Разделы презентаций


ИЗДАТЕЛЬСТВО УЧИТЕЛЬ

Содержание

Ведущий вебинара: Данильченко Светлана Михайловна, педагог-психолог ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 1»Преемственность в организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на всех уровнях образования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2

Ведущий вебинара: Данильченко Светлана Михайловна,
педагог-психолог
ГКОУ «Волгоградская школа-интернат

№ 1»
Преемственность в организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ

на всех уровнях образования
Ведущий вебинара: Данильченко Светлана Михайловна, педагог-психолог ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 1»Преемственность в организации образовательного процесса для

Слайд 3 Одно из условий успешного перехода на новые образовательные стандарты

общего образования это развитие преемственности в ОО.
Преемственность - система связей,

обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов в обучении и воспитании с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как
взаимосвязь между предыдущим
и последующими образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем.
Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Даже соблюдая все цепочки взаимодействия и взаимосвязи в содержании учебно- воспитательного процесса, в формах и методах обучения, практически из года в год при переходе с одной ступени обучения на другую наблюдаем

Преемственность

Одно из условий успешного перехода на новые образовательные стандарты общего образования это развитие преемственности в ОО.Преемственность

Слайд 4А это значит проблема преемственности – не только педагогическая, а

в значительной степени и психологическая, суть которой состоит



участвующими в

процессе обучения и воспитания ребенка. Поэтому под преемственностью следует понимать и внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития ребенка, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой.
Таким образом, преемственность как многогранное понятие характеризуется динамикой развития детей, организацией и осуществления самого педагогического процесса.







Сегодня понятие преемственности практикуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Преемственность в работе педагогов является одним из факторов повышения эффективности работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.


А это значит проблема преемственности – не только педагогическая, а в значительной степени и психологическая, суть которой

Слайд 5В 1996 г. Коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые
зарегистрировала

преемственность как главное условие непрерывного образования,
а идею приоритета личностного

развития — как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного, начального школьного образования.
Преемственность детского сада и школы предполагает установление взаимосвязи между ее звеньями с целью последовательного решения задач обучения и воспитания — взаимосвязь учебного содержания, воспитательно-образовательной работы, а также методов ее осуществления.
Существенным в преемственности является взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. По мнению специалистов, ключевыми в преемственности являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Особенно это важно при организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.


Преемственность

В 1996 г. Коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а

Слайд 6Содержание образовательных программ
Схема преемственности

Содержание образовательных программСхема преемственности

Слайд 7Образовательная вертикаль
















http://kgbou5.ru/assets/files/bannery/fgos/preemstvennost-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-dlya-obuchayushhihsya-s-ovz.pdf


Образовательная вертикальhttp://kgbou5.ru/assets/files/bannery/fgos/preemstvennost-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-dlya-obuchayushhihsya-s-ovz.pdf

Слайд 8Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием

в настоящее время нашли свое отражение в содержании Концепции непрерывного

образования.
Этот стратегический документ раскрывает перспективные направления развития дошкольного — начального образования, в нем преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В документе также определены психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования на указанных этапах детства.
Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

Концепция непрерывного образования

Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли свое отражение в

Слайд 9развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение

детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного

возраста);
формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);
развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;
развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Концепция непрерывного образования

развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми

Слайд 10Эта цель конкретизируется в задачах ступеней образования:
на дошкольной ступени:
обеспечение эмоционального

благополучия ребенка;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
формирование элементарных

знаний об окружающем мире;
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
развитие компетентности в различных формах сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
на ступени начальной школы:
совершенствование достижений дошкольного развития;
формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и др.);
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
Однако следует заметить, что в этих формулировках не учитываются особенности детей с ОВЗ.
Существует Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития —основополагающий документ, определяющий цели специального дошкольного образования детей в детских садах компенсирующего и комбинированного видов
Эта цель конкретизируется в задачах ступеней образования:на дошкольной ступени:обеспечение эмоционального благополучия ребенка;развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к

Слайд 11Работники специальных дошкольных учреждений (в первую очередь методисты и воспитатели)

должны быть знакомы с требованиями, которые предъявляются детям в I

классе как коррекционной, так и массовой школы, и в соответствии с этими требованиями готовить дошкольников к систематическому общению и учению в школе, включая в коррекционно-развивающий процесс специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя у дошкольников с ОВЗ предпосылки к учебной деятельности и мотивационную, личностную готовность к общению в условиях школы, к работе в школьном коллективе.
Это нужно учитывать в процессе отбора содержания преемственности дошкольного и начального школьного образования для детей с ОВЗ в аспекте профессионально-деятельностного подхода.
Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. При этом надо помнить, что в этом плане существуют определенные издержки. В частности, при поступлении в школу от ребенка с ОВЗ требуется, чтобы он делал практически то же самое, что его сверстники с нормальным развитием, под предлогом компенсации его нарушений и его социализации в школе.

Концепция специального обучения и воспитания

Работники специальных дошкольных учреждений (в первую очередь методисты и воспитатели) должны быть знакомы с требованиями, которые предъявляются

Слайд 12В итоге повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их

здоровья детей, снижению учебной мотивации, потере интереса к учёбе и

т. д. Они являются причиной неврозов детей с ОВЗ и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению.
При этом игра и другие специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию и эффективность коррекционно-педагогического процесса в компенсирующих и комбинированных группах специальных детских садов.
В связи с этим в практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества:
по реализации программ и планов по подготовке дошкольников с ОВЗ к систематическому обучению в школе,
по посещению воспитателем уроков в школе, а учителем — занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка,
по обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы,
анализу результатов совместной деятельности.

Концепция специального обучения и воспитания

В итоге повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их здоровья детей, снижению учебной мотивации, потере интереса

Слайд 13недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей системы.

Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без

опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив;

несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с ОВЗ с одного образовательного уровня на другой;

неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей системы (приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют работать с детьми 3-10 лет, имеющими ОВЗ, и которые сочетают профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов);

отсутствие единых программ воспитания и обучения для детей с ОВЗ;

отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням;

некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса;

Основные проблемы преемственности

недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме

Слайд 14необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и

дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.;
недостаточный уровень подготовки

педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ в системе непрерывного образования.
Решение этих проблем определяет основные направления преемственности образовательного и коррекционно-развивающего процесса.
Целевое направление связано с согласованием целей и задач воспитания и обучения детей с ОВЗ на отдельных ступенях их развития.
Содержательное направление связано с разработкой и обеспечением “сквозных” линий в содержании, подготовкой единых курсов изучения отдельных программ. Данное направление предполагает создание на каждом этапе основы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики.
Технологическое направление предполагает реализацию преемственности форм, методов и способов специального воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная реализация преемственности направлена на создание новых методик и технологий обучения и воспитания при разработке общих подходов к организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене специальной или массовой школы.
необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и

Слайд 15С психологической точки зрения переходный период от дошкольного к школьному

детству считается наиболее сложным и уязвимым. Психологическое направление выдвигает требования

совершенствования форм и методов организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса в детском саду и начальной школе с учетом общих возрастных особенностей детей с ОВЗ.
Необходимо создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Большое значение при этом имеет преемственность стиля отношений к ребенку с ОВЗ воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.
Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются:
учет состояния здоровья и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья,
уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности,
уровень развития умственных и нравственных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья,
развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
С психологической точки зрения переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Психологическое

Слайд 16Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик

детей с ОВЗ, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание

ПМПк по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.
Управленческое и структурно-организационное направление определяет необходимость общего руководства учебно-воспитательным процессом в детском саду и начальной школе, рационального установления вертикальных и горизонтальных связей в них.
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:
методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ;
работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик детей с ОВЗ, заполнение диагностических карт на

Слайд 17Исчезло требование к преемственности – какие ЗУН должны дать в

ДОУ, а с какими школа должна получить детей.
Сместился акцент готовности

к обучению в школе с интеллектуальной на личностную – («внутренняя позиция школьника»).
На первый план выводятся познавательные мотивы обучения – сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.
Для современного первоклассника важно не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Требования к обеспечению преемственности

Исчезло требование к преемственности – какие ЗУН должны дать в ДОУ, а с какими школа должна получить

Слайд 18 Условия для реализации преемственности:
Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка.
Обеспечение

поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника.
Для начального образования: опора

на достижения дошкольного детства.
Согласованность программ ДОУ и начальной школы.
Сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной).
Устранение дублирования программ.
Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.).
Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка.
В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности и пр.).
Дошкольное образование должно стать обязательным и общедоступным.
Условия для реализации преемственности: Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка.Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и

Слайд 19 Психолого-педагогические условия:
На дошкольной ступени:
личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
формирование предпосылок учебной

деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
построение образовательного процесса с использованием

адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Общие условия:
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
Психолого-педагогические условия: На дошкольной ступени:личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития

Слайд 20создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому

развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
учёт индивидуальных, возрастных, психологических и

физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами ОО.

Общие условия:

создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;учёт индивидуальных,

Слайд 21В. Н. Самусенко :
использование личностно- и практико-ориентированных педагогических технологий;
ситуативность, вариативность

и личная адаптированность используемых форм и методов взаимодействия;
связь теории с

практикой;
приоритет субъект-субъектных межличностных отношений;
сочетание индивидуальных и коллективных форм взаимодействия;
обогащение творческого опыта практических взаимоотношений учителей в педагогической деятельности
Среди организационно-педагогических условий обеспечения преемственности В. Н. Самусенко особое внимание уделяет взаимодействию педагогов, считает сотрудничество учителя начальных классов с коллегами важнейшим фактором преемственности .
Уровень практической готовности учителя к эффективному взаимодействию с коллегами представляет собой сложное и целостное личностное образование, соединяющее в себе




Педагогическая технология формирования эффективного взаимодействия учителей по обеспечению преемственности образовательного процесса представляет собой совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат этого взаимодействия в современных социально-экономических условиях

Условия для обеспечения преемственности:

В. Н. Самусенко :использование личностно- и практико-ориентированных педагогических технологий;ситуативность, вариативность и личная адаптированность используемых форм и методов

Слайд 22Условия обеспечения преемственности
преемственность дошкольного и начального общего образования может быть

обеспечена, если











http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/122-raznoe/9188-problemy-preemstvennosti-doshkolnogo-i-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya.html

Условия обеспечения преемственностипреемственность дошкольного и начального общего образования может быть обеспечена, еслиhttp://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/122-raznoe/9188-problemy-preemstvennosti-doshkolnogo-i-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya.html

Слайд 23Общие задачи стандартов
















http://kgbou5.ru/assets/files/bannery/fgos/preemstvennost-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-dlya-obuchayushhihsya-s-ovz.pdf

Общие задачи стандартовhttp://kgbou5.ru/assets/files/bannery/fgos/preemstvennost-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-dlya-obuchayushhihsya-s-ovz.pdf

Слайд 24Принципы
Основные принципы, положенные в основу построения преемственности в обучении детей

с ОВЗ:

принцип интеграции содержания дошкольного образования в начальное и начального

в среднее образование;

принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированный подход к детям с ОВЗ;

принцип системности, означающий непрерывность по реализации учебных программ;

принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;

принцип преемственности дошкольной ступени образования, начальной школы и средней школы, позволяющий безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой.
ПринципыОсновные принципы, положенные в основу построения преемственности в обучении детей с ОВЗ:принцип интеграции содержания дошкольного образования в

Слайд 25 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
В настоящее время особенно актуальна проблема определения общих

принципов преемственности между ступенями образования.
Это связано с возникшим многовариантным

образовательным пространством дошкольного и начального образования.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны
внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ,
помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В настоящее время особенно актуальна проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования.

Слайд 26 Основания преемственности содержания
Основания преемственности содержания дошкольного и начального образования:
развитие любознательности

как основы познавательной активности;
развитие индивидуальных способностей ребенка как залога успешности;
формирование

творческого воображения как направления интеллектуально- личностного развития;
развитие коммуникативности;
формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки
Основания преемственности содержания Основания преемственности содержания дошкольного и начального образования:развитие любознательности как основы познавательной активности;развитие индивидуальных

Слайд 27-
Преемственность

-Преемственность

Слайд 28ФГОС НОО приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373

(вступил в силу с 01.01.2010)
ФГОС ДО приказ Минобрнауки РФ от

17.10.2013 г. № 1155 (вступил в силу с 01.01.2014)
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 (вступит в силу с 01.01.2016)
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003)

Нормативные документы для реализации преемственности

ФГОС НОО приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (вступил в силу с 01.01.2010)ФГОС ДО приказ

Слайд 29Виды преемственности

Виды преемственности

Слайд 30Преемственность видна в …
Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального

общего образования можно проследить в следующем:
единый структурно-организационный подход, заключающийся в

совокупности требований:
к условиям реализации стандарта,
структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы,
образовательным результатам;
единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается:
в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»;
опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка;
понятии об универсальных учебных действиях;
ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;

















Преемственность видна в …Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:единый структурно-организационный

Слайд 31Преемственность видна в …
в организации общего принципа инклюзивного образования, который

отражается:
в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ;
разработке адаптированных

(в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ;
опоре на индивидуальную программу реабилитации.
направленность основных образовательных программ ДО и НОО:
формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей
процесс успешной социализации ребёнка
развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования
сохранение и укрепление здоровья детей
















Преемственность видна в …в организации общего принципа инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c

Слайд 32Качество и непрерывность
В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного

образования и нового Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей,

задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности.
Согласно новому Закону «Об образовании» дошкольное образование впервые получило статус первого уровня общего образования в России.
Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян.
Вместе с тем одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
Также сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.















Качество и непрерывностьВ связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового Закона «Об образовании» возникла

Слайд 33Формы осуществления преемственности
-
















Формы осуществления преемственности -

Слайд 34-
















Формы осуществления преемственности

-Формы осуществления преемственности

Слайд 35-
















Формы осуществления преемственности

-Формы осуществления преемственности

Слайд 36






Принципиальные отличия ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования:





Принципиальные отличия ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования:

Слайд 37Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование

умения учиться. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего

образования, где одним из приоритетов - освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, и коммуникативных).
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т. д.
Готовить ребенка к школе — это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.













Формирование умения учиться

Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться. Решение данного направления отражается в

Слайд 38 Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит
делать

учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и

находить пути, средства ее достижения;
помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Например. С этой целью в детском саду необходимо применять технологию проектной деятельности. Где дети самостоятельно ставят перед собой задачу и пытаются найти пути ее решения.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.












Формирование умения учиться

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед

Слайд 39Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им

возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с

формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Поэтому, в детском саду необходимо вести работу по ознакомлению детей со школой посредством экскурсий в школу, посещением школьных мероприятий, совместное проведение мероприятий с обучающимися и учителями.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.
Так же важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Очень важно, чтобы не было большого контраста в отношении к ребенку со стороны учителя.
Нужно отметить, что частичное решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в ОО.












Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя

Слайд 40 Алгоритм осуществления преемственности
Алгоритм осуществления преемственности ДОУ и школы в вопросах

обучения, воспитания и развития детей с особыми потребностями

















Алгоритм осуществления преемственности Алгоритм осуществления преемственности ДОУ и школы в вопросах обучения, воспитания и развития детей

Слайд 42










Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения

ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

При этом



Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.










Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для

Слайд 43План по преемственности в работе МДОУ №39«Веселый улей» со школой

№46
Задачи:
Определить положительные тенденции совершенствования образовательного процесса в условиях реализации стандартов

нового поколения.
Определить нерешенные проблемы преемственности дошкольного учреждения и начального звена школы.
Реализовать преемственность по вариативным образовательным программам в условиях сохранения здоровьесберегающей среды.
Добиваться взаимопонимания, единства требований всех институтов детства в подготовке детей к обучению в школе в процессе совместного проведения и анализа диагностики.




















https://megalektsii.ru/s14466t2.html

План по преемственности в работе МДОУ №39«Веселый улей» со школой №46Задачи:Определить положительные тенденции совершенствования образовательного процесса в

Слайд 44Организационно-методическая работа

Организационно-методическая работа

Слайд 45
















-
Работа с детьми

-Работа с детьми

Слайд 46
















-
Работа с детьми

-Работа с детьми

Слайд 47
















-
Работа с родителями

-Работа с родителями

Слайд 48










Шефская работа

-
Медицинский блок

Шефская работа-Медицинский блок

Слайд 49Преемственность ФГОС ДОО и ФГОС ОВЗ
-
Содержательный раздел ФГОС ДОО и

ФГОС ОВЗ

Преемственность ФГОС ДОО и ФГОС ОВЗ-Содержательный раздел ФГОС ДОО и ФГОС ОВЗ

Слайд 50Образовательные результаты ФГОС ДО. ФГОС ОВЗ
Пять образовательных областей, обозначенных во

ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметные области основной

образовательной программы начального общего образования.















(СМ.ФГОС)






Образовательные результаты ФГОС ДО. ФГОС ОВЗПять образовательных областей, обозначенных во ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на

Слайд 51Преемственность результатов дошкольного и начального общего образования: соотнесение целевых ориентиров

с УУД

















(СМ.ФГОС)

Преемственность результатов дошкольного и начального общего образования: соотнесение целевых ориентиров с УУД(СМ.ФГОС)

Слайд 52




Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на

следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни

в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.










Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации

Слайд 56Преемственность результатов ДОО и НОО
От целевых ориентиров к универсальным учебным

действиям















https://ppt-online.org/377755

Преемственность результатов ДОО и НОООт целевых ориентиров к универсальным учебным действиямhttps://ppt-online.org/377755

Слайд 57 Личностная готовность к школе включает
https://ppt-online.org/377755

Универсальные логические действия

Личностная готовность к школе включает https://ppt-online.org/377755Универсальные логические действия

Слайд 58Отличия ФГОС ДО и НОО
по следующим критериям: характер получения образования,

результаты освоения ООП, позиция обучения детей с ОВЗ.
















Отличия ФГОС ДО и НООпо следующим критериям: характер получения образования, результаты освоения ООП, позиция обучения детей с

Слайд 59Основные задачи преемственности ДОУ и школы
Основные задачи преемственности детского

сада и школы:
обеспечить безболезненный переход детей к школе;
обеспечить должный

уровень готовности детей к обучению в школе;
воспитывать у дошкольника эмоционально положительное отношение к школе;
обеспечить непрерывность в развитии способностей, компетентности, возможностей ребенка.
Основные задачи преемственности ДОУ и школыОсновные задачи преемственности  детского сада и школы:обеспечить безболезненный переход детей к

Слайд 60Вариант
Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка,

развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
Развитие

инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).
Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного учреждения - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
ВариантПриобщение детей к ценностям здорового образа жизни.Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для

Слайд 61"План мероприятий по преемственности между дошкольными ОО и начальной школой

ОО"
Методическая работа по совершенствованию образовательного процесса:
научно-методическое сопровождение реализации федерального государственного

образовательного стандарта;
диагностика затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе с целью оказания методической поддержке учителям начальной школы и воспитателям ДОУ;
изучение и внедрение в образовательный процесс технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ;
Взаимодействие с педагогами ДОУ и начальной школы:
семинар-практикум "Преемственность дошкольного и начального общего образования. Адаптация первоклассников к обучению";
круглый стол "Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования", "Проблемы адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьной жизни", "Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе", "Обеспечение преемственности формирования УУД у детей с ОВЗ при переходе от дошкольного к начальному общему образованию";
проведение открытых занятий, уроков, внеурочных мероприятий с целью обеспечения преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО;
взаимодействие специалистов (медицинских работников, педагога-психолога, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социального педагога) школы и ДОУ;
консультации учителей выпускных 4-х классов с воспитателями подготовительных групп ДОУ;


Слайд 62Работа с воспитанниками ДОУ и обучающимися:
организация экскурсии в школу для

воспитанников ДОУ (посещение детьми школьной библиотеки, учебных кабинетов, компьютерного класса,

кабинета учителя-логопеда, кабинета педагога-психолога, медицинского блока, спален, зимнего сада, школьного историко-этнографического музея "Родники", школьной выставки "Творчество юных"; знакомство с учителями, специалистами школы);
проведение мастер-класса по развитию речи учителями-логопедами с использованием игровых технологий и ИКТ;
участие воспитанников ДОУ в совместной образовательной деятельности с обучающимися ОО (региональный интерактивный конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся с ОВЗ "Страна открытий");
организация совместных выставок рисунков, поделок;
Сотрудничество с родителями:
проведение совместных родительских собраний с педагогами ДОУ и учителями школы;
организация Дня открытых дверей в ОО для родителей и воспитанников ДОУ (открытые уроки, коррекционно-развивающие занятия, внеурочные мероприятия, встречи-консультации администрации, педагогов, специалистов школы для родителей будущих первоклассников);
комплексные консультации для родителей "Как подготовить ребёнка к школе", "О значении УУД для обучения в школе", "Как оценить готовность будущих первоклассников к обучению", "Поступление в школу – важное событие в жизни семьи".


Работа с воспитанниками ДОУ и обучающимися:организация экскурсии в школу для воспитанников ДОУ (посещение детьми школьной библиотеки, учебных

Слайд 63Например, сотрудничество с родителями

Например, сотрудничество с родителями

Слайд 64Система мероприятий
Система мероприятий по формированию адаптационно-развивающей среды при переходе

из дошкольных учреждений в начальную школу:
Организационно-содержательная деятельность ОО по преемственности

ДОУ и начальной школы:
организация единого образовательного пространства ОО и ДОУ,
создание педагогических и социально-психологических условий для обучения и развития личности ребенка с ОВЗ,
обеспечение единства требований, условий и подходов в оказании оптимальной психолого-педагогической помощи;
Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с позиции преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО:
исследование особенностей мотивационного и эмоционально-волевого компонентов личности первоклассников в период адаптации к школе;
психолого-педагогическая диагностика уровня готовности воспитанников ДОУ к обучению в школе
разработка и введение дополнительных опорных программ-ориентиров по формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
мониторинг по результатам реализации ФГОС, формированию УУД;

Система мероприятий Система мероприятий по формированию адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу:Организационно-содержательная деятельность

Слайд 65Система мероприятий
психолого-медико-педагогический консилиумы: "Организация комплексного сопровождения обучающихся, родителей и

педагогов специалистами школьного ПМПк", "Особенности индивидуального и личностного развития, эмоционально-волевой

сферы обучающихся в переходный период из дошкольного учреждения в начальную школу" (1-е классы), "Особенности интеллектуального и личностного развития ребенка. Освоение ФГОС. Достижение метапредметных результатов. Трудности в усвоении образовательной программы (1-е классы)";
организация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися.
Организация работы по формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД осуществляется через выполнение "Программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования".
Динамика формирования УУД у обучающихся с ОВЗ отслеживается через проведение психолого-педагогической диагностики. Мониторинг по формированию и развитию УУД у обучающихся с ОВЗ проводится системно. Результаты фиксируются в индивидуальной карте учета динамики развития ребенка.
Анализ результатов деятельности по преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО, психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ на этапе перехода из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу осуществляется на школьном ПМПк.

Система мероприятий психолого-медико-педагогический консилиумы:

Слайд 66Например, мероприятия
Организация совместных мероприятий школы и детских садов - создание

условий для благоприятной адаптации ребенка к школьной жизни:
Курс “Школа для

дошкольников”
Цель подготовительного курса – создание условий для общего развития дошкольников, подготовки их к обучению в школе, формирования положительного отношения к учению, развития любознательности и познавательной активности; начального музыкально-ритмического и художественно-эстетического развития детей.
Основные задачи курса:
формирование интеллектуальных способностей детей;
воспитание коммуникативных качеств личности;
выявление интереса и способностей детей к пению и танцу;
формирование художественно-творческой активности детей;
обучение ребёнка работе с готовыми компьютерными программами.
Курс “Школа для дошкольников” включает в себя занятия по следующим программам:
“Занимательная грамматика” (“Родной язык”).
“Сообразилия” (математическая подготовка).
“РТС” (развитие творческих способностей).
“Вообразилия” (“Изодеятельность”).
“Компьютерная игротека”.
“Ритмика”.
“Английский для малышей”
Другие (при наличие социального заказа родителей и условий школы).
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/418375/


Например, мероприятияОрганизация совместных мероприятий школы и детских садов - создание условий для благоприятной адаптации ребенка к школьной

Слайд 67Например, формы
Согласно мнению Е. А. Антонюк, существуют общепризнанные формы осуществления

преемственности в сотрудничестве образовательных организаций по обеспечению преемственности дошкольного и

начального общего образования в условиях введения ФГОС. К таковым автор относит:
Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами школы).
Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер-классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.
Например, формыСогласно мнению Е. А. Антонюк, существуют общепризнанные формы осуществления преемственности в сотрудничестве образовательных организаций по обеспечению

Слайд 68Например, формы
Сотрудничество с родителями:
совместные родительские собрания (ДОУ – школа);

круглые столы, дискуссии, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов и

ответов;
педагогические консультации;
дни открытых дверей;
совместные творческие мастерские;
разнообразные виды опросников (анкетирование, тестирование) родителей по изучению самочувствия семьи на момент подготовки ребенка к переходу в школу и в период адаптации к ней;
образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
семейные досуги, тематические вечера (посиделки);
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
работа родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).


Например, формыСотрудничество с родителями: совместные родительские собрания (ДОУ – школа); круглые столы, дискуссии, педагогические «гостиные»; родительские конференции,

Слайд 69Рекомендации родителям
чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, можно рисовать,

заниматься мозаикой, маленькими фишками;
рисовать “кривулечки”, дорисовывать до узнаваемого рисунка или

смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение;
раскрашивать рисунок карандашом то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий;
взять акварельные краски и тонкую кисточку и учить ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы) , затем поменьше (ягодки, кружочки) ;
затем закрашивать рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе;
научить ребенка набирать петли на толстых спицах и толстыми нитками. Это тренирует локоть и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой;
лепить из пластилина, вязать –это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные;
купить перьевую ручку и писать все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти) ;
ни в коем случае не заучивать букварь наизусть. Читать книги с короткими текстами;
покупать детские журналы и разгадывать ребусы, кроссворды, находить различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;
не запрещать играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.
Рекомендации родителямчтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, можно рисовать, заниматься мозаикой, маленькими фишками;рисовать “кривулечки”, дорисовывать до

Слайд 70 Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
установление единства стремлений и взглядов

на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

выработка общих

целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы: установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским

Слайд 71Сущность преемственности
Цели начального образования и дошкольной ступени традиционно не

совпадают.
Дошкольное учреждение основное внимание уделяет сохранению и укреплению здоровья,

всестороннему общему физическому, психическому развитию ребёнка, становления его как личности, то начальная школа свои задачи видит в формировании практических навыков чтения, письма, счёта.
Начальная школа не обеспечивает необходимой постепенности, с первых же дней предъявляет к детям требования, как к уже состоявшимся ученикам.
Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Сущность преемственности состоит



Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка, меняется осмысление пройденного на более высоком уровне. Построение работы в школе должно идти с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Сущность преемственности Цели начального образования и дошкольной ступени традиционно не совпадают. Дошкольное учреждение основное внимание уделяет сохранению

Слайд 72Преемственность в ОО (школе)
Цель преемственности ОО:
объединение усилий педагогического коллектива для

снижения дезадаптации у школьников с ОВЗ;
повышение их эмоционального благополучия;
сохранения здоровья;
дальнейшая

коррекция нарушений развития.
Преемственность в ОО для детей с ОВЗ Решает следующие задачи:
осуществление выполнения непрерывности образовательных программ. (Для обучающихся с ОВЗ 8 вида существует «сквозная программа» для младшего, среднего и старшего возраста под редакцией Воронковой).;
формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
осуществление единых требований к структуре урока;
организация преемственности между педагогами-предметниками ОО;
организация работы с родителями.
Преемственность в ОО (школе)Цель преемственности ОО:объединение усилий педагогического коллектива для снижения дезадаптации у школьников с ОВЗ;повышение их

Слайд 73Задачи начального школьного звена
Осознанное принятие детьми ценностей здорового образа жизни

и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

Готовность ребенка к

активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).

Желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию.

Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания

Задачи начального школьного звенаОсознанное принятие детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с

Слайд 74 Рекомендации учителям начальных классов
Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка,

характерные для шестилетнего возраста.
Учитывать все рекомендации медиков и психологов во

избежание переутомления и перегрузки детей.
Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.
Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.
Постоянно поддерживать у обучающихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.
Не использовать авторитарные методы руководства в работе с младшими школьниками и их родителями.
Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.
Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей.
Рекомендации учителям начальных классов Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.Учитывать все

Слайд 75Взаимодействие
Различные аспекты проблемы преемственности затрагивают ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Ребенок – главная фигура

всего образовательного процесса, для него и вокруг него выстраиваться работа

всех специалистов ОО. И именно взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребенка:






Организация работы по преемственности и взаимодействию между педагогами внутри ОО :
создание системы непрерывного обучения, которое обеспечивает
эффективное поступательное развитие ребенка,
его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм )
ВзаимодействиеРазличные аспекты проблемы преемственности затрагивают ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Ребенок – главная фигура всего образовательного процесса, для него и вокруг

Слайд 76Взаимодействие
создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию,

развитию индивидуальности каждого обучающегося
развитие ведущей деятельности каждого периода жизни

ребенка
формирование психологической готовности к переходу на новые ступени обучения
разработка «сквозных» программ для младшего и среднего возраста (психологом, социальным педагогом, валеологом)
формирование структуры учебного процесса
в условиях непрерывного образования
создание разнообразных творческих мастерских
и проектов в обучении и воспитании
Взаимодействиесоздание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого обучающегосяразвитие ведущей деятельности каждого

Слайд 77Переход из начального в среднее звено
Обучение детей в начальной

школе проводится, как правило, в основном одним учителем, в хорошо

оборудованном кабинете.
Обучающиеся с ОВЗ характеризуется стойкими нарушениями и недоразвитием психических процессов.
У них недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей, завышена самооценка, у многих детей есть физические недостатки.
В начальной школе созданы все условия для успешного развития обучающихся (медицинское сопровождение, занятия с логопедами и психологами, посещение развивающих кружков и секций) – это способствует коррекции нарушений умственного и физического развития.
Переход обучающихся из начального в среднее звено школы является одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
Не следует забывать, что пятиклассники – это уже не младшие школьники, а младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить с учетом этого возрастного периода.

Переход из начального в среднее звено Обучение детей в начальной школе проводится, как правило, в основном одним

Слайд 78Для осуществления преемственности- начальная школа – средняя школа предполагаются следующие

мероприятия:
входная диагностика;
ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода в пятом классе;
выявление

психологических проблем класса;
изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Подготовка учителя-предметника к приему детей должна начинаться со знакомства с учителем начальной школы. На протяжении всего учебного года изучаются психологические возможности детей 4 класса.
Кроме этого
осуществляются знакомства с личными делами,
совместно с учителем начальной школы составляется психолого-педагогические характеристики каждого ученика,
разрабатывается программа на адаптационный период, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.
Желательно периодически посещать уроки в 4 классе,
составить единый орфографический режим в оформлении письменных работ.
Для осуществления преемственности- начальная школа – средняя школа предполагаются следующие мероприятия:входная диагностика;ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода

Слайд 79Контент-анализ педагогических практик
https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=4064
С целью изучения состояния обеспечения преемственности дошкольного и

начального общего образования в педагогической практике применялся метод контент-анализа.
Контент-анализ (англ.

content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке.
Отбор информации для контент-анализа осуществляется на основе обнаружения/выявления в текстах педагогических публикаций базовых и родственных понятий данного исследования – «непрерывность образования», «преемственность образования», «подготовка к школе», «адаптация к школе» др.
Категории (критерии) анализа педагогического опыта по обеспечению преемственности уровней дошкольного и начального общего образования :
Представления педагога об актуальности проблемы преемственности.
Цели и задачи преемственности в понимании педагога.
Наличие специальной работы/направления педагогической деятельности по обеспечению преемственности в практике педагога.
Контент-анализ педагогических практикhttps://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=4064С целью изучения состояния обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в педагогической практике применялся

Слайд 80Контент-анализ педагогических практик
Согласованность работы педагога по обеспечению преемственности с положениями

и требованиями ФГОС.
Направления работы по практическому осуществлению преемственности:
работа с педагогами

(взаимодействие педагогов);
работа с родителями;
работа с детьми.
Причины нарушения преемственности (в оценке педагога):
отсутствие четкой диагностической системы определения готовности ребенка к школе;
недостаточное использование игровой деятельности;
отсутствие условий в образовательной организации;
некомпетентность педагога в вопросах преемственности;
отсутствие связи между дошкольными и школьными образовательными организациями.
Мнение педагога о готовности ребенка к школе (по структуре готовности Л. А. Венгер):
мотивационная готовность;
личностная готовность («внутренняя позиция школьника»);
волевая готовность;
интеллектуальная готовность.
Контент-анализ педагогических практикСогласованность работы педагога по обеспечению преемственности с положениями и требованиями ФГОС.Направления работы по практическому осуществлению

Слайд 81Современные педагоги, организующие целенаправленную деятельность по обеспечению преемственности, стремятся опираться

на ключевые положения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального

общего образования.
Такие педагоги осознают актуальность работы по достижению преемственности этих уровней образования, ищут и находят новое содержание и формы достижения преемственности:
специальные проекты и программы,
совместные интегрированные уроки дошкольников и младших школьников и т. д.
В ходе контент-анализа выяснилось, что педагоги привлекают к своей работе по обеспечению преемственности коллег и родителей, обозначают важность и значимость решения проблемы преемственности совместными усилиями педагогического коллектива и родителей.
Обращает внимание, что среди нарушений преемственности называется недостаточное использование игровой деятельности в детском саду, т. е. в статьях педагогов-практиков зафиксирована проблема, которая назрела в современном образовании, а именно «риск школяризации» дошкольного образования (выражение А. Г. Асмолова). Ученый считает, а педагоги-практики подтверждают, что в настоящее время происходит перенос методов работы со школьниками на дошкольников.
Современные педагоги, организующие целенаправленную деятельность по обеспечению преемственности, стремятся опираться на ключевые положения Федеральных государственных образовательных стандартов

Слайд 82Проблемы и трудности
Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении

отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса.
Несогласованность между «входными» и

«выходными требованиями д/с и школы.
Завышенные требования к готовности ребенка к школьному обучению.
Низкий уровень социально-личностного развития ребенка.
Отсутствие единых программ непрерывного образования.
Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, т. е. сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования.
Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учёта дальнейших перспектив.
Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский


Проблемы и трудностиРазрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса.Несогласованность

Слайд 83Вариант Проблемы и трудности
Недостаточная согласованность в действиях дошкольного и начального

образования : Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко

осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.
Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения па различных этапах образовательного процесса.
Несовершенство существующих учебных пособий и др.


Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Психология дошкольников и младших школьников имеет очень много общего:
доверчивое подчинение авторитету взрослого.
повышенная восприимчивость ко всему новому, наивно-игровое отношение ко всему с чем сталкивается;
преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление).

Выводы

Вариант Проблемы и трудностиНедостаточная согласованность в действиях дошкольного и начального образования : Формирование и развитие образования в

Слайд 84Выводы
Можно сформулировать условия:
дошкольный и начальный уровень образования - соблюдение преемственности

и непрерывности образовательного процесса;

модели инклюзивного образовательного пространства;

учёт особых образовательных потребностей

разных групп школьников с ОВЗ в образовательном процессе;

индивидуальный образовательный маршрут - помощь специалистов;

общее и дополнительное образование для детей с ОВЗ;

использование образовательных технологий в практике работы с детьми с ОВЗ разных групп;

взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

ВыводыМожно сформулировать условия:дошкольный и начальный уровень образования - соблюдение преемственности и непрерывности образовательного процесса;модели инклюзивного образовательного пространства;учёт

Слайд 85Администрация школы и ДОУ







Педагоги
и специалисты

Администрация школы и ДОУПедагоги   и специалисты

Слайд 87Благодарим за участие в вебинаре

Благодарим за участие  в вебинаре

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика