Слайд 1Источники муниципального права
Слайд 2Понятие "источник муниципального права" основывается на общем понятии источника права,
определяемом как форма выражения права. Нормы муниципального права, как и
иные правовые нормы, устанавливаются, изменяются, а также отменяются в определенных формах, которые придают содержащимся в них положениям и правилам официальное общеобязательное значение.
Таким образом, источники муниципального права - это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.
Слайд 3Источникам муниципального права присуще те же признаки, что и источникам
права вообще. Это, во-первых, нормативный характер содержащихся в них предписаний
и, во-вторых, обязательность для исполнения, которая обеспечивается средствами государственного воздействия.
Слайд 4Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного
самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
перед населением и государством. Ими определяется правотворческая деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, а также населения, от которых исходят муниципальные правовые акты.
Слайд 5Источники муниципального права характеризуются множественностью, которой присуща определенная иерархия. Это
обусловлено, в частности, тем, что нормы муниципального права содержатся в
правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в государстве, обладающих разной юридической силой.
Слайд 6Можно выделить четыре группы источников муниципального права с учетом различных
уровней правового регулирования муниципальных отношений.
К нормативно - правовым актам первого
уровня относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, например Европейская Хартия местного самоуправления от 15.10.85 г., ратифицированная Федеральным Законом РФ от 11.04.98 г. № 55-ФЗ.
Ко второму уровню относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это, прежде всего Конституция РФ - главный источник муниципального права. В ней содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.
Слайд 7Конституционные нормы обладают верховенством и высшей юридической силой в отношении
всех иных законодательных актов. При этом Конституция Российской Федерации не
только представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения, но и является императивом, стоящим над государством и законом и защищающим «справедливый порядок государства.
Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии основного закона Российского государства означает, что все конституционные нормы, в том числе и по вопросам организации местного самоуправления, имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конфетных судебных дел по искам о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.
Слайд 8К следующему подуровню относятся федеральные законы, содержащие нормы муниципального права.
Важнейший из них - Федеральный закон 2003 г. "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Указанный Закон содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений.
Значение этого подуровня состоит в следующем:
- детализирует, конкретизирует положения, содержащиеся в Конституции РФ;
- определяет понятие и принципы местного самоуправления в РФ, предметы ведения РФ, субъектов федерации и органов местного самоуправления в сфере организации и осуществления местного самоуправления в РФ, территориальные и финансово-экономические основы местного самоуправления, гарантии осуществления местного самоуправления и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, регулирует прочие вопросы;
- создает возможность для дальнейшего правового регулирования указанных отношений на региональном уровне.
Слайд 9 К третьему подуровню относятся иные федеральные нормативно-правовые акты.
Источниками муниципального права являются указы Президента РФ и постановления Правительства
РФ, содержащие муниципально-правовые нормы (например, Указ от 22 октября 1998 г. "О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков").
Слайд 10Нормы муниципального права могут содержаться в нормативных правовых актах других
федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера можно привести Указания
о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 11 декабря 2002 г., которыми руководствуются муниципальные образования при составлении и исполнении своих бюджетов.
Особым видом источников муниципального права являются решения Конституционного Суда РФ (например, постановление от 30 мая 1996 г. № 13-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Слайд 11Третий уровень источников составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной
власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы
субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муниципального права.
Слайд 12Источниками четвертого уровня выступают так называемые муниципальные правовые акты.
Муниципальный
правовой акт - письменный документ, принятый населением муниципального образования непосредственно,
органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязательный для исполнения всеми субъектами права на территории муниципального образования, устанавливающий либо изменяющий общеобязательные правила или имеющий индивидуальный характер.