Слайд 1История вышивки
на Руси
Педагог дополнительного образования Козлова И.В.
Слайд 2Русская вышивка имеет очень глубокие корни.
Когда вышивание появилось на Руси,
оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов,
используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями.
Слайд 3Русская вышивка имеет очень глубокие корни.
Постепенно вышивальное искусство перестало быть
привилегией дворянства и стало привычным занятием крестьянских девушек. Материалы при
этом использовались более дешевые.
Слайд 4Русская вышивка имеет очень глубокие корни.
Техника и узоры вышивки на
Руси передавались из поколения в поколение, жили столетия, а возможно
и тысячелетия. Вышивать обычно учились с семи-восьми лет. Мать обучала дочек всему тому, что умела сама, чему научилась от своей матери.
Слайд 5Основа для вышивания
Основным материалом был холст, льняной или посконный, самый
крепкий, выработанный из мужских стеблей конопли. Посконь в основном шла
на рабочую одежду, праздничные же вещи шили из тонкого отбеленного полотна.
Слайд 6Своими руками…
Большинство домашних вещей крестьяне изготавливали своими руками. Женщины сеяли,
убирали и обрабатывали лен и коноплю. Пряли, ткали и шили
из холстины одежду и украшали ее. Участвовали в работе и дети. С малых лет девочки начинали готовить себе приданое: вещи складывались в коробью, потому и приданое тоже называлось «коробья».
Слайд 7Праздничный костюм
Украсить одежду старались как можно лучше, особенно праздничную. Ведь
по ней судили люди о трудолюбии, мастерстве и вкусе хозяйки.
Костюм же молодой замужней женщины был самым нарядным.
Слайд 8 Головные уборы
Крестьянки расшивали и головные уборы: девушкам – перевязки
с открытым верхом, женщинам – кокошники, полностью закрывающие волосы. Украшали
такие уборы бисером, жемчугом, который исстари добывали в северных реках. В ряде губерний шили удивительно нарядные «золотые платы».
Слайд 9Одежда на каждый день
Основной частью костюма была рубаха. Вышивкой украшали
ее плечевую часть, «оплечья», которые видны были из-под сарафана, вороток,
подол, а порой и весь рукав. У тех же рубах, что специально предназначались для покоса и жатвы, узор широкой полосой стлался по подолу. Нарядно одетые крестьяне собирались вместе и с раздольной песней шли работать в поле.
Слайд 10Вышитый пояс –украшение любого наряда
Слайд 11Полотенце - украшение дома
Важную роль играло в народной жизни
полотенце. Им не только утирались. Самые нарядные были традиционным свадебным
подарком невесты жениху, украшением крестьянского жилища. Вешали полотенца в передний «красный» угол, на стены избы. Украшали ими и повозку с молодыми, чтобы всем было видно: это свадьба, это праздник
Слайд 12Символы вышивок
Дошли до нас и древние свидетельства, что славяне «поклонялись
убрусцам» - полотенцам. Вернее, изображениям на них. В вышивке наиболее
распространен был образ птицы. В одних случаях ее изображали обобщенно, в других легко можно было определить породу: орел, лебедь, петух.
Слайд 13 Символы вышивок
Дошли до нас и древние свидетельства, что славяне
«поклонялись убрусцам» - полотен Но особенно любимой в народе была
Пава с большим пышным хвостом. Оперение ее подчас настолько разрасталось, а хвост так удлинялся, что называли ее даже «рыбиной». Паву-птицу на рукоделье иногда окружают маленькие птички, возможно, ее птенцы.
Слайд 14 Символы вышивок
Очень часто встречаются величавые женские фигуры. По сторонам
от них - птицы, кони, всадники. Руки женщины то воздеты
к небу, то обращены в благословляющем жесте к всадникам. Коней они нередко держат за поводья. И все, кто окружают ее, словно ей поклоняются. Таким предстает в вышивке образ великой Матери Земли, Матери всей природы.
Слайд 15 Вышивка крестом
В основе вышивки крестом, лежат обычаи и
обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом
защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. Узор на подоле рубахи, на рукавах и горловине служил оберегом для человека.