Таким оператором может
быть и знак арифметической

операции, и геометрическое преобразование (параллельный перенос, поворот и т. п.), и любое сочетание преобразований.
В математике речь всегда идет о каких-то преобразованиях. Преобразование производится с помощью оператора. Таким оператором может быть

Слайд 16Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных»

(использование

да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)
1. Стадия вызова:

Я

загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске:

беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь
Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных» (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика