Слайд 1
Исследование систем
управления персоналом
Соловова Н.В.
Слайд 2
Исследование – это познание какого-либо объекта с целью получения новых
знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для
последующего применения полученных знаний, как в теории, так и в практике.
Профессиональное и квалифицированное исследование систем управления направлено не только на совершенствование функционирования всей системы или какой-то её части, оно ещё и развивает теоретическую базу ИСУ.
Слайд 3Методологические положения исследования – научные, обоснованно сформулированные утверждения (положения) о
совокупности принципов, методов, форм и средств логической организации и проведения
исследовательской деятельности.
Слайд 4Развитием теории исследования систем управления занимались и продолжают её совершенствовать
учёные В. М. Мишин, С. Л. Гольдштейн, К. В. Балдин,
А. В. Демидова, В. В. Кафидов, В. И. Коробко, А. Я. Кибанов, А. С. Малин, В. И. Мухин, З. М. Макашева, М. С. Мотышина, Е. Б. Моргунов, Д. Я. Райгородский, В. В. Глущенко, Э. М. Коротков и другие.
Слайд 5Исследование систем управления (ИСУ) персоналом имеет свою особую специфику, определяющую
процессы управления не
только персоналом организации, но и внешней среды, которой
является само предприятие, а также государство, государственные законы, различные мировые тенденции.
Предприятие будет являться для системы управления персоналом микросредой,
а государство – макросредой.
Слайд 6
Принципы исследования, будучи важнейшей категорией методологии, представляют собой базовые правила,
основу действий, сущность и исходные положения, используемые при осуществлении познавательной
деятельности. Игнорирование принципов исследования ведёт к непредсказуемости результатов, ошибкам и потере времени как у начинающих исследователей, так и у имеющих опыт специалистов.
Слайд 7Принципы исследования систем управления взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга
и вместе представляют определенную систему правил, определяющих достоверность результатов исследования.
Слайд 10Подходы определяют направленность исследования. Общие подходы могут быть теоретическими, фундаментальными,
эмпирическими, прикладными и комбинированными.
Выбор подходов зависит как от цели
исследования, так и от наличия информации об объекте и предмете исследования. Подход также определяет задачи исследования систем управления.
Подходы самым тесным образом связаны с
концепцией и стратегией исследования.
Слайд 11Выбор подхода исследования является направляющим и определяющим относительные границы исследования,
исключает возможность «объять необъятное», отклониться в сторону, а также предполагает
использование необходимых способов и методов для анализа системы.
Слайд 19«Концепция исследования представляет собой систему основополагающих взглядов, идей и принципов
исследования, определяющих подход к исследовательской работе и организации её проведения,
способствующих разрешению проблем»
Слайд 20К основным подсистемам
СУП следует отнести следующие направления:
– организация системы управления
персоналом на предприятии;
– найм и отбор персонала в организацию;
– адаптация
персонала в организации;
– мотивация труда персонала в организации;
– обучение и развитие персонала организации;
– аттестация персонала организации;
– управление текучестью персонала в организации;
– организационная культура персонала организации;
– закрепление молодых специалистов в организации;
– кадровый документооборот в организации;
– социально-психологический климат в организации;
– роль руководителя в организации;
– кадровая политика в организации.
Слайд 21
При проведении аттестации необходимо ещё на
подготовительном этапе определиться с
научным подходом исследования.
Такими подходами могут быть системный, комплексный, целевой, процессный,
рефлексивный, параметрический, моделирование и другие.
Подходы и теоретические положения определяют методы и способы оценки профессиональных и личностных качеств аттестуемых.
Слайд 22???????
Какие Вы знаете методы оценки и аттестации персонала ?
Слайд 25Научные подходы и методы исследования аттестации определяют методики оценки, которые
делятся на шесть групп:
– описательные;
– сравнительные;
– комбинированные;
– квазиколичественные;
– графические;
– коэффициентные.
Слайд 26
Для исследования социально-психологического климата,
от которого во многом зависит стабильность
и развитие системы управления, как персоналом, так и предприятия в
целом, используются чаще всего подходы, опирающиеся на психологические, социологические, педагогические, статистические методы исследования, то есть междисциплинарные.
?????? Какие подходы являются междисциплинарными ?
Слайд 28Кадровая политика организации – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов,
методов, форм, организованного механизма по выработке целей и задач, направленных
на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного
сплочённого коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учётом стратегии развития организации»
Слайд 29????????
Каковы принципы построения кадровой политики ???
Слайд 33??????????
Подходы для исследования систем управления персоналом ????
Слайд 35Для исследования подсистем СУП в настоящее время разработано и применяется
достаточно большое количество инновационных методик, таких как: методика обучения менеджеров
– «кейс
тест», методика «балльной оценки эффективности работы организации» (БОЭРО), оценка по коэффициенту трудового вклада (КТВ),
методика исследования трудовой мотивации – «контент-синтез», факторная структура мотивов труда, тестирование – «мотивационный профиль» и другие.
Слайд 40Система управления персоналом обладает двойственной сущностью, с одной стороны, она
должна работать стабильно и отлажено, с другой – соответствовать современным
тенденциям развития организаций и мгновенно реагировать на все вызовы внешней среды.
Исследование систем управления персоналом предприятия проводится чаще всего с необходимостью изменений в структуре всей организации. Эти изменения в большинстве своём имеют неоднозначные причины, поэтому исследователю также важно выбрать методы и методики исследования, которые бы соответствовали современным научным принципам, подходам и
требованиям самой системы.
Слайд 43Методологически грамотно проведённое исследование СУП способствует дальнейшему развитию теории, совершенствованию
практики построения новых систем управления персоналом, корректированию действующих, созданию необходимых
и современных условий для их функционирования.
Слайд 45К классическим методам исследования СУП следует отнести:
сравнительный анализ и синтез
официальной научно-методической литературы, а также критический анализ интернет-материала, соответствующего объекту
и предмету дипломных работ.
Во многом применение классических методов зависит от объёма и
качества имеющегося и анализируемого материала, а также от
аналитических способностей исследователей.
Слайд 46К междисциплинарным методам исследования мы относим
методы естественно-научных и общественных дисциплин.
К ним
можно отнести философские, технические, педагогические,
психологические, социологические способы.
В
частности, такие как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, классификация и другие.
Наиболее интересными и перспективными для развития ис-
следования и совершенствования СУП являются специфические
методы и методики: например, метод сценариев, метод эксперт-
ных оценок, метод консультирования и другие.
Слайд 47Количество методологических составляющих
в дипломных
Количество работ 100
Научные подходы 8
Научные принципы 14
Научные
методы 374
Слайд 48К сожалению автора, менее всего из составляющих методологии исследования представлены
в дипломных проектах научные подходы, которые во многом определяют методики
и способы исследования СУП. Недостаточно представлены в выпускных квалификационных работах научные принципы проектирования и исследования систем управления, которые отражают достоверность полученных результатов выполненной работы.